Автор неизвестен - Энциклопедия - Туристическая энциклопедия (маршруты по СНГ)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Туристическая энциклопедия (маршруты по СНГ)"
Описание и краткое содержание "Туристическая энциклопедия (маршруты по СНГ)" читать бесплатно онлайн.
После большого спокойного участка Чирка-Кемь принимает приток Ледму, сразу за которым 2 Ледмозерских порога, не очень сложных, но требующих внимательного изучения с берега. За вторым порогом на правом берегу хорошее место для ночлега. Следующие на маршруте пороги - Кельба и Омос, а за ними - мощный порог Никутный (стоячие волны до 1 м), который лучше проходить по центру (длина 200 м, разведка по правому берегу). После 2-километрового плеса река сужается, начинается цепочка (около 10) небольших порогов. При определенном навыке их можно преодолевать без осмотра, но лучше все-таки разведать.
Вскоре после избы на правом берегу (где можно занчевать) начинается Рокконипорог длиной около 500 м. В нем много мелкосидящих камней, необходим тщательный просмотр и разработка трассы движения. Полезно воспользоваться сигнальщиками. В пороге возможны застрявшие бревна.
После 5-6 небольших порогов и перекатов начинается длинный (800 м) порог Олений. Его следует осмотреть (лучше с левого берега) и проходить справа. Пройдя 2 порога - Лоухи и Горшок (порог Горшок образован ряжевыми стенками, основная струяч проходит вдоль левой стенки, в двух местах пересекая груды камней; проход по струе с уходом вправо на выходе; валы до 2 м), а также 8 км спокойной реки, туристы попадают в поселок лесорубов Боровое. Далее после нескольких несложных порогов Чирка-Кемь впадает в Юшкозеро, из которого маршрут продолжается по Кеми.
Кемь полноводнее, шире и спокойнее Чирка-Кеми. Ширина ее на плесах достигает 250 м. Длина реки 358 км, перепад - 220 м. Всего на реке около 20 порогов. Последовательность кемских порогов такова: Хеута, Куара-Кошки, Раппома, Мальвикия (перекат) или Лента в правой протоке, Пугань-Кошки или Шурипая (перекат) в правой протоке, Пьяный (1,5 км), Белый (6 км), Шомба (6 км), Юма Верхняя, Средняя и Нижняя (непроходимы), Ленивый, Сосновый, Кривой (2,5 км). Все пороги надо внимательно изучать с берега, а на длинных порогах целесообразно организовать спасательную группу у выхода из них. Особого внимания требуют пороги Куара-Кошки, Пьяный, Белый, Шомба, Юма и Кривой, а также подход к Юма-порогу в 1 км ниже поселка Юма. В обход Юмапорогов байдарки проводятся по левой узкой каменистой протоке. В пороге Куара-Кошки проход по центру с уходом вправо от валов. Вдоль правого берега (по которому удобнее производить разведку) - каменистая отмель. Возможна проводка. Порог Белый состоит из семи каскадов, расстояние между которыми примерно 350 м. В пороге могут быть застрявшие бревна. Юмапорог образован грядой камней на входе и большим валуном по центру на выходе. Проход слева или справа, вплотную к валуну.
Два ледоломных быка посреди реки предупреждают о приближении к порогу Кривому - последнему на Кеми. В связи с сооружением Подужемской ГЭС на пороге Вуочаж все остальные кемские пороги затоплены.
Большую опасность на Чирка-Кеми и на Кеми представляет лесосплав, точнее, заломы (застрявшие бревна) в береговых камнях и на камнях порогов. Поэтому лучшее время для движения по этим рекам - август, когда оканчивается зачистка сплавного леса.
По отчету (для байдарок) - от поселка Тикша до поселка Авнепорог 9 ходовых дней (6 по Чирка-Кеми и 3 по Кеми).
Заканчивается маршрут в Авнепороге, откуда по шоссе можно доехать до станции Кемь. Завершив поход, надо посетить Соловецкие острова (3-4 дня).
Литература:
1) "Север", М., ФиС, 1975 г.
2) Отчет N 5020 библиотеки ЦБМГТК ===============================================================
FILE: chir-kem2.txt
Чирка-Кемь. Описание From: Александр Крайнов Email: [email protected] ? mailto:[email protected] Date: 27-sep-1997
1997 г., август, уровень воды чуть ниже среднего.
Маршрут
Ст. Сонозеро (пос. Волома) - Андронова гора - пос. Боровой.
III - категория сложности.
Общая протяженность около 170 км.
Общая информация
Река Чирка-Кемь считается притоком Кеми, хотя на самом деле это одна и та же река (Чирка-Кемь меняет свое название на Кемь после Юшкозера). Чирка-Кемь - одна из самых многоводных рек Карелии. Этим и определяется характер основных препятствий.
Весь маршрут примечателен отсутствием большого количества озер (что, учитывая значительную протяженность, является исключением для Карельских рек).
По реке когда-то проходил лесосплав, что отразилось наличием завалов в начале маршрута и значительным числом порогов, образованных ряжевыми стенками.
На маршруте практически нет проблем со стоянками (особенно на озерах). Хотя стоит отметить такой момент: далеко не всегда на этой реке стоянки сопутствуют порогам.
Местное население встречается редко (за исключением участков, близких к населенным пунктам) и настроено вполне дружелюбно.
Заброска
До начала маршрута проезд поездом из Петрозаводска (отправление в 19.20) или из Питера до ст. Сонозеро. От станции до моста через реку 2 км по путям. У моста, на правом берегу, удобное место для стапеля. Поезд приходит на ст. Сонозеро в районе 5-и утра.
Ценный опыт. На станции Суккозеро (стоянка поезда 40 мин.) мы подошли к машинисту с просьбой сделать остановку через два километра после Сонозера. Машинист сказал: "Знаю, знаю. Идите к дежурной по станции возьмите разрешение на высадку на 213 км". Что мы и сделали. Дежурная сидит в домике с названием станции. Разрешение дали без всяких проблем. Порадовала запись в графе обоснование: "Туристы".
Описание
Маршрут условно делится на две части: до Андроновой горы и после.
На первой части маршрута река Чирка-Кемь представляет собой типичную Карельскую речку с характерными признаками:
небольшой расход воды;
ширина русла около 20 м;
часто берега заболочены;
пороги маловодны.
На первой части маршрута встретятся несколько завалов, из них три придется обнести. Все обносы короткие, с хорошими тропами.
Пороги в первой части несложные (есть только один порог претендующий на III к.сл.). При наличии опыта все пороги первой части проходятся без просмотра.
От моста через реку около Андроновой горы 3 км до пос. Тикша.
В Тикше 12(!) магазинчиков (впрочем, ассортимент во всех одинаковый), почти в каждом доме есть телефон (можно звонить куда угодно как через "8", так и по коду).
После Андроновой Горы Чирка-Кемь некоторое время течет спокойно, затем 2 несложных порога, а через некоторое время после моста лесовозной дороги начинается связка из 3 интересных порогов.
Хаудо (III к.сл.) - короткий, прямой, с метровыми валами.
Кривой (III к.сл.) - расположен на левом повороте реки. До поворота основная струя (по ней и нужно идти) проходит под правым берегом, после поворота нужно проходить под левым берегом (т.к. справа мелко, много неприятных камней, есть застрявшие бревна). Кстати, на деле поворот оказался проще, чем выглядел с берега.
Тахко-Падун (IV к.с.) - самый сложный и интересный порог на маршруте. Представляет собой двухметровый, V-образный слив. В большую воду (а каякам и в малую) его можно проходить под правым берегом (в нашем случае, один из участников, буквально прополз там на Ласточке). Второй (и основной) вариант прохождения - по левому краю котла. Аккуратно идти вдоль ряжевой стенки (сильный прижим), затем поворот на право (идущая прямо струя мешает не слишком сильно). И удачи вам в котле!
? kartinki/chir-kem/Padun_1.jpg
Padun_1.jpg ? kartinki/chir-kem/Padun_2.jpg
Padun_2.jpg
Стоянки около Падуна есть только на правом берегу т.к. на левом находится какая-то база отдыха. Есть два хороших места для стоянки: на самом верху горы (ровная площадка, красивый вид, но далековато от воды) и в конце порога.
После Падуна река разливается и становится похожа на озеро. Течения почти нет.
Затем река принимает слева 2 притока: Няугу (за ним несложные Лейдмозерские пороги) и Растас. Расход воды возрастает и течение заметно усиливается. Перед следующими на маршруте порогами Кильбо и Омас река изрядно сужается. Следующий порог, Никутный, имеет смысл посмотреть. Небольшие сливы, стояки, много воды, но в принципе, ничего сложного.
Дальше на реке серия несложных порогов и перекатов, а затем порог Ракконен (III к.с.) - достаточно длинный, много камней, на выходе уход через струю влево (основная струя с валами переваливается через гряду камней). Примерно через 2 км. после порога, на правом берегу, есть много великолепных стоянок (высокий берег, песок, сосны, куча дров, готовые бани).
Далее на реке множество не сложных, местами шкуродерных, порогов, а за ними следующий, из интересных, порог Олений (III к.с.), мы без проблем прошли с ходу. Но, по-хорошему, его имеет смысл смотреть (много практически незаметных с воды обливняков).
И последний на маршруте порог- Ряжевый (III к.с.). Порог образован ряжевыми стенками. Проходить надо вдоль правого ряжа (но не прижимаясь к нему), на выходе уход влево.
Вообще, лежащие на страничке лоции соответствуют действительности. К ним есть только несколько дополнений:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Туристическая энциклопедия (маршруты по СНГ)"
Книги похожие на "Туристическая энциклопедия (маршруты по СНГ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Автор неизвестен - Энциклопедия - Туристическая энциклопедия (маршруты по СНГ)"
Отзывы читателей о книге "Туристическая энциклопедия (маршруты по СНГ)", комментарии и мнения людей о произведении.