» » » » Михаил Максимов - Очерк о золоте


Авторские права

Михаил Максимов - Очерк о золоте

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Максимов - Очерк о золоте" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Максимов - Очерк о золоте
Рейтинг:
Название:
Очерк о золоте
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Очерк о золоте"

Описание и краткое содержание "Очерк о золоте" читать бесплатно онлайн.



В «Очерке о золоте» приводится история открытия многих месторождений золота, показываются условия их эксплуатации, рассказывается о чеканке монет из золота конкретных месторождений.

В «Очерке о золоте» сделана попытка последовательного изложения важнейших этапов и отдельных эпизодов развития золотого монетного обращения в разных странах, протекавшего на фоне открытий месторождений золота. Выделенные разделы неодинаковы по объему и по содержанию, так как о разных периодах развития и районах в литературных трудах, памятниках письменности и материальной культуры сохранился неодинаковый исторический материал.






Клады, сокровища и коллекции

Древние золотые монеты в коллекции музеев (нумизматы СССР золотые монеты не коллекционируют) поступают, как правило, из захоронений, могильников, сознательных кладов, случайных потерь монет в далеком прошлом.

«Извлечение денег из потока обращения и предохранение их от общественного обмена веществ проявляется также внешним образом в закапывании денег в землю...»2,— пишет К. Маркс.

Сознательный клад может быть «краткосрочным», когда намеревались спрятать на короткое время имевшиеся монеты. В нем могут быть любые по качеству (по состоянию, как говорят нумизматы) монеты, так как в процессе обращения, переходя из рук в руки, стертая монета циркулирует на правах полновесной как знак стоимости. Ценность такого клада в том, что он позволяет сделать «моментальный снимок» фактического состояния монетного обращения. Другой тип сознательного клада — клад «скопидомский»: в нем бывает больше монет, а монеты подбираются полновесные, не стертые, без каких-либо изъянов.

К. Маркс отмечает: «Золото или серебро, приведенные таким образом в виде денег в неподвижное состояние, суть сокровище»[1]. Собиратель сокровища накапливал именно новенькие, полновесные, т. е. не стертые, монеты. Это особенно важно для экземпляра, попадающего в систематическую коллекцию, так как позволяет прочесть все надписи и рассмотреть изображения. Накапливание же в кладе тертых монет принесло бы собирателю существенный ущерб: как подсчитано, за 20 лет (с 1809 по 1829 г.) обращавшееся в Европе золото потеряло в массе от истирания 5 %, что составляет 19 млн. фунтов стерлингов.

Интересную характеристику собирателя сокровищ приводит К. Маркс: «Собиратель сокровищ презирает светские, временные и преходящие наслаждения, гоняясь за вечным сокровищем, которого не ест ни тля, ни ржа, которое является всецело небесным и в то же время всецело земным»[1].

Элементы этой характеристики в некоторой степени можно отнести и к собирателю нумизматической коллекции — увлеченному энтузиасту своей профессии или хобби. Все коллекции старых музеев в основе состоят из частных коллекций, которые на протяжении многих лет создавались кропотливым трудом людей, «гонявшихся» за своеобразным «сокровищем», каким является редкая или просто нужная для коллекции монета, даже если они собирали и не для себя, а выполняли служебные обязанности. Безусловно, между собирателями есть огромная принципиальная разница: собиратель сокровища видит прежде всего золото и серебро, а монета лишь позволяет ему вести счет сокровища; собиратель же нумизматической коллекции видит прежде всего монету, а металл, из которого она отчеканена, фиксирует лишь в качестве одного из элементов характеристики монеты. Есть и другая разница: древняя коллекционная монета во много раз ценнее, чем стоит золото, пошедшее на ее изготовление.

Предшественники монет

Слитки в одну или несколько единиц массы (и в долях единицы) становятся монетами, когда на их поверхности ставится клеймо, рассчитанное в соответствии с размером слиточка таким образом, чтобы покрывать его целиком, что делало бы заметным злостное спиливание металла. «Поэтому стоимость имеет не отделка, которую государство придает деньгам в монете, а только ее металлическое содержание»[1]. До появления монет для обмена иногда использовали бобообразные ели-точки строго дифференцированной массы, например слиточки в 1,5 золотого таланта (малый золотой талант имел массу 6 драхм), которые были найдены в погребениях XIII в. до н. э. на Кипре.

На о. Кипр Геродот выделил три слоя населения: греков, пришедших на остров около 1350 г. до н. э., финикийцев и эфиопов — исконное население. Потеряв независимость, Кипр принадлежал персам, затем Александру Македонскому.

Из какого золота изготовлены эти слиточки-таланты? На Кипре имеется ряд медно-колчеданных месторождений, весьма схожих между собой. Все они имеют одинаковое происхождение и представлены массивными рудами. Зона массивных руд делится на две части: верхнюю, сложенную конгломератовидными рудами, и нижнюю — подзону компактных сульфидных руд. Значительную часть верхней подзоны слагают колчеданные сыпучки — рыхлые, иногда пылевидные или пескообразные скопления колчеданов [13]. Интересное месторождение было открыто в 1914 г. на северо-западном побережье Кипра, где уже во времена Геродота находился город Солы. Здесь было обнаружено рудное тело длиной около 600 м, шириной до 250 м и мощностью более 50 м с содержанием золота 0,3 г/т. Линза эта находилась под 50-метровой толщей известняков, вероятно, поэтому она и не была обнаружена многими поколениями рудокопов. В железной шляпе над первичной рудной линзой лежал слой мягкой растираемой пальцами окисленной руды мощностью от нескольких сантиметров до 1 м. Из этого верхнего слоя медь была выщелочена, и концентрация золота в колчеданной сыпучке составила 60—150 г/т. Видимо, из таких железных шляп, выходивших на поверхность, и добывали на Кипре древние рудокопы золото. А из него изготовляли слиточки-таланты.

Первые монеты

Постепенно на слиточках, подобных кипрским (см. рис. 3), но другой массы, стали чеканить определенные изображения. Так появились монеты. «Возьмем, во-первых, монету: первоначально она не что иное, как определенная весовая часть золота; штемпель сюда добавляется как гарантия, как показатель веса, так что пока он еще ничего не меняет; штемпель, являющийся формальным уведомлением о стоимости, превращается в самостоятельный знак, символ стоимости и посредством самого механизма обращения становится вместо формы субстанцией; здесь необходимо вмешательство государства, так как подобный знак должен быть гарантирован получившей самостоятельное бытие мощью общества, государством. Но на самом деле деньги действуют в обращении именно как деньги, как золото и серебро; быть монетой — это всего лишь их функция».

При чеканке древнейших монет бобовидный слиточек или шарик, брошенный на наковальню, в силу своей тяжести скатывался к центру углубления, созданного вогнутым изображением лицевой стороны. С обратной стороны на него наставляли один или несколько стержней квадратного сечения, и ударом молота по этим стержням выбивали рисунок, вырезанный на нижнем штемпеле-наковальне. Слиточек, позднее принявший форму лепешечки, являвшейся заготовкой для монеты, имел точную массу. В связи с этим первые названия денежных единиц были связаны с названиями элементов весов: талант — чашка весов, а статер — коромысло весов.

В «Истории» Геродота и геолог, интересующийся историей геологии, и нумизмат находят немало интересных страниц. Он описал некоторые месторождения золота стран Эгейского моря, упоминает он также о добыче золота в других странах Ойкумены.

Повествование начинается с Лидии. Геродот писал: «Природными достопримечательностями, как другие страны, Лидия совсем не обладает, кроме, может быть, золотого песка, приносимого течением реки Тмола». Далее он несколько уточняет свое описание. Рассказывая об осаде столицы Лидии города Сарды и о возникшем пожаре, Геродот сообщает, что жители «...стали сбегаться на рыночную площадь и к реке Пактолу (Пактол, несущий с собой золотой песок, течет с Тмола через рыночную площадь и потом впадает в реку Герм, а та — в море)». О Лидии писал и Страбон: «...богатства Гигеса, Алиата и Креза — от рудников в Лидии и в области между Атарнеем и Пергамом, где находится покинутый городок, на территории которого есть истощенные копи».

Упомянутые Страбоном последние цари Лидии из династии Мермнадов — Гигес, Алиат и Крез — личности исторические.

При Гигесе (687—654 гг. до н. э.) появилась первая в истории монета. Она отчеканена из электра. Монета называлась статером и имела массу 14 г. На ней был изображен лев — геральдическое животное столицы Лидии (рис. 4, а). Геродот писал о лидийцах: «Первыми из людей они, насколько мы знаем, стали чеканить... монету и первые занялись мелочной торговлей». На первых лидийских монетах нет ни дат, ни надписей, и это затрудняло их определение. Поэтому так важен (ее возраст бесспорен) лидийский статер с именем царя Алиата (см. рис. 4, б) — правнука Гигеса и отца Креза — последнего царя Лидии.

Лидийские месторождения электрума в горах Тмола и Сипилы и россыпи по рекам Пактолу и Герму эксплуатировались достаточно интенсивно и к началу нашей эры были полностью исчерпаны. Вероятно, это были богатые месторождения. Персидские цари после захвата Лидии стали владеть огромным количеством золота. Сохранились древнеперсидские надписи, где сказано, что персы стали получать большую часть золота из Лидии. Еще для греков VII—VI вв. до н. э. Лидия была страной, откуда привозили золото.

Во времена Геродота уже был известен простейший метод определения пробы золота: «Ведь даже само по себе чистое золото нельзя распознать, и только путем трения на пробирном камне вместе с другим золотом определяем лучшее».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Очерк о золоте"

Книги похожие на "Очерк о золоте" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Максимов

Михаил Максимов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Максимов - Очерк о золоте"

Отзывы читателей о книге "Очерк о золоте", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.