» » » » Жан Тюлар - Наполеон, или Миф о «спасителе»


Авторские права

Жан Тюлар - Наполеон, или Миф о «спасителе»

Здесь можно скачать бесплатно "Жан Тюлар - Наполеон, или Миф о «спасителе»" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Молодая гвардия, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Жан Тюлар - Наполеон, или Миф о «спасителе»
Рейтинг:
Название:
Наполеон, или Миф о «спасителе»
Автор:
Издательство:
Молодая гвардия
Год:
2009
ISBN:
978-5-235-03157-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Наполеон, или Миф о «спасителе»"

Описание и краткое содержание "Наполеон, или Миф о «спасителе»" читать бесплатно онлайн.



Настоящая книга является на сегодняшний день, пожалуй, самой известной монографией в зарубежном наполеоноведении, ее автор — профессор Сорбонны, президент общества «История Парижа» и Института Наполеона — крупнейший исследователь Великой революции и Империи. Под его руководством был издан уникальный Словарь Наполеона (1987). Блестящее исследование Жана Тюлара является классикой исторической мысли. Русский перевод книги подготовлен доктором филологических наук А. П. Бондаревым. Научное редактирование осуществлено доктором исторических наук, профессором А. П. Левандовским. Издание снабжено большим количеством интереснейших иллюстраций.


Издание третье

Перевод доктора филологических наук А. П. Бондарева

Вступительная статья, научное редактирование, подбор иллюстраций доктора исторических наук, профессора Г. П. Левандовского.

Ouvrage publié avec l'aide du Ministère français chargé de la Culture — Centre national du livre

Издание осуществлено при поддержке Министерства культуры Франции (Национального центра книги)

© Librairie Arthème Fayard, 1987

© Бондарев А. П., перевод, 1996

© Левандовский А. П.






Беженцы, последовавшие за Бонапартом в его изгнание — в основной своей массе помещики и купцы, — сделали это, наверное, еще и потому, что просто не могли уже оставаться на

Корсике. Не подлежит сомнению, что Паоли заручился широкой поддержкой сельского населения. Чем иначе объяснить поражение Саличетти? Гражданские войны нередко характеризуются весьма сложной расстановкой сил, такой, например, какая возникла в 1808 году во время войны в Испании. Самые прогрессивные идеи не всегда получают поддержку беднейших слоев. Бонапарт, будучи восторженным почитателем Руссо и ярым республиканцем во Франции, на Корсике стал бы в проведении своей социальной политики большим реакционером, чем контрреволюционер Паоли. Именно это обстоятельство явится причиной его поражения в 1793 году.


Глава III. ЧЕЛОВЕК РОБЕСПЬЕРА

Итак, Бонапарт отброшен к самому крайнему стану Революции — якобинскому, поскольку дело Паоли, отчасти незаконным порядком, оказалось связанным с федералистским бунтом Франции против диктатуры монтаньяров. Как сложилась бы судьба Наполеона, сохрани он верность Паоли? Ему, без сомнения, пришлось бы эмигрировать в Англию, в 1815 году возвратиться во Францию, вступить в королевскую армию и из желчного эмигранта превратиться в крайне озлобленного субъекта. Воистину, еще до Брюмера Люсьен сыграл для своего брата роль доброго гения.

Сам по себе корсиканский провал мало что объясняет в переориентации Бонапарта на Революцию. Молодой офицер, очарованный (дань моде или искреннее увлечение?) философией XVIII века, не производит впечатления поклонника Монтескье. Как и большинство его современников, он читал Вольтера, однако симпатии его всецело на стороне Руссо, Рейналя и Мабли — тех, кто дальше других продвинулся в критике социальных устоев. Еще в 1788 году в наброске о королевской власти он решительно осуждает монархизм: «Мало кто из королей достоин занимаемых ими тронов». Так думали, должно быть, его кумиры, не осмеливаясь, однако, заявить об этом во всеуслышание.


Рассуждение для Лионской академии

В 1791 году, будучи в Балансе, Бонапарт принимает участие в объявленном Лионской академией конкурсе на определение тех истин и чувств, которыми в первую очередь следует руководствоваться людям, чтобы быть счастливыми.

В его «Рассуждении о счастье» звучит неподдельная критика социальной несправедливости, под которой подписался бы, познакомься он с ней несколько лет спустя, сам Гракх Бабеф: «Человек рождается с правом на свою долю от плодов земли, необходимых ему для существования», — провозглашает Бонапарт. Разделяющее людей неравенство подлежит отмене. Этого не добиться, пока религия и закон будут союзниками тех, кому это неравенство выгодно. Одна из страниц «Рассуждения» достойна того, чтобы процитировать ее целиком: «Вслед за беззаботным детством следует пора пробуждения страстей. Среди спутниц своих юношеских забав мужчине предстоит выбрать ту, которая назначена ему судьбой. Его сильные руки в согласии с его потребностями тянутся к работе. Он оглядывается вокруг, видит, что земля, находящаяся в руках немногих, превращена в источник роскоши и излишеств. Он задается вопросом: на основании каких прав люди пользуются этими благами? Почему у бездельника есть все, а у труженика почти ничего? Почему, наконец, они ничего не оставили мне, у которого на иждивении жена и престарелые отец с матерью? Он идет к священнику, пользующемуся его доверием, и делится с ним своими сомнениями. "Человек, — отвечает ему священник, — никогда не задумывайся над устройством общества. (…) Все в руках Божиих, доверься Его провидению. Мы — лишь странники на этой земле, где все устроено по справедливости, и не нам доискиваться до ее оснований. Верь, смиряйся, никогда не ропщи и трудись. Таков твой долг". Гордая душа, чувствительное сердце, природный разум не могут удовлетвориться подобным ответом. И вот он поверяет другому свои сомнения и беспокойства. Он идет к мудрому из мудрых — к нотариусу. "Мудрец, — обращается он к нему, — все блага этого края поделены, а меня обошли". Мудреца смешит его простодушие, он приглашает его в свою контору и там, от купчей к купчей, от договора к договору, от завещания к завещанию доказывает ему законность всех вызывающих его недоумение дележей. "Как? Так вот каковы права этих господ! — с негодованием восклицает он. — Но ведь мои куда более святы, бесспорны, всеобщи. Они оправданы моим потом, текущей в жилах кровью, скреплены нервами, запечатлены в сердце. Они — основа моей жизни и моего счастья!" С этими словами он сгребает в охапку весь этот бумажный хлам и бросает его в огонь».

Рейналь, Руссо — духовные кумиры Бонапарта в 1791 году. Но не станем преувеличивать воодушевление Бонапарта. Откровенно риторические приемы (Наполеон предварительно занес в тетрадь несколько малоупотребительных научных терминов и выражений с явным намерением воспользоваться ими в своем «Рассуждении»), а также использование расхожих революционных лозунгов заставляют усомниться в искренности этого документа. Он был написан с единственной целью польстить Лионской академии. Впрочем, и здесь его постигла неудача: рукопись была оценена как весьма посредственная. Желая угодить императору, Талейран извлечет «Рассуждение» из забвения и представит Наполеону. Последний бросит манускрипт в огонь. К тому времени он уже откажется от идей, изложенных в «Рассуждении о счастье».


«Ужин в Бокере»

Впрочем, в переориентации Наполеона на Революцию решающая роль принадлежит не столько идеологическим, сколько материальным причинам. Чтобы обеспечивать поселившуюся в Марселе семью, он вынужден вернуться в армию, в четвертый артиллерийский полк, расквартированный в Ницце. Юг страны охвачен мятежом федералистов. Хотя хронология событий жизни Наполеона в период с начала июля по конец августа 1793 года не до конца прояснена (не установлено, например, принимал ли он участие во взятии Авиньона), один факт представляется бесспорным: «Ужин в Бокере» — свидетельство его безоговорочной поддержки монтаньяров.

Датированная 29 июля 1793 года брошюра воспроизводит разговор, участником которого будто бы был Наполеон, что представляется маловероятным. По форме это — памфлет, написанный в целях революционной агитации, однако ни место, ни дата его написания (29 июля) не являются фактами, имеющими отношение к биографии Наполеона. Саличетти, находившийся в ту пору с миссией на юге вместе с Робеспьером-младшим, Рикором, Эсюодье, Альбиттом и Гаспареном, своим авторитетом поддержал решение об издании этого конъюнктурного опуса, в котором выведены житель Нима, марселец, фабрикант из Монпелье и военный. Марселец излагает федералистские взгляды. С ним яростно спорит военный: «Вам говорили, что вы совершите бросок через Францию и упрочите завоевания Республики, а вы начали с того, что наделали уйму ошибок, вам говорили, что юг восстал, а вы оказались в изоляции, вам говорили, что четыре тысячи лионцев движутся вам на подмогу, а они преспокойно заключали торговые сделки».

Фактически, заявляет офицер, подняв это восстание, Марсель поставил на карту свое будущее. И подкрепляет свое утверждение забавным аргументом: «Предоставьте бедным странам сражаться до победного конца. Житель Виваре, Севенн, Корсики очертя голову устремится к решающему мигу сражения. Победив, он удовлетворится сознанием выполненного долга; потерпев поражение — вынужден будет заключить мир и возвратиться в прежнее состояние. Но вы! Стоит вам проиграть сражение, и плоды многовековых тягот, трудов, лишений и побед будут отданы на разграбление солдатне».

Бонапарт достаточно ясно видит отличие федерализма от роялизма, чтобы понимать, что расхождения между жирондистами и монтаньярами несущественны и что реальная опасность исходит не от них.

«Вандее нужен король, Вандее нужна открытая контрреволюция, — утверждает марселец. — Война, которую ведет Вандея, — это война фанатизма, деспотизма, наша война (имеется в виду федералистское восстание) — это война истинных республиканцев, друзей закона и порядка, нетерпимых к злодеям и анархистам. Разве у нас не трехцветное знамя?»

Все сказанное имеет отношение и к Паоли, словом, необходима бдительность, продолжает офицер и произносит чуть ли не обвинительную речь против вчерашнего кумира:

«Чтобы выиграть время и обмануть народ, разделаться с истинными друзьями свободы, Паоли тоже водрузил на Корсике трехцветное знамя, дабы превратить соотечественников в сообщников своих честолюбивых и преступных планов. Он поднял трехцветное знамя и открыл огонь по республиканскому флоту, разоружил и изгнал наши войска из занимаемых ими крепостей… разорил и конфисковал имущество наиболее состоятельных фамилий из-за их приверженности сплоченной Республике, провалил экспедицию в Сардинию и при этом имел наглость называть себя другом Франции и верным республиканцем».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Наполеон, или Миф о «спасителе»"

Книги похожие на "Наполеон, или Миф о «спасителе»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Жан Тюлар

Жан Тюлар - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Жан Тюлар - Наполеон, или Миф о «спасителе»"

Отзывы читателей о книге "Наполеон, или Миф о «спасителе»", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.