» » » Тензин Гьяцо - Что такое личность, есть ли у личности начало, будет ли у неё конец?

Тензин Гьяцо - Что такое личность, есть ли у личности начало, будет ли у неё конец?

Здесь можно скачать бесплатно "Тензин Гьяцо - Что такое личность, есть ли у личности начало, будет ли у неё конец?" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Буддизм. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:

Название:
Что такое личность, есть ли у личности начало, будет ли у неё конец?
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Что такое личность, есть ли у личности начало, будет ли у неё конец?"

Описание и краткое содержание "Что такое личность, есть ли у личности начало, будет ли у неё конец?" читать бесплатно онлайн.



В межрелигиозном диалоге всегда присутствуют три вопроса: «Кто я?» или «Что такое личность?», и «Откуда возникло это “я”, или личность?», и «Есть ли у личности начало и что произойдёт в конце, есть ли у неё конец?» Все основные религии пытаются ответить на эти три вопроса.


Оригинал страницы: www.berzinarchives.com/web/ru/archives/approaching_buddhism/world_today/what_is_self.html






Его Святейшество Далай-лама XIV

Что такое личность, есть ли у личности начало, будет ли у неё конец?

Ноттингем, Англия, 26 мая 2008 года

Записал, частично перевёл и отредактировал Александр Берзин

[в квадратных скобках приведены пояснения]

Вступительное слово

Когда мы говорим о религиях или о духовности в целом, важно развивать уважение к каждой из различных традиций. Для этого важно знать и отдавать должное сути этих религий, чтобы в полной мере понимать их значимость. Отчасти в этом ценность содействия религиозной гармонии.

В межрелигиозном диалоге всегда присутствуют три вопроса: «Кто я?» или «Что такое личность?», и «Откуда возникло это “я”, или личность?», и «Есть ли у личности начало и что произойдёт в конце, есть ли у неё конец?» Все основные религии пытаются ответить на эти три вопроса.

Что такое личность?

Начнем с первого вопроса: «Что такое личность, “я”?» Последователи некоторых простых религий поклоняются местным духам, их не особенно заботят эти три вопроса. Если у них случается несчастье, они просто молятся местным божествам. Что касается основных религий, были такие, которые изучали эти три вопроса даже за три тысячи лет до буддизма. Недавно я встретил одного ученого из Египетского университета, и он рассказал мне, что у древнеeгипетской цивилизации, пять тысяч лет назад, тоже была религиозная философия и концепция будущей жизни. Так что эти вопросы уходят очень далеко в прошлое.

Теперь, чтобы ответить на вопрос «что такое личность?», и теистические, и нетеистические религии могут рассуждать с точки зрения независимой личности, существующей отдельно от тела и «владеющей» телом. Личность независима от совокупностей тела и ума. Они утверждают, что существует личность, которая не подвержена влиянию, неделима и независима. Возможно, концепция души, которую мы находим во многих религиях, обладает этими тремя качествами.

Буддизм – единственная религия, которая говорит о том, что не существует личности, независимой от совокупностей тела и ума. Вообще, буддизм рассуждает в терминах непостоянства, страдания, пустотности и отсутствия личности. Это [часть] четырёх характеристик (печатей) Дхармы, или четырёх опечатывающих положений, которые служат для обозначения мировоззрения, основанного на просветлённой речи будды, в противоположность небуддийской точке зрения. [Пустотность и отсутствие личности означают полное отсутствие невозможного «я», это составляющие третьей из четырёх печатей]. Эти четыре обусловленные [подверженные влиянию] явления непостоянны [изменчивы]; испорченные явления – это страдания, или они влекут за собой страдания; все явления пустотны [и не имеют невозможной души, или личности]; и нирвана – спокойствие [успокоение страдания].

Таким образом, есть два простых ответа на вопрос «что такое личность?» [либо существует личность, независимая от тела и ума, либо такой личности не существует].

Есть ли у личности начало?

Следующий вопрос: «Есть ли у личности начало?» Некоторые говорят, что личность возникает беспричинно на основе совокупностей, то есть спонтанно. Даже про вселенную они говорят, что она возникла из ничего, беспричинно. Такова точка зрения науки. В Индии есть материалистическое учение чарвака (локаята), утверждающее то же самое. Но поскольку «беспричинно» – не очень удобное утверждение, большинство других школ говорят, что должны быть какие-то причины и условия.

Когда индийская философская школа самкхья утверждает, что вселенная возникает из неизменной изначальной материи – того, что они называют пракрити, у которой есть три универсальные составляющие, три гуны, – это точка зрения состоит в том, что причина неизменна, или постоянна. Однако другие, например последователи бога-творца Ишвары, утверждают, что вселенная возникла по желанию трансцендентального существа. Похожее объяснение есть во всех теистических религиях: иудаизме, христианстве и исламе. Все они утверждают, что Бог создал личность [душу]. Таким образом, их ответ на вопрос «откуда мы возникли?» – концепция творения.

Далее, среди теистических религий есть две точки зрения. Первая состоит в том, что существует только одна жизнь [на этой земле], эта жизнь: например, это точка зрения христианства. Другая состоит в том, что существует много жизней, перерождение – это индийская точка зрения. Таким образом, с индийской точки зрения, Ишвара или Брахма создал душу, обладающую многими жизнями, и, в силу кармы, каждая жизнь имеет несколько иную форму. Итак, эти индийские точки зрения признают и творца, и причинно-следственную связь. Христианство говорит только об этой жизни, и она создана Богом. Я думаю, это очень мощная и полезная идея; вера в неё дает сильное чувство близости с Богом. Она позволяет следовать воле Бога, любить Бога и помогать ближним.

Как-то я посетил мусульманское сообщество в Ладакхе, рядом с пакистанской границей; один из моих друзей-мусульман, местный мусульманский священнослужитель, сказал, что истинный исламский верующий должен распространять свою любовь к Аллаху на все создания Аллаха. Это похоже на буддийскую точку зрения о любви ко всем чувствующим существам. Таким образом, в теистических религиях, в которых Бог создаёт душу, есть очень близкое чувство Бога, и это вызывает вдохновение практиковать их учения.

Между тем есть другая группа религий, включающая джайнизм, буддизм и одну ветвь самкхьи, которые не признают творца. Они говорят, что всё возникает [только] из причин и условий.

Таким образом, у нас есть теистический и нетеистический взгляд на то, откуда возникает «я», и здесь нетеистическую позицию занимают джайнизм, буддизм и одна ветвь самкхьи. С их точки зрения, не существует начала: есть лишь закон причины и следствия.

Теперь, я не знаю точного ответа самкхьи. Если изначальная материя никогда не пребывает в покое, то, поскольку и изначальная материя, и личность – абсолютные истины, и остальные двадцать три явления, о которых они говорят, – результат пертурбаций изначальной материи, и личность знает изначальную материю, встаёт вопрос: возникает ли личность из изначальной материи как её проявление или они полностью раздельны? На самом деле, я думаю, они утверждают, что они полностью раздельны, но каково взаимоотношение между ними на самом деле?

Буддизм, с другой стороны, отвергает идею независимой личности – личности, существующей независимо не только от вселенной, но также и от совокупностей тела и ума. Напротив, буддизм говорит, что личность [которая условно существует, обычное «я»] зависит от совокупностей: она зависит от тела и ума.

Что касается её происхождения, то, поскольку личность может существовать и быть понята только в зависимости от совокупностей, вопрос о начале личности приводит нас к вопросу о начале непрерывности совокупностей. То есть, грубо говоря, все мы обладаем телом и умом. Поскольку основа для обозначения личности – это в первую очередь непрерывность [индивидуальной] умственной деятельности или осознавания, вопрос звучит так: «Есть ли у непрерывности [индивидуальной] умственной деятельности начало?»

Теперь, если говорить о внешних явлениях, есть причины получения (nyer-len-gyi rgyu) и одновременно действующие условия (lhan-cig byed-pa'i rkyen). Из причины получения происходит результат, который её продолжает, и она прекращает существовать, когда возникает её продолжение [как, например, семя является причиной получения ростка], а одновременно действующие условия помогают причине получения произвести результат [например, почва, вода и солнечный свет – одновременно действующие условия ростка].

Что касается зрительного познания, в дополнение [к этим двум причинным факторам] оно требует внешнего объекта в качестве фокального условия (dmigs-rkyen) его возникновения, тогда как зрительные сенсоры [чувствительные клетки] глаз являются так называемым доминирующим условием (bdag-rkyen). [Момент] познания также нуждается в непосредственно предшествующем условии (de-ma-thag rkyen) для того, чтобы обеспечить продолжение его сущностной природы (ngo-bo) как осознавания; и поэтому для момента зрительного познания непосредственно предшествующим условием является другой момент осознавания, непосредственно предшествующий ему. [Для обнажённого умственного познания, в котором в качестве объекта выступает форма, непосредственно предшествующим условием является непосредственно предшествующий момент обнажённого зрительного познания этой формы]. Теперь, что касается концептуального познания этой формы [которое следует за её обнажённым умственным познанием], оно также нуждается в предыдущем моменте непрерывности сознания в качестве его непосредственно предшествующего условия. [Это обнажённое умственное познание этой формы]. Является ли это непосредственно предшествующее условие также и причиной его получения? Я думаю, да, но это не столь очевидно.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Что такое личность, есть ли у личности начало, будет ли у неё конец?"

Книги похожие на "Что такое личность, есть ли у личности начало, будет ли у неё конец?" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Тензин Гьяцо

Тензин Гьяцо - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Тензин Гьяцо - Что такое личность, есть ли у личности начало, будет ли у неё конец?"

Отзывы читателей о книге "Что такое личность, есть ли у личности начало, будет ли у неё конец?", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.