Валерий Шамбаров - Тайна воцарения Романовых

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайна воцарения Романовых"
Описание и краткое содержание "Тайна воцарения Романовых" читать бесплатно онлайн.
Эта книга — не художественный роман, но и не сухой учебник истории. Автор приглашает Вас окунуться в неповторимую атмосферу XVII века, взглянуть, как и чем жили наши предки. И разворачивает перед читателем яркую и образную картину царствования Михаила Федоровича, когда Россия воскресла их разрухи, энергично развивала экономику и культуру, присоединила огромные территории на Востоке и Юге и в борьбе с многочисленными врагами отстояла свое право на существование.
В лютеранской Норвегии на рубеже XVI–XVII вв. за 10 лет спалили 500 ведьм. В кальвинистской Женеве за короткий промежуток времени — столько же. Тюремный смотритель заявлял, что все тюрьмы переполнены женщинами, а палач подал прошение, что сил одного человека не хватает для исполнения его обязанностей. В Берне в 1591–1600 гг ежегодно сжигали в месяц по 30 ведьм, а в Коломбье в 1602–1609 гг. уничтожили 764. Яков I Английский сам увлекался этим делом, лично присутствовал при казнях, написал книгу “Демонология” и учредил фонд, из которого ежегодно выплачивались премии студентам Кембриджского университета за работы о ведьмах. Король преследовал судей, выносивших мягкие приговоры, и назначил “ищейкой ведьм” некоего Гопкинса — который объехал Эссекс, Суссекс, Норфолк, истребив сотни людей, но вызвал возмущение народа. Был сам обвинен в колдовстве, подвергнут пытке и убит. Вскоре в Нью-Кэстле появился другой “ищейка”, получавший по 20 шиллингов за голову жертвы. Тоже вызвал возмущение, по доносу был арестован, сознался, что отправил на костер 220 невиновных женщин, и был сожжен. Но когда британские эмигранты-протестанты обосновались в Америке, создав там свои свободные общины, они первым делом… учредили инквизицию! И принялись жечь ведьм — как сообщает современник, это “практиковалось нельзя сказать чтобы редко”.
Во Франции судья де Ланкр издал книгу об опознании и уничтожении оборотней. И казнил многих по таким обвинениям. Неоднократно возникали “эпидемии” бесовской одержимости, в 1610 г. — в монастыре урсулинок в г. Экс, в 1635 г. — в аналогичном монастыре в Лудене. В первом случае обвинили патера Гофриди, что он наслал на монахинь чертей и ест трупы детей, во втором случае — каноника Грандье (правда, примешалась и политика, он был автором одного из памфлетов против Ришелье). Обоих осудили и отправили на костры.
В Эльзасе только в 1620 г. сожгли 800 женщин. Но выявлялись все новые, и Штебер в “Описании Эльзаса” сообщал: “Словно из пепла возникают ведьмы”. А в Лотарингии в этот же период свирепствовал судья Николя Реми, прозванный “Лотарингским Торквемадой”. Он отправил на смерть 900 ведьм и создал фундаментальный труд “Демонолатрия”, где привел и описания шабашей, и практические методики своей работы. Так, указывалось, что у арестованной ведьмы первым делом надо обрить все волосы на теле и, коля иглой, искать “дьяволову печать” — место, не выделяющее крови и лишенное чувствительности. Подробно описывалось, как надо содержать обвиненных и какие приемы допроса применять, чтобы добиться “лучшего результата” — костра. Насчет “дьяволовой печати” сообщает в своих работах и знаменитый французских врач Амбруаз Паре, много раз привлекавшийся к “экспертизам” по ее поиску.
В Германии, Голландии, Фландрии “охота” порой принимала повальные формы. В Эльвангене в 1612 г. сожгли 167 женщин, в местечке Герольцгофен в 1616 г. казнили 99 ведьм, а в следующем году — 80. В Эллингене за 8 месяцев — 71, в Вестерштетене за 2 года — 600. В Кведлинбурге за день — 133. В Брауншвейге тоже однажды воздвигли столько костров, что современники сравнивали площадь с сосновым лесом. Учтем, что все это были крошечные городки, с населением в пару тысяч обывателей. Тем не менее в небольшом Роттенбурге на Некаре ежегодно сжигали 10–20 ведьм. И городской совет сетовал, что чувствует “усталость” от этих процессов, и что вскоре у них не останется ни одной женщины. В Оснабрюкке за 3 месяца сожгли 121. И повели “чистку” по деревням. То же было в Трире — в 20 деревнях вокруг города казнили 306, а уцелело всего 2 женщины. Зато в Трире отмечалось, что “палач и его жена ходят в золоте и даже в серебре”.
И немудрено, поскольку палачи палачи в европейских городах работали сдельно, по твердой таксе магистратов. Например, порка розгами считалась легким и мелким заработком. А сожжение стоило дороже всего: и с костром возни больше, и “за вредность” соприкосновения с ведьмой. В Баварии, как писалось, “даже в плохие годы” палачи имели на ведьмах 150–200 талеров в год. Кормились и судьи, доносчики. В Кобурге доносчик на ведьму получал 4–5 талеров. В голландском Дибурге в 1628 г. судье было выдано 252 гульдена — из расчета по 3 гульдена за осужденную ведьму. А видный юрист Фридрих Шпе в работе “Cautio criminalis” (1631 г.), критиковал судей и инквизиторов, но не за зверства, а за взяточнисество, приводя случаи, когда народ умолял судей еще побыть у них и “почистить” город, а они под разными предлогами отнекивались и лишь за мзду соглашались задержаться и спалить еще партию обвиняемых. В ряде стран материальные выгоды вызвали споры между светскими властями и инквизицией — кому вести ведовские процессы? Пришли к компромиссу: кто взял дело, тот и ведет. Поэтому в Сицилии, Сардинии, Италии работали “в параллель”.
Арсенал пыток для ведьм (впрочем, как и для других преступников) был во всех государствах богатейшим. Самым распространенным средством являлась дыба. Часто — в сочетании с поркой, подвешиванием к ногам тяжестей или доски, куда становился палач. Имелись тиски для рук, “испанские сапоги” для ног, прижигали железом, рвали калеными щипцами, капали кипящий воск на особо чувствительные места, вставляли рожки в рот, задний проход и половые органы, накачивали через них водой и били по животу… Существовали специальные инструкции, оговаривавшие физические и психологические приемы воздействия. Так, перед началом пыток рекомендовалось раздеть жертву догола, зачитать постановление и начать не торопясь раскладывать и готовить к употреблению различные орудия. А потом отправить в камеру, предложив еще раз “подумать”. А в следующий раз снова привести, раздеть, но “забыть” о ней и заняться истязаниями других подозреваемых, чтобы первая жертва как бы ждала в очереди. Авось, не выдержит и начнет заранее раскалываться, тогда на пытке можно будет еще больше вытянуть. Рекомендовалось также в разные дни чем-нибудь разнообразить мучения, чтобы допрашиваемых всегда ждало что-то новое, еще не изведанное…
Традиции казней несколько различались. В Италии ради зрелищности ведьм и еретиков возводили на костер обнаженными, в целомудренных протестантских странах — в рубахах из мешковины, в Испании тело и лицо скрывали под балахоном-санбенито. В ряде районов Англии женщину клали на специальный камень и разводили костер у нее на животе, сперва крошечный, а потом подбрасывая все более крупный хворост. А в Нейссе магистрат решил, что кампания будет “всерьез и надолго”, и для экономии на дровах соорудил для ведьм специальную огромную печь. Долговременный характер “охоты” учли и в Бамберге. Построили особую тюрьму для ведьм. С различными видами камер — одних держали в клетках, других — прикованными к стене, с несколькими пыточными помещениями, оборудованными “по последнему слову техники”, вплоть до ванны для купания в кипятке. И тюрьма эта не пустовала, в 1624–1630 гг. тут сожгли 600 женщин. Не отставала и область Фульде, где судья Фосс довел свой счет до 700 жертв.
В княжестве Нассау (владении голландских штатгальтеров Оранских) в 1628 г. вышло постановление, чтобы в каждой деревне особые выборные люди наблюдали за односельчанами и обо всех подозреваемых доносили комиссарам, которые будут ездить по стране. Уже вскоре темницы переполнились “сознавшимися преступницами”, а в народе начался настоящий массовый психоз — доходило до того, что матроны и девицы в мазохистском порыве бежали сами сознаваться в связях с нечистым и требовали себя сжечь. В Страсбурге доносительство приняло такие размеры, что в 1630 г. магистрат издал закон против диффамации по обвинению в колдовстве — поясняя, что иначе скоро не останется ни одного человека вне подозрений. А городишко Цукмантель вынужден был содержать на постоянной службе 8 палачей, и без работы они не оставались, в 1639 г. тут сожгли 242 ведьмы, а через пару лет еще 102, в том числе 2 детей, признанных “отпрысками дьявола”… В России в колдовство тоже верили. Если считали доказанным, что колдовством нанесен вред, за это ссылали, били кнутом. Но известно всего несколько таких случаев. А вот охоты на ведьм наша страна не знала никогда. Может, как раз этому ей стоило поучиться у “цивилизованной” Европы?
25. АРИФМОМЕТРЫ, ГРАДОДЕЛЬЦЫ, ЛЕТОПИСЦЫ
Кстати, а почему мы привыкли судить об уровне цивилизации по соответствию именно западной культуре? А почему не индийской, китайской или японской — которая в XVII в. была значительно выше европейской? Ну а русская культура отнюдь не стремилась никого копировать или подстраиваться под чужие вкусы. Она должна была нравиться самим русским и удовлетворять их потребности. Поэтому и была не западной, не восточной, а своей, руссской.
Те дисциплины, которые составляли основу европейского образования, были нашим соотечественникам пока без надобности. Искусство вести религиозную полемику им не требовалось, поскольку главным в религии была вера, а не логические доказательства. Не готовили и юристов — в российском судопроизводстве упор делался не на казуистику, а на критерий “правды”. Если же “правды” нет, человек не разорялся на адвокатов, а обращался к царю-батюшке. И латынь нужна была лишь дипломатам и переводчикам. Богослужение велось на церковнославянском языке, понятном всем прихожанам, а все труды и документы писались по-русски. Между прочим, это сказалось и на типе мышления — ведь только живой разговорный язык способен передать все тонкости и оттенки мысли. А ученый европеец, связанный латынью, привыкал излагать свое мировоззрение упрощенными штампами.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайна воцарения Романовых"
Книги похожие на "Тайна воцарения Романовых" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Валерий Шамбаров - Тайна воцарения Романовых"
Отзывы читателей о книге "Тайна воцарения Романовых", комментарии и мнения людей о произведении.