» » » » Дмитрий Лихарев - Адмирал Дэвид Битти. История британского флота в конце XIX — начале XX в.в.


Авторские права

Дмитрий Лихарев - Адмирал Дэвид Битти. История британского флота в конце XIX — начале XX в.в.

Здесь можно скачать бесплатно "Дмитрий Лихарев - Адмирал Дэвид Битти. История британского флота в конце XIX — начале XX в.в." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, год 1997. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дмитрий Лихарев - Адмирал Дэвид Битти. История британского флота в конце XIX — начале XX в.в.
Рейтинг:
Название:
Адмирал Дэвид Битти. История британского флота в конце XIX — начале XX в.в.
Издательство:
неизвестно
Год:
1997
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Адмирал Дэвид Битти. История британского флота в конце XIX — начале XX в.в."

Описание и краткое содержание "Адмирал Дэвид Битти. История британского флота в конце XIX — начале XX в.в." читать бесплатно онлайн.



Монография доктора исторических наук, профессора Д. В. Лихарева представляет собой первое на русском языке научное исследование жизни и деятельности выдающегося английского флотоводца, одного из самых известных адмиралов первой мировой войны Дэвида Лонгфилда Битти. Биография адмирала дана на фоне развития военно - морских сил Великобритании, политики и дипломатии крупнейшей морской державы в первой трети XX в., решающих сражений в водах метрополии в годы первой мировой войны.

Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся военно-морской историей.







Д. В .Лихарев

Адмирал Дэвид Битти

История британского флота в конце XIX — начале XX в.в.

Библиотека альманаха «Корабли и сражения»

г. Санкт-Петербург 1997 г.



Рецензенты:

доктор исторических наук, профессор Г. Р. Левин

кандидат исторических наук, доцент В. П. Фролов

Введение


С первым проблеском зари 21 ноября 1918 г. Флот метрополии в полном составе покинул рейд Розайта и вышел в открытое море. Английские морские офицеры, прошедшие первую мировую войну, утверждали, что «более прекрасным зрелищем, чем Гранд Флит на стоянке может быть только Гранд Флит в походе». Тем более в такой день. Английский флот выходил принять капитуляцию германского Флота Открытого моря. Никогда еще британская морская мощь не выглядела столь устрашающей и несокрушимой. 370 боевых кораблей, 90 000 матросов и офицеров. Эскадры и соединения из Дувра, Гарвича, Скапа-Флоу и Розайта вытянулись в кильватерные колонны на десятки километров, застлав черным дымом горизонт. С ними следовали броненосный крейсер и два эсминца, представлявшие военный флот Франции, и 6-я эскадра линейных кораблей флота США. Каждый корабль, от дредноута до подводной лодки, был расцвечен флагами.

В 9.30 утра на горизонте появилась германская эскадра, вытянувшаяся в одну линию: 9 линкоров, 5 линейных крейсеров, 7 легких крейсеров и 49 эсминцев – цвет германского флота. Возглавлял строй дредноут «Фридрих дер Гроссе» под флагом адмирала Людвига фон Рейтера. В этом последнем для германского флота походе один эсминец подорвался на мине и затонул. Дредноут «Кениг» и легкий крейсер «Дрезден» проходили ремонт в сухом доке и должны были отправиться в Англию только в декабре. Фон Рейтер молил бога ниспослать густой туман, который скрыл бы позор и унижение германского флота в этом грандиозном спектакле. Но тщетно. День обещал быть ясным, и серые громады германских дредноутов были отчетливо видны в утренней дымке.

«Какая цель!» – хрипло пробормотал командир «Монарка» капитан I ранга С. Р. Днери-Лоу, быстро прикидывая в уме, сколько времени потребуется тридцати трем британским линкорам, чтобы отправить на дно девять немецких. Хотя предварительная договоренность предусматривала, что германские корабли прибудут с пустыми погребами и без орудийных замков, у англичан орудийные расчеты стояли на местах по боевому расписанию, орудия были заряжены и дальномеры отсчитывали дистанцию. Никто не был уверен в лояльности бывшего грозного противника и в его нежелании совершить самоубийственный поступок. Но ничего подобного не произошло, и оба флота в гнетущей тишине проследовали в Ферт-оф-Форт. В полдень того же дня германские корабли бросили якорь на рейде Инкейт, который станет местом их пленения. Этот момент стал звездным часом адмирала Дэвида Битти. На мачте его флагманского корабля «Куин Элизабет» взвился сигнал: «Сегодня с заходом солнца германский флаг должен быть спущен и впредь не подниматься без особого приказа».

После этого «Куин Элизабет» величественно прошел вдоль кильватерной колонны кораблей британского флота. Десятки тысяч матросов и офицеров, высыпавших на палубы и надстройки линкоров и крейсеров, приветствовали своего любимого командующего громовым «ура». Битти, стоявший на мостике флагмана, приветствовал подчиненных, сняв адмиральскую фуражку. Затем командующий флотом приказал поднять сигнал, в точности повторяющий сообщение Нельсона своим кораблям после Абукирского сражения: «Сегодня в 18.00 я намереваюсь отслужить молебен и возблагодарить Всемогущего Господа за победу, ниспосланную им оружию Его Величества. Каждому кораблю рекомендую сделать то же самое».

Дэвид Битти прочно вошел в анналы военно-морской истории Англии. Этот человек, долгое время олицетворявший морскую мощь Британии, флотоводец нельсоновского типа, еще при жизни попавший в «Британскую энциклопедию», впоследствии не знал недостатка в биографах. Работы о нем выходили с регулярным постоянством раз в 30 лет. Первым взялся описать подвиги Битти во время войны военный корреспондент Филсон Янг, прикомандированный в конце 1914 г. к эскадре линейных крейсеров и совершивший с ней несколько походов. В 1921 г. он издал увлекательную книгу о действиях эскадры Битти в Северном море. Ровно 30 лет спустя увидела свет основательная биография «Жизнь и письма Дэвида Битти, адмирала флота», автором которой был контр-адмирал У. С. Чалмерс, служивший в свое время под началом этого флотоводца.

Первоначально над этой монографией работали два автора: Чалмерс, как военный моряк, должен был представить разбор морских сражений с точки зрения стратегии и тактики, а Шэйн Лесли собрал обширный материал о том, что касается личной жизни адмирала. Однако сын флотоводца, 11-й граф Битти, ознакомившись с материалами личного характера, категорически воспротивился их опубликованию, полагая, что они слишком откровенно освещают личную жизнь его отца. В результате рукопись Лесли так и осталась рукописью и до сих пор пылится на полках архива. Позднее он ограничился очерком «Воспоминания о Битти», опубликованном на страницах июльского номера «Куортерли Ревью» за 1952 г. Еще через 30 лет вышла наиболее подробная и в то же время наиболее объективная и взвешенная биография Битти – «Адмирал флота граф Битти, последний морской герой» (1980 г.), написанная одним из крупнейших специалистов в области военно-морской истории С. У. Роскиллом. Значительное место деятельности Битти уделено в фундаментальных трудах по истории морской политики Великобритании первой трети XX в.: пятитомном исследовании А. Дж. Мардера «От дредноута до Скапа-Флоу. Королевский флот в эру Фишера. 1905-1919» (1961-1970 гг.) и двухтомной работе С. У. Роскилла «Морская политика между войнами. 1919-1939» (1968-1972 гг.).

Предлагаемая книга представляет собой первую в отечественной историографии попытку анализа военной и политической деятельности Дэвида Битти, поскольку до сих пор она не получила освещения в трудах российских англоведов. Адмирал Битти не писал мемуаров, предназначенных для потомков, но его эпистолярное наследие весьма велико. В настоящее время в Национальном Морском Музее Англии хранятся 1026 его писем к жене и 415 писем леди Битти к мужу. Часть документов из личного архива адмирала находится в Имперском Военном Музее в Лондоне, другая часть – в отделе рукописей Колледжа Черчилля в Кембридже. Некоторые из писем были опубликованы в упомянутой выше монографии У. С. Чалмерса. В 1989-1993 гг. вышел в свет двухтомный сборник писем адмирала Битти под редакцией профессора Б. М. Ранфта, охватывающий хронологические рамки с 1902 по 1927 гг. В двухтомник вошли 538 писем, ранее не бывших в научном обороте. Эти тома, любезно предоставленные в распоряжение автора Обществом военно-морской истории Великобритании, позволяют не только заполнить пробел, существующий в отечественной историографии, но и существенно дополнить картину, созданную предшествующими английскими исследователями.

В монографии также широко использованы документы из фондов РГА ВМФ в Санкт-Петербурге. Это донесения русских военно-морских атташе в Лондоне, а также документы, относящиеся к визиту эскадры Битти в Кронштадт, ранее не доступные английским историкам. Значительную часть источников этого исследования составляют опубликованные документы: официальные государственные публикации английских, немецких, американских, французских и русских дипломатических документов, переписка, дневники, мемуары дипломатов, политиков, государственных деятелей, адмиралов и морских офицеров, чьи жизненные пути так или иначе пересекались с Дэвидом Битти.

Наряду с адмиралом Битти в этой монографии есть еще одно «действующее лицо» – британский военный флот. Период с 1900 по 1930 гг. стал одним из важнейших этапов в истории морской политики Великобритании. За эти три десятилетия морские вооружения и вся структура британских военно-морских сил претерпели стремительные изменения. Начало эпохи перемен отмечено появлением в «эру Фишера» дредноута и подводной лодки, ознаменовавших «вторую революцию» в развитии военно-морского искусства. Первая мировая война и, прежде всего, Дарданелльская операция, Ютландское сражение и действия подводных лодок внесли новые коррективы в морскую стратегию и тактику. Послевоенное десятилетие, завершившее данный период, породило «вашингтонский крейсер» и морскую авиацию, как берегового базирования, так и авианосную, занявших самое существенное место в стратегических раскладках 20-30-х гг.

Новые морские вооружения с каждым годом ухудшали стратегическое положение Великобритании, делали ее морские коммуникации все более уязвимыми, а их оборону все более проблематичной. Непрекращающаяся гонка морских вооружений и распространение идеологии маринизма на протяжении первой трети XX в. сыграли в условиях отсутствия всеобщей воинской повинности и крупной сухопутной армии уникальную роль в милитаризации английского общества накануне первой мировой войны.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Адмирал Дэвид Битти. История британского флота в конце XIX — начале XX в.в."

Книги похожие на "Адмирал Дэвид Битти. История британского флота в конце XIX — начале XX в.в." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дмитрий Лихарев

Дмитрий Лихарев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дмитрий Лихарев - Адмирал Дэвид Битти. История британского флота в конце XIX — начале XX в.в."

Отзывы читателей о книге "Адмирал Дэвид Битти. История британского флота в конце XIX — начале XX в.в.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.