Авторские права

Владимир Львов - Фабриканты чудес

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Львов - Фабриканты чудес" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Лениздат, год 1974. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Львов - Фабриканты чудес
Рейтинг:
Название:
Фабриканты чудес
Издательство:
Лениздат
Год:
1974
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Фабриканты чудес"

Описание и краткое содержание "Фабриканты чудес" читать бесплатно онлайн.



В этой книге собраны публицистические очерки, объединенные общей темой. Речь пойдет о той своеобразной и изощренной форме, в которой выступают сегодня древние суеверия и мистические ритуалы, такие, как, колдовство, телепатия, магия, спиритизм, «волшебный прут», «третий глаз» и так далее. Над некоторыми из этих первобытных верований, дошедших к нам из времен детства человечества, можно было бы посмеяться и не придавать им чрезмерного значения. Но что сказать о суевериях, когда они гримируются «под науку», присваивают себе терминологию и внешние приемы науки, жонглируют мнимыми «научными» экспериментами и столь же сомнительными «гипотезами»? Тут уж не до смеха. Результат этой фальсификации, писал недавно знаменитый французский биолог-материалист Жан Ростан, — «массовое оглупление людей, помутнение разума, перестающего различать, что возможно в природе, а что нет, и где грань между величайшими дерзаниями науки, с одной стороны, и мистическим вздором, с другой…».

Мы увидим дальше, кому выгодно это помутнение общественного сознания и какие силы действуют за кулисами этой фабрики мнимых чудес.






То есть медиумы выступают в этом случае не только как пассивные, что ли, ретрансляторы образов и сигналов, исходящих от «посторонних духов». Рише дает им еще и другую нагрузку—работать в качестве самостоятельных, если можно так выразиться, телепередатчиков!

Спиритизм в этом последнем варианте «объясняется», следовательно, телепатией.

Хрен редьки не слаще. В действительности, как было видно уже не раз, все магические процедуры — будь то вызывание мертвецов, телепатия, «психическое» летание по воздуху (плюс видение кожей, ворожба и прочее) всегда составляли единый клубок мифов. Здесь свалены в кучу все поверья первобытного человека, уходящие корнями в анимизм и заклинания духов. Так что «отчленять», скажем, телепатию от спиритизма или искать в ней некое «рациональное зерно» — занятие, столь же бесполезное, как, говоря словами Ленина, выяснять преимущества желтого черта перед чертом зеленым!

Представителям «научного» оккультизма на первых его этапах нельзя было, таким образом, отказать в определенной последовательности. Они не отделяли занятий столоверчением от изысканий в области других магических «феноменов». Так действовали, для примера, организаторы «обществ психических исследований», возникших в 80-х годах в Англии, Франции и Америке. Под «психическими исследованиями» следовало здесь понимать всю область новейшей магии, включая спиритизм (она получила позже название парапсихологии).

Образование этих обществ, замечу, рассматривалось их создателями, как «начало новой эры». Говорилось о переходе от любительских экспериментов к «правильно организованным и продуманным исследованиям». Лондонское, например, общество (Society for Psychical research), основанное в 1882 году, существует и поныне. Оно издает по-прежнему многотомные «Труды» и храпит традиции своих учредителей. Среди них можно было видеть таких подходящих для данного дела людей, как архиепископ Карлейльский, будущий премьер-министр Великобритании лорд Бальфур, а также наши старые знакомые — члены британской академии Крукс, Уоллес и Лодж. Затем профессор физики Дублинского университета Баррет, математик Стаунтон и другие.

Надо, повторяю, отдать им справедливость. Эти деятели «научного» оккультизма конца XIX и начала XX века были, по крайней мере, интеллектуально честны. Они не скрывали, что все интересующие их «явления», начиная от бесед с покойниками и кончая «чтением мыслей», идут в одном русле, имеют одну цену. Профессор Баррет, например (тот самый, что наблюдал полеты на стуле мистера Юма), именно так построил свою книгу «Загадочные явления человеческой психики». В ней логически стройно шли разделы: «Телепатия», «Ясновидение», «Автоматическое писание» (имеются в виду «случаи», когда рукой медиума водит дух усопшего), «Беспокойные дома» (то есть помещения, где духи перебрасываются мебелью, подушками и кухонной утварью), «Привидения и полтергейсты (домовые)», «Жизнь после смерти» и т. д. Коллеги Баррета по лондонскому обществу Э. Герней, Ф. Майерс и Ф. Подмор в нашумевшем сочинении «Прижизненные призраки и другие телепатические явления» столь же добросовестно указывали, что их книга трактует обо всех проявлениях «власти духа над пространством» и «бытия души вне времени». Предисловие к русскому переводу этой книги в 90-х годах написал, кстати, известный петербургский философ «духовного» направления Владимир Соловьев. Духи на спиритическом сеансе, вспоминал он, подали ему однажды «благую мысль» о путешествии в Египет, что он и поспешил выполнить. То были добрые духи. Но посещали и злые.

Знаменитый русский юрист и общественный деятель Анатолий Федорович Кони рассказал в своих известных мемуарах о таком эпизоде из встреч с Владимиром Соловьевым. Дело было в 1899 году в квартире на Невском проспекте, где в гостях у Кони находился философ. Отлучившись на минуту из комнаты, пишет автор мемуаров, и вернувшись в кабинет, он с изумлением увидел своего гостя «побледневшего, с тревожным и блуждающим взором». Что такое? Оказалось, Соловьев только что увидел дьявола. «У вас, Владимир Сергеевич, расстроены нервы, это просто галлюцинация!» Соловьев ответил, что нет, он «умеет отличать обман чувств от действительности (!)». И дальше философ поведал, как недавно, «встав рано утром и сидя на постели», он «вдруг почувствовал, что кто-то находится рядом… На смятых подушках, поджав ноги, сидело серое лохматое существо и смотрело на меня желтыми колючими глазами». Затем черт, «вскочив мне на спину, сжал мою шею и придавил меня к полу». Полузадушенный философ, ухитрился в последний момент «сотворить заклинание», после чего «о н (черт с желтыми глазами. — В. Л.) стал слабеть, руки его разжались» и т. д.[34]

Как видим, английские парапсихологи нашли во Владимире Соловьеве вполне подходящего комментатора и редактора!

Соловьев писал, что не сомневается в «едином происхождении» телепатических и спиритических явлений, и предлагал изучать их «совместно». По этому же пути пошло и американское «психическое» общество, возглавленное философом Уильямом Джемсом и психологом Макдугаллом. Во Франции академик Шарль Рише со своим парижским «центром» (развернувшимся впоследствии в «метапсихический институт») был также вполне последователен, когда объединил телепатию, ясновидение, гадание и спиритизм в некую целостную систему, именуемую «метапсихикой»…

2

В России сопротивление со стороны прогрессивных научных кругов во главе с Менделеевым было слишком велико. Оно не позволило тогдашним русским спиритам размахнуться столь широко, как это удалось на Западе. Поучителен был инцидент, случившийся на VII съезде русских естествоиспытателей и врачей 27 августа 1883 года в Киеве. Когда академик Бутлеров взял слово на тему «Об изучении медиумических явлений», в зале, вспоминал потом профессор Тарханов, «возник сильный гул». «Слушая речь, участники съезда переглядывались, некоторые стали выходить из аудитории, в кулуарах шли толки, здоров ли знаменитый ученый… Оратор спустился с кафедры бледный, очевидно почувствовав оставленное им тягостное впечатление…»

Но если с обществами и институтами оккультных наук в России на первых порах ничего не получилось, зато стал выходить с 1881 года в Петербурге (щедротами Аксакова) упоминавшийся уже журнал «Ребус». В печатном анонсе о его выходе в свет значилось:

«Единственный в России литературный, общественный и популярно-научный (!) журнал по вопросам спиритизма, психизма и медиумизма. Обзоры и исследования фактов телепатии, ясновидения, раздвоения личности, древней и новой мистики. Загадочность человеческого существа и продолжение жизни души после смерти тела».

Еще через двадцать лет, объявляя подписку на 1901 год, редакция «Ребуса» с удовлетворением сообщала, что журнал «сохранит свое прежнее направление, привлекшее к нам так много читателей». «Помещенные нами статьи о медиумизме (спиритизме), ясновидении и телепатии дали полную картину этих удивительных явлений. Журнал наш шаг за шагом следил за героической (!) деятельностью лондонского общества психических исследований, руководимого известными английскими учеными. Мы заимствовали из его «Трудов» статьи о передаче мыслей на расстояние (телепатия) и описание тщательно проверенных (!) случаев явлений призраков прижизненных и посмертных… Мы и дальше будем помещать статьи по астрологии, знакомящие с этой наукой теоретически и практически (составление гороскопов), а также по оккультизму, учению индусских йогов и факиров…»

В эти же годы читателям «Ребуса» предлагался прейскурант книг, в частности:

«Кое-что о медиумизме» проф. А. М. Бутлерова. Цена 40 коп.

«Пережитое в ином мире. Рассказ очевидца». Цена 35 коп.

А также — в качестве бесплатных приложений — «Спиритический метод в психофизиологии», «Сверхнормальное чувство у лошадей», «Исцеления о. Иоанном Кронштадтским», «Описание пасхальной заутрени в Москве», «1130 проверенных случаев явления призраков умерших», «Дома, посещаемые духами» и так далее. Просуществовал «Ребус» вплоть до 1917 года, когда его перенесла в иной мир Октябрьская революция в России. Забегая вперед, скажу, что и гораздо позже — в наши уже дни — советскому читателю пришлось встретиться с отнюдь не бестелесным, а вполне материальным призраком «Ребуса»…

Новые события, разыгравшиеся в начале века, дали еще один толчок изыскателям «старой и новой мистики» и исследователям «сверхнормальных чувств» у людей и лошадей.

ПАРАПСИХОЛОГИЯ НАЧИНАЕТСЯ

1

1900-е и 1910-е годы ознаменовались началом революции в физике — революции, которой В. И. Ленин посвятил знаменитую пятую главу «Материализма и эмпириокритицизма».

Были открыты рентгеновы лучи, электроны, радиоактивность, распад атомов. «Ум человеческий, — писал Владимир Ильич, — открыл много диковинного в природе и откроет еще больше, увеличивая тем свою власть над ней…».[35]


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Фабриканты чудес"

Книги похожие на "Фабриканты чудес" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Львов

Владимир Львов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Львов - Фабриканты чудес"

Отзывы читателей о книге "Фабриканты чудес", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.