» » » » Валерий Шамбаров - Тайна воцарения Романовых


Авторские права

Валерий Шамбаров - Тайна воцарения Романовых

Здесь можно скачать бесплатно "Валерий Шамбаров - Тайна воцарения Романовых" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство “Алгоритм-Книга”,, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валерий Шамбаров - Тайна воцарения Романовых
Рейтинг:
Название:
Тайна воцарения Романовых
Издательство:
“Алгоритм-Книга”,
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Тайна воцарения Романовых"

Описание и краткое содержание "Тайна воцарения Романовых" читать бесплатно онлайн.



Эта книга — не художественный роман, но и не сухой учебник истории. Автор приглашает Вас окунуться в неповторимую атмосферу XVII века, взглянуть, как и чем жили наши предки. И разворачивает перед читателем яркую и образную картину царствования Михаила Федоровича, когда Россия воскресла их разрухи, энергично развивала экономику и культуру, присоединила огромные территории на Востоке и Юге и в борьбе с многочисленными врагами отстояла свое право на существование.






Те дисциплины, которые составляли основу европейского образования, были нашим соотечественникам пока без надобности. Искусство вести религиозную полемику им не требовалось, поскольку главным в религии была вера, а не логические доказательства. Не готовили и юристов — в российском судопроизводстве упор делался не на казуистику, а на критерий “правды”. Если же “правды” нет, человек не разорялся на адвокатов, а обращался к царю-батюшке. И латынь нужна была лишь дипломатам и переводчикам. Богослужение велось на церковнославянском языке, понятном всем прихожанам, а все труды и документы писались по-русски. Между прочим, это сказалось и на типе мышления — ведь только живой разговорный язык способен передать все тонкости и оттенки мысли. А ученый европеец, связанный латынью, привыкал излагать свое мировоззрение упрощенными штампами.

Таких универсальных школ, как у иезуитов, еще не было — они начали возникать лишь в Белоруссии и на Украине при православных братствах, чтобы противопоставить их иезуитским. Тем не менее своя система образования на Руси существовала. Обычно этим занимались священники и церковные дьячки. “Десятину”, как католическим служителям, им прихожане не платили, и обучение детей являлось весьма распространенным способом дополнительного заработка. Еще в 1550 г. Стоглавый Собор указал на необходимость “грамоте учиться”. О том, что русские “учатся родному языку”, писали Ченслер, Маржерет. Масса и Олеарий сообщают о школах, и о том, что они были не только в Москве, но и в провинции. “В школах обучают письму и чтению… У них нет недостатка в хорших головах для учения. Между ними встречаются люди весьма талантливые, одаренные хорошим разумом и памятью”.

Статистика надписей и подписей на документах показывает, что в начале XVI в. грамотными были 65 % дворян, 25–40 % посадских, а священнослужители и дьяки обязаны были знать грамоту. В XVII в. дворяне и купцы были грамотны все, из посадских 60–70 %. О крестьянах статистику дать затруднительно, но и они (особенно черносошные) нередко собственноручно составляли и подписывали челобитные. Обнаружены и автографы крепостных (скажем, дворовых Пожарского). А на дошедших до нас книгах XVII в. найдены пометки, сделанные их владельцами — крестьянами. Нет и статистики грамотности женщин. Но Олеарий, посетивший кладбище в день поминовения, упоминает, что многие собравшиеся простолюдинки читали имена своих покойных, занесенные в книжечки. То есть в целом уровень грамотности в стране был примерно таким же, как во Франции.

Особенностью русского образования было то, что на начальной ступени человек учился чтению, письму, счету, Псалтыри и другим книгам Священного Писания, а остальные знания должен был добирать самостоятельно, в общении со “знающими людьми” и “многообильном чтении”. Продолжая образование индивидуально, в зависимости от выбранной профессии и склонностей. Допустим, кандидаты в священники с детства служили в храме или монастыре, углубленно изучали Священное Писание, пение, церковный устав. Но в сан могли быть поставлены только после экзамена, сданного в епархии или патриархии. Как уже отмечалось, при Филарете стали создаваться постоянные учебные заведения для подготовки священнослужителей и патриаршья “латинская и греческая школа” (Олеарий).

Существовала учебная литература. Гюльденстерн еще в 1602 г. упоминает русский букварь. Были “Азбуковники” — наставления для учителей со значительной суммой практических знаний в разных областях, “Стенам знаменье” — пособие по архитектуре, “Надзиратель” — переводная практическая энциклопедия по вопросам сельского труда и быта. Принадлежность многих домашних библиотек составляли и такие книги, как “Тайная тайных или Аристотелевы врата”, “Шестокрыл”, “Лопаточник”, “Луцидарий”, “Колядник”, “Волховник”, содержавшие изрядный багаж данных по природоведению (с примесью суеверий — но не большей, чем в тогдашней западной науке).

Была и математика, причем какая-то своя, впоследствии забытая и вытесненная европейской. Обычная арифметика была доступна очень многим — на Руси все сословия торговали, а как торговать без математики? Но использовалась не только десятичная система, кроме нее считали еще девятками и сороками. Не буду спорить, насколько это удобно, но отнюдь не примитивно, и само по себе говорит об уровне математического мышления — попробуйте-ка считать в нескольких системах одновременно и легко переходить из одной в другую! Во фрагментарно дошедших до нас “Арифметиках” первой половины 1500-х гг приводится своя терминология. Слагаемые назывались “перечни”, сумма — “исподний перечень”, разность — “остатки”, уменьшаемое — “заемный перечень”, вычитаемое “платежный перечень”, делимое — “большой перечень”, частное — “жеребеный перечень”, остаток — “остаточные доли”. Были пособия по геометрии “с приложением землемерных начертаний” и сведениями о вычислении площадей геометрических фигур. Расчеты площадей содержатся и в сочинении Ермолая Еразма “Благохотящим царем правительница и земледелия”. А теоретическая математика оперировала числами до… 10 в 48 степени! И тоже имела собственную терминологию. “Тьма” в математике означала тысячу тысяч — миллион, миллион миллионов назывался “легион”, легион легионов — “леодр”, а леодр леодров — “ворон”. Единица 49-го разряда. Кстати, русская математика вообще часто оперировала не линейными, а степенными зависимостями — тысяча тысяч, сорок сороков.

Имелась и своя медицина. Фоскарино писал: “Врачи лечат по опыту и испытанными лечебными травами”. Была медицинская литература — “Травники”, “Громники”, “Лечебники”. Существовал Аптекарский приказ, ведавший подобными делами. А в Москве — Зелейный ряд, торговавший лекарственными растениями и прочими медицинскими снадобьями. Там же можно было нанять “лечьца”, “зубоволока”, “костоправа”, “кровопуска” и даже “бабичьих дел мастера”. Аптекарский приказ выделял лекарства и медицинский персонал для армии, сохранились росписи на этот счет — сколько направить “лечьцов”, хирургов, костоправов. А при царице упоминается “дохтурица” — русская, хотя звание “дохтура” стояло выше “лечьцов”, обычно доктора были иностранцы. Специалисты-врачи имелись среди монахов почти каждого монастыря. А в деревнях жили свои знахари и знахарки.

В простых случаях обходились и сами, без лекарей. Маржерет приводит рецепт, как при простуде русские засыпают в водку заряд пороха или толченого чеснока, выпивают и идут в баню. И надо отметить, народная медицина оказывалась эффективнее тогдашней европейской — впрочем, сказывалась и меньшая скученность людей, чистоплотность. Иностранцы удивлялись здоровью населения и долгожительству. “Среди них много людей пожилых, 80, 100-летних, 120-летних, только в этом возрасте они подвержены болезням” (Маржерет). “В России вообще народ здоровый и долговечный,… мало слышали об эпидемических заболеваниях… встречаются здесь зачастую очень старые люди” (Олеарий). В то время как в Европе человек в возрасте за 50 уже нередко считался и выглядел стариком, бедные — от лишений, знать — от излишеств.

Были высокообразованные специалисты в своих областях. “Арифмометры”, картографы, полиглоты-переводчики, знавшие в совершенстве по 5–6 языков. И, разумеется, безграмотный мальчик, “на глазок” отливающий колокол в фильме Тарковского — чушь собачья. Чтобы отливать колокола, имеющие “голос”, да еще и такие огромные, как 70-тонный “Реут” Чохова, требовалось иметь фундаментальные знания и опыт в области химии, теплофизики, металлургии, аккустики, а для отливки первоклассных орудий — физики прочности и баллистики. Отнюдь не достаточно было “русской смекалки” и для зодчих, решавших сложнейшие инженерные задачи при возведении храмов, крепостных стен и башен. И венецианец Руджиери, восхищавшийся быстрым и качественным строительством крепостей, прямо именовал русских градодельцев “инженерами”. Развивалась география. В конце XVI-начале XVII в. составляется “Большой чертеж земли Русской” с описаниями дорог, рек. А в 1620-х гг. эти данные уточняются и дополняются, появляется “Книга Большому чертежу”, содержащая карты и сводное описание как всей России, так и сопредельных стран.

Были и гениальные ученые-энтузиасты. Так, архив игумена Соловецкого монастыря Федора Колычева содержит описания десятков изобретений, внедрявшихся под его руководством. Это и гигантские гидротехнические сооружения монастыря с хитрыми трубопроводами, когда вода из 52 озер подавалась к мельницам, приводила в движение меха и молоты кузниц. И механическая сушилка, веялка, и устройство для разминки глины при изготовлении кирпичей, и даже оригинальные устройства, ускоряющие и облегчающие изготовление кваса. Появились уже и умельцы-механики. Среди подарков, присланных Лжедмитрием из Москвы Марине Мнишек поляки восторгались часами, которые “выделывали разные штуки московского обычая” — били в бубны, играли на флейтах и трубах. Как уже рассказывалось, и на Спасской башне поместили часы с затейливым перезвоном колоколов — производства русских мастеров.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Тайна воцарения Романовых"

Книги похожие на "Тайна воцарения Романовых" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валерий Шамбаров

Валерий Шамбаров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валерий Шамбаров - Тайна воцарения Романовых"

Отзывы читателей о книге "Тайна воцарения Романовых", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.