» » » » Владимир Бацалев - Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий


Авторские права

Владимир Бацалев - Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Бацалев - Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 1998. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Бацалев - Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий
Рейтинг:
Название:
Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий
Издательство:
Вече
Жанр:
Год:
1998
ISBN:
5-7838-0322-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий"

Описание и краткое содержание "Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий" читать бесплатно онлайн.



Книга «Тайны археологии» рассказывает о множестве загадок, с которыми сталкиваются археологи, пытающиеся проникнуть в самые потаенные глубины истории человечества.

Авторы предлагают свои варианты разгадок этих тайн, охватывая период от первобытных времен и самых древних памятников до библиотеки Ивана Грозного и морских катастроф нынешнего века.






Место, таким образом, было все же проклятым. Через десять лет оставшийся и заново отстроившийся город уничтожил пожар. Потом пронеслось несколько ураганов, и Порт-Ройал перестал существовать, занесенный мощным слоем ила и песка.

Старинные карты, составленные, впрочем, уже после гибели пиратской столицы, все же давали надежду, что застигнутые врасплох богатые склады награбленных ценностей все же сохранились. Ныряльщики XIX и XX веков своими глазами убедились в этом, подтверждая наличие под водой старинных развалин.

Первое включение грунтососа не дало результатов. Разочаровавшийся было Эдвин Линк вдруг догадался, что расчищает… тротуар! И в самом деле: передвинув заборный шланг всего на несколько метров и начав качать, он наткнулся на долгожданные находки. Среди них — уникальная: латунные часы, изготовленные Полем Блонделем в 1686 году, всего через 6 лет зафиксировавшие время катастрофы — без 17 минут полдень…

Обследованы лишь склады, магазин и кухня богатого дола. Линк, с сожалением расставаясь с «пиратским Вавилоном», надеялся, что это лишь начало. Экспедиция Роберта Маркса потом нашла таверну, два необрушенных здания и… сундук с драгоценностями с испанских галеонов, потерпевших крушение в составе флотилии в 1691 году!

Тут же оживился местный рэкет: бандиты потребовали у Маркса своей доли, грозя прикончить членов экспедиции. Традиции Порт-Ройала оказались живучи. Однако вмешалась полиция, и для археологов, и так ежедневно подвергавших риску свою жизнь, всё обошлось.

Экспедиция Маркса работала 9 лет, но обследовала лишь часть затонувшего города. В настоящее время работы ведут совместно правительство Ямайки и Институт подводной археологии при Техасском университете.

Испытание спорым наволоком (почти погибшая экспедиция)

В конце XVI века голландцы, фактически добившиеся независимости от Испании, решили активно развивать торговлю с восточными странами. Но на морских просторах хозяйничали испанцы и португальцы. Голландцы, равно как и англичане, чтобы попасть в экзотические страны Индокитая, и думать не смели о пути через Атлантический океан и мыс Доброй Надежды. Ничего не оставалось, как попытаться открыть северо-восточный морской путь. Сначала в эти воды двинулись три английских корабля под водительством Виллоуби, два погибли у берегов Кольского полуострова, а третий дошел до Холмогор. Его капитан Р. Ченслер потом попал в Москву, был принят Иваном Грозным (1554 год). В итоге англичане не смогли открыть новый восточный проход, однако открыли для себя богатый северный рынок. Иван Грозный живо оценил перспективу внешней торговли через Белое море, и между Россией и Англией были установлены дипломатические отношения. Однако иностранные лазутчики под видом купцов стали активно «осваивать» русский север. Англичанин Мерик предлагал своему королю план захвата земель до Волги, другой — Штаден — носился с «проектом обращения Московии в английскую провинцию». Царям, единолично распоряжавшимся богатствами севера, такое пришлось не по душе, поэтому в устье Северной Двины построили город Архангельск, дальше которого иностранцев не пускали.

Неудачи англичан не смутили голландцев, они попытались самостоятельно отыскать среди льдов и торосов северо-восточный путь в Китай и Индию. В первую экспедицию 15 94 года их корабли дошли до севера Новой Земли — Оранских островов, но вынуждены были повернуть обратно из-за сложных ледовых условий. Вторая — достигла острова Вайгач на юге Новой Земли, но тоже натолкнулась на непроходимые льды. Наконец — третья экспедиция, в которой участвовало два корабля (одним командовал Ян Рийп, вторым — Гем Скерк, штурманом экспедиции был Биллем Баренц; он участвовал во всех трех экспедициях, хотя формально и не считался их руководителем), открыла для западноевропейцев Шпицберген (нашим поморам он был давно известен). После этого пути кораблей разошлись: Рийп не пошел дальше на восток, а Баренц решил обогнуть северную оконечность Новой Земли, потому что по предположению средневекового географа Меркатора, оставалось лишь еще немного пройти, повернуть на юг и достигнуть берегов Китая.

В конце августа 1596 года корабль обогнул самый северный мыс Новой Земли — мыс Желания и повернул в Карское море. Здесь его затерли льды, и голландцы вынуждены были зимовать. Это была первая зимовка западноевропейцев в таких северных широтах.

Первым делом голландцы нашли место с пресной водой, затем перетащили на берег необходимые вещи, а главное, видя надвигающуюся зиму и невозможность выбраться на чистую воду, поставили в течение нескольких недель дом, материалом для которого послужили корабельные доски и плавник, в избытке «поставляемый» сибирскими реками (чего не сообразил до них капитан Виллоуби у берегов Северного Мурмана, погубив 66 человек команды).

В начале голландцев было семнадцать, но уже в сентябре скончался плотник, а в январе еще один член экипажа не выдержал суровой зимовки. До июля 1957 года им пришлось претерпеть много всего: и от медведей, и от зимы, и от полярной ночи, и от цинги. Выживший участник экспедиции Де Фер оставил подробный дневник плавания и зимовки. Этот дневник был сразу опубликован после возвращения в 1598 году, и у нас переведен в 1936 году. В то время он стал бестселлером, потому что по увлекательности не уступает «Робинзону Крузо», а по правдивости далеко оставляет позади.

Ближе к весне голландцы стали задумываться, как им выбраться из ледяного плена. Но корабль был настолько прочно зажат льдами, что спасти его не представлялось реальным. Располагая одной лодкой, они надшили ее борта, другую сделали и, перетащив лодки до чистой воды, под самодельными парусами двинулись на юг вдоль западного побережья Новой Земли. Маршрут голландцы хорошо знали (карта этих мест, ими составленная, еще и в XIX веке была самой точной).

В самом начале пути умерли Баренц и еще два члена экспедиции. Де Фер ничего не сообщил о месте их захоронения. Оставшиеся четырнадцать человек, совершенно обессиленные, буквально «доползли» до южного края Новой Земли, не имея уже и продовольствия, но на свое счастье здесь они встретили поморов, русских промышленников, активно осваивавших Новую Землю еще с XV века. Поморы выручили их хлебом. Затем, ведомые Гемом Скерком, голландцы пересекли очень опасное место — горловину Белого моря, и оказались в устье реки Дроздовой. Отсюда они добрались до Колы, самого крупного поморского торгового центра (иначе — Кольский острог), и здесь встретили судно Яна Рийпа, с которым дошли до Шпицбергена. Рийп с тех пор, как они расстались у острова Медвежий, сходил в Голландию и с товарами снова пришел в Колу. На этом корабле остатки экспедиции Баренца и вернулись на родину.

Только в XVIII веке помору Савве Лошкину удалось обойти кругом Новую Землю, что это остров (Татищев, например, в 1739 году писал, что не знает, соединяется ли Новая Земля с Америкой или нет).

Такова история этой экспедиции. А дальше началась «тайная археология», захватившая как Шпицберген, так и Новую Землю.

О Баренце не вспоминали до тех пор, пока не началась активная экспансия норвежских промышленников на Шпицберген и Новую Землю во второй половине XIX века. Они пытались вытеснить наших поморов, чьи промыслы к тому времени, мягко говоря, захирели. Норвежцы сознательно уничтожали археологические свидетельства первоначального освоения русскими этих территорий по вполне понятным причинам: территории-то ещё не имели государства-хозяина. Так исчезли сотни могил, стоянок, зимовий, были сожжены памятные и надгробные кресты поморов.

В 1871 году норвежец по фамилии Карлсен достиг Ледяной гавани (поморы называли её Спорый Наволок) — того места, где зимовал Баренц, — и тут его глазам открылось зимовье, дом, нетронутый, заледеневший, как бы законсервированный. Внутри норвежец обнаружил мушкеты, посуду, утварь и даже записку Баренца Рийпу. Все это он забрал. Потом здесь несколько раз побывали англичане, продолжая изымать материальные останки, в результате чего памятник стал разрушаться (хотя место это крайне труднодоступное, сейчас ближайшая метеостанция находится в 80 километрах).

Наконец, царское правительство сподобилось заявить свои права на Новую Землю, а вот до Шпицбергена у него руки так и не дошли (этот архипелаг в 1925 году вошел в Норвежское королевство).

В советское время на Новой Земле работали геологи и топографы, внося свою «лепту» в «освоение» зимовья Баренца: каждый брал, что приглянется. В 1970-х годах туда была отправлена археологическая экспедиция под руководством Д. Кравченко, которая дорушила памятник, почти устранив в работе научную методику.

Но всему приходит конец. Приближалось 400-летие со дня смерти Баренца — великого штурмана, пользующегося уважением у всех мореплавателей. Голландцы свято берегут свои традиции, мы тоже помним героев, чьими именами названы наши моря. В 1993 и 1995 годах были организованы две российско-голандские экспедиции, руководил которыми заведующий группой арктической археологии института археологии РАН В. Старков. С помощью новейших технических средств и методик экспедиция раскопала остатки зимовья и собрала практически весь материал (вплоть до корабельных гвоздей).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий"

Книги похожие на "Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Бацалев

Владимир Бацалев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Бацалев - Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий"

Отзывы читателей о книге "Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.