» » » » Юрий Берёзкин - Истоки нашей цивилизации или поворотные моменты в истории


Авторские права

Юрий Берёзкин - Истоки нашей цивилизации или поворотные моменты в истории

Здесь можно скачать бесплатно "Юрий Берёзкин - Истоки нашей цивилизации или поворотные моменты в истории" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Истоки нашей цивилизации или поворотные моменты в истории
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Истоки нашей цивилизации или поворотные моменты в истории"

Описание и краткое содержание "Истоки нашей цивилизации или поворотные моменты в истории" читать бесплатно онлайн.



Лекция российского историка, археолога, этнографа, специалиста по сравнительной мифологии, истории и археологии древнейшей Западной и Центральной Азии о истоках нашей цивилизации. Мне показалось интересным.






понятно, что он урожаен, но есть даже одна такая полу анекдотичная теория, хотя ее нельзя

сбрасывать со счетов. Люди не стали бы так уж перетруждаться ради хлеба, точнее, ради каши,

потому что хлеб появился гораздо позже, первоначально зерно употребляли при приготовлении

каш. А что чтобы сделать пиво, вот это да. Дело в том, что алкогольные напитки появляются

там, где появляется земледелие. Зависимость очень жесткая и у охотников-собирателей, как

правило, алкогольных напитков нет. И вот то, что люди хотели наварить пива, это сыграло

определенную роль. Хотя конечно, это такая умозрительная гипотеза.

Так или иначе, в результате этого специализированного собирательства, в результате

вмешательства человека в биоценозы, произошла генетическая мутация. Из дикого ячменя и

дикой пшеницы возникли культурные формы. Чем они отличались от дикорастущих? Да

немногим. Урожайность на первых порах увеличилась незначительно, но что важно, у

дикорастущих злаков зерно очень быстро осыпается, как только оно созревает, оно падает,

соответственно, если вы прозевали день, все, урожай погиб. А у культурных форм зерно не

осыпается быстро, соответственно, вы имеете возможность сжать, принести сноп домой и там

уже его обмолотить. В результате этой мутации, которая произошла, конечно, в одном, может

быть, домохозяйстве, может быть, в одном-двух, об этом свидетельствуют последние

генетические исследования, в результате этой мутации, которая быстро распространилась, дикие

формы превратились в культурные. Специализированное собирательство превратилось в

земледелие и Натуфская культура, которая относится еще к мезолиту, еще к тому миру,

превратилась в так называемую культуру докерамического неолита. Возникла она примерно

одиннадцать тысяч лет назад. Вот с этого момента, то есть, с позднего Натуфа и с начала

докеромического неолита Леванта изобретения следуют одно за другим. Изобретения, которые

и определили облик нашей цивилизации.

Какие именно. Во-первых, технологический путь развития сельского хозяйства,

высокотехнологический. Уже натуфийцы изобрели жатвенный нож. Они не просто дергали

этот ячмень из земли, а они сделали нож, прямой, деревянный или костяной, в который

вкладывали кремневые лезвия, острые, и использовали этот нож для жатвы. Достаточно скоро

догадались, что больший эффект появляется, если нож сделать не прямым, а полукруглым, как

современный серп, это уже и был настоящий серп. Позже уже, не в докерамическом неолите,

немножко позже появились уже медные серпы, потом бронзовые, затем мотыга, бронзовый

лемех плуга и так далее. Что здесь важно? Здесь важен не серп как таковой, здесь важно то, что

повышение производительности труда в сельском хозяйстве осуществлялось за счет развития

технологии. А как можно иначе? Очень даже можно. Та же древняя до-испанская Америка, где

из растения теосинте, у которой вообще не было початков, в итоге возникла замечательная

кукуруза с огромными, роскошными початками. Как это происходило?

В Америке за культурными растениями ухаживали едва ли не штучно. На побережье Перу,

когда делали ямку, чтобы сбросить туда зернышко кукурузы, туда перед этим клали двух рыбок

анчоусов для удобрения. Это, конечно, очень трудоемко, но и дает соответствующие результаты.

В Америке производительность труда в сельском хозяйстве шла по пути селекции, по пути

выведения все новых, все более урожайных видов растений, по пути окультуривания разных

видов растений, ведь там окультурено колоссальное количество видов. Многое из того, что

используем мы сейчас: тыквы, многие виды фасоли, подсолнечник, кукуруза, не говоря о разных

тропических видах – это все из Америки. А вот технология оставалась на очень низком уровне.

Скажем, до самого появления европейцев там не было известны даже лопаты и мотыги.

Основное сельскохозяйственное орудие – это палка-копалка, но хорошо, с упором, в лучшем

случае. В лесных районах топор, чтобы срубить лес, вот и все. Это очень существенно,

технологически развивается цивилизация или нет. Разумеется, и там, в итоге были открытия, и

в Перу, в конце концов, появились орудия, но гораздо позже, и они нашли меньшее применение.

Кроме технологического пути развития сельского хозяйства в докерамическом неолите

изобрели одну очень важную вещь. Изобрели кирпич для строительства. Опять таки, нам

кажется, что кирпич – очевидная вещь. Совсем не очевидная, и далеко не во всех цивилизациях

он употреблялся. До того, как изобрели кирпич, еще в Натуфе, а может быть, еще и раньше,

создали известковый раствор. Выжигая известняк, получали известь и дальше создавали что-

то, похожее на современный цемент. Уже натуфийцы стали обмазывать этим примитивным

цементом полы своих жилищ. Первые жилища были совсем какие-то ничтожные хижины из

соломы. Дальше в Натуфе полы этих жилищ стали обмазывать известковым раствором. А дальше

в докерамическом неолите появляется прямоугольный кирпич, кирпич-сырец, обжигать его на

огне не было смысла, и в результате появляется прямоугольный дом. Опять таки очень важно,

не везде были прямоугольные дома. Прямоугольный дом, построенный из прямоугольного

кирпича, легко строить и он легко образует блоки домов, из него можно построить и небольшое

помещение, из него можно построить дворцовый зал в итоге. Появляется кирпич, – появляется

прямоугольный дом, появляется город. Город появляется поразительно рано. Когда я говорю

слово город, я имею в виду не такое уж крупное поселение. Первый город, условно говоря, мы

называем первым городом Иерихон, был маленьким, сто метров в поперечнике, чуть-чуть

побольше, примерно как Троя, Троя была ничуть не больше. Под словом «город» я имею в виду,

буквально, нечто огороженное. Этот Иерихон, расположенный рядом с тем историческим

Иерихоном, который в свое время брали древние евреи, существовавший одиннадцать тысяч

лет назад, был окружен стеной, достаточно мощной каменной стеной с башнями.

Вы скажете опять, что такого, если есть поселение, его надо огородить. Его надо огородить

стеной, чтобы защищаться от врагов. Так вот, совсем не все так просто. Дело в том, что совсем

не факт, что эта стена была построена для защиты от врагов. У нас нет никаких прямых указаний

на то, что военная обстановка была сложной. Многие поселения были не огорожены. Очень

вероятно, что стена строилась не для защиты от врагов, она имела, так сказать, подпольный

характер, чтобы рост культурных слоев в поселении не приводил к тому, чтобы оно начинало

расползаться, когда дома будут ползти по склону. Кроме того, наверняка имел значение такой

символический момент, то есть, ограждение нашего, своего культурно освоенного пространства,

от чужого, внешнего, культуры от природы. А как бывает еще?

Опять таки я приведу в сравнение древнюю Америку. В древних американских городах

вплоть до прихода испанцев стен, как правило, не было. Оборона велась на мощных

монументальных платформах, на вершине которых стояли храмы, которые находились внутри

поселения. Дело в том, что в Америке первые храмы, первые святилища, первые платформы,

сперва небольшие, потом большие, крупные, уже десять, двадцать метров, появляются до того,

как появляется не то что город, а вообще поселение. Первые такие центры монументальные в

Перу известны уже в третьем, может быть, даже в конце четвертого тысячелетия до нашей эры.

Когда у нас нет даже деревень, люди жили где-то на хуторах и часто меняли образ жизни. А вот

эта платформа уже есть. Соответственно, когда появляется город, скажем, мексиканский

Теотеакан в начале нашей эры, это был большой город, в нем жило, как минимум, восемьдесят

тысяч человек, центр города – колоссальная пирамида, именно на ней, скорее всего, велась

при необходимости оборона.

Интересно, что наши современные города, они скорее похожи на города майя. Тоже

монументальный центр и отсутствие четких границ, не то, что стены, а вообще не понятно, где

кончается город, где начинается деревня, где кончается деревня, где начинается поле, где

кончается поле, где начинается лес. Это все постепенно одно переходит в другое. Так вот, на

Ближнем Востоке уже с докерамического неолита в девятом-десятом тысячелетии до нашей

эры совершенно другая картина. Поселения с четкими границами, со стеной. В дальнейшем,

когда военная обстановка действительно стала сложной, люди ввели оборону на стенах. Но,

может быть, не потому они первоначально строили стены, чтобы вести оборону, а наоборот,

они вели оборону на стенах города, потому что стены уже были. Тем самым они задали


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Истоки нашей цивилизации или поворотные моменты в истории"

Книги похожие на "Истоки нашей цивилизации или поворотные моменты в истории" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Берёзкин

Юрий Берёзкин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Берёзкин - Истоки нашей цивилизации или поворотные моменты в истории"

Отзывы читателей о книге "Истоки нашей цивилизации или поворотные моменты в истории", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.