Том Шиппи - Дорога в Средьземелье
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дорога в Средьземелье"
Описание и краткое содержание "Дорога в Средьземелье" читать бесплатно онлайн.
Фундаментальное исследование творческого мира Дж. Р.Р. Толкина, предпринятое его другом и преемником на кафедре английской литературы. «Властелин Колец» как философски–лингвистическая эпопея. Порождающая поэтика в качестве магического кольца. Языковые и литературные корни.
Подлинная энциклопедия Дж. Р. Толкина и толкинизма.
Впервые на русском языке.
От переводчицы «Властелина Колец» Марии Каменкович.
Для продвинутого и отчасти задвинутого читателя.
Имя Эйкинскьялди означает «дубовый щит». Толкин использует это имя в переводе на английский язык (Oakenshield)(158). Большинство имен из «Списка карликов» Толкин использовал в «Хоббите» и Приложениях к «Властелину Колец».
187
Имеется в виду магический жезл волшебника Просперо из пьесы Шекспира «Буря».
188
Джон Мильтон (1608–1674) — английский поэт. Образование получил в Кембридже, затем посвятил себя литературной деятельности, начав как поэт–лирик. Философскую маску (т. е. костюмированную пьесу) «Комос» написал в 1634 г., впервые поставлена она была в 1637 г. В период английской буржуазной революции Мильтон надолго оставил литературу и посвятил себя политике и публицистике. После реставрации монархии ушел со сцены, вернулся к литературным трудам и именно в этот, последний период своей жизни создал прославившие его грандиозные поэмы на библейские сюжеты — «Потерянный рай», «Возвращенный рай», «Самсон–борец», по содержанию — религиозные, по форме — одновременно строгие и новаторские. Написанные Мильтоном картины Небес и Ада вполне можно назвать «фэнтэзи» XVII века, разве что воображение Мильтона во много раз богаче, чем воображение большинства современных писателей.
189
«Матушка Гусыня» — сборник английских детских стишков, нелепиц и считалочек, на котором воспитывается уже много поколений англичан. Многие стишки из «Матушки Гусыни» прекрасно известны в России, хотя целиком сборник переведен еще не был. В основном состоит из бессмысленных или просто смешных четверостиший. Некоторые из них обыгрывает Льюис Кэрролл в «Алисе в стране чудес» (например, стишок о Шалтае–Болтае).
190
Локрин, Камбр и Альбанак — согласно легенде, рассказанной Гальфридом Монмутским (см. прим. [18] к гл. 6), сыновья Брута. Локрин правил Англией, Камбр — Уэльсом, Альбанак — Шотландией. Отсюда якобы и происходят старинные названия этих стран: Логрия, Камбрия, Альбания. Эти королевства были, согласно легенде, связаны друг с другом, поэтому Британия осталась единой и после смерти этих правителей. На самом деле Логрия — валлийское названия Англии, Камбрия — производное от Кюмри, самоназвания валлийцев, а Альбания (Белая) происходит от Альбион — одного из названий Британских островов, данного, скорее всего, из–за белых меловых скал, тянущихся вдоль английских побережий.
Что касается Брута, то сведения о нем не исчерпываются Гальфридом Монмутским. Впервые он упоминается в написанной в начале IX века «Истории Бриттов», которая приписывается бангорскому монаху Ненниусу (Северная Ирландия). Но только Гальфрид Монмутский разворачивает миф о Бруте в полном объеме. Согласно его рассказу, Брут был правнуком Энея. Богиня Диана, явившись Бруту во сне, посоветовала ему поселиться на большом острове к западу от побережий Европы, где раньше обитали великаны, но уже почти все вымерли. Брут, собрав всех троянцев, которые были у него под рукой, последовал совету Дианы. Высадившись на берегах Альбиона, Брут порешил назвать эти земли Британией (в честь себя), а троянский язык стали назвать британским. Столицу своего нового королевства Брут заложил на Темзе и назвал ее Новая Троя. Легенда уверяет, что впоследствии римляне исказили это название, превратив его в Триновантум, а потом и вовсе почему–то переименовали город в Лондиниум.
191
См. ниже прим. [51]
192
Paul Kocher, в Master of Middle–Earth, p. 161, замечает, что определение «ружья с раструбом» или «пугача», которое в «Фермере Джайлсе» приписывается «Четырем Мудрым Клеркам из Оксенфорда», является отсылкой к ОСА, причем Четыре Мудрых Клерка — это четыре издателя этого словаря: Дж. А. X. Муррэй, X. Брэдли, У. А. Крэйги и К. Т. Ониэнс.«Пугач» Джайлса, как и гномы Толкина, под определение ОСА не подходит. — Т. Ш.
193
Когда мне впервые пришла в голову мысль об этом (см. мою статью «Creation from Philology in The Lord of the Rings», в сборнике Memoriam Essays), я списал эту мысль со счета как «совершенно необоснованную». Однако я продолжал думать на эту тему все больше и больше, что, возможно, было просто следствием furor allegoricus, «мании везде видеть аллегории». Однако в то время я не осознавал, как хорошо «Фермер Джайлс» сочетается с другими аллегориями, написанными в 1935–1943 гг. — — Т. Ш.
194
В переводе с латыни эти имена означают «веселый» и «счастливый».
195
Художница Паулина Бэйнс родилась в 1922 г. Первая «встреча» Толкина и Паулины Бэйнс произошла в 1948 г., когда Толкину показали несколько ее набросков по мотивам средневековых миниатюр. Вскоре с ее рисунками вышел в свет «Фермер Джайлс». Толкину так нравились ее квазисредневековые шуточные иллюстрации, что он называл их «параллельной темой» к своему тексту. Впоследствии Паулина Бэйнс иллюстрировала еще некоторые работы Толкина, в том числе «Приключения Тома Бомбадила», «Кузнеца из Большого Вуттона» и отдельно изданную «Последнюю Дорогу» (не вошедшее во «Властелина Колец» стихотворение Бильбо о дороге в Бессмертные Земли). Паулина Бэйнс иллюстрировала также «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса (между 1951 и 1956 г.).
196
Шайр — в ориг. Shire, в нашем пер. Заселье, в других переводах Шир, Хоббитшир, Хоббитания — наименование страны хоббитов у Толкина, основанное на историческом названии английской административной единицы — «шайра». Этот корень вошел позже в состав многих английских топонимов, обозначающих исторически сложившуюся область, например — Оксфордшир.
197
Об этом говорит и Паула Мармор в статье «Этимологические экскурсы в среде засельчан», в кн. «Введение в эльфийский», под ред. Джима Аллана (An Introduction to Elvish, ed. Jim Allan. Hayes: Dran's Head Books, 1978, p. 181–184). — Т. Ш.
198
Сражение при Седжмуре произошло 6 июля 1685 г. В этом сражении войска мятежного Джеймса Скотта, герцога Монмутского, претендовавшего на английскую корону, были наголову разгромлены армией короля Якова II.
199
Слово «шериф» (англ. sheriff) действительно происходит от слова shire — «шайр» (см. выше прим. [11]). Изменив корневой гласный, Толкин возвращает слову sheriff его изначальное значение — «тот, кто отвечает за порядок в шайре».
200
Ономатопоэтичность — звукоподражание, копирование природных звуков. Ономатопоэтичны, например, такие слова русского языка, как «кукушка», «шуршание», «мяу».
201
В «Мерзейшей мощи» К. С. Льюиса опять имеется близкая параллель. Здесь вводится идея языка, значения которого «соединены со звуками не случайно, и даже не по древней традиции, но сочетаются с ними воедино, как сочетается образ солнца с каплей воды»(190). Позже оказывается, что этот язык древнее даже того, на котором говорили в «Нуминоре» (согласно написанию Льюиса). — Т. Ш. (У Толкина Нуменор — погибшая прародина королей. Льюис слышал это название, когда Толкин читал вслух «Властелина Колец», и заимствовал его (ошибившись в написании) для наименования далекой прародины живых существ в своей «Космической трилогии». — Пер.)
202
«Грехопадение» — часть поэмы «Книга Бытия», входящей в так называемый «Кодекс Юниуса». Остальная часть этой поэмы просто пересказывает библейский текст. Согласно предположениям, «Грехопадение» — вставка в поэму, поэтому этот отрывок часто называют «Бытие Б», чтобы подчеркнуть его отличие от текста, в который он включен. По всей видимости, оригинал этого текста восходит к VIII веку. С богословской точки зрения, в тексте видна тенденция сделать библейское предание доступным для «аудитории», то есть германцев восьмого века. Многие традиционные темы трактуются в поэме очень свободно и оригинально.
Поэма во многом текстуально похожа на «Потерянный рай» Мильтона, отчего возникла гипотеза, что она послужила Мильтону источником.
203
См. прим. [5] к гл. 1.
204
Два города из «Фермера Джайлса» и «Властелина колец» связаны воедино в традиционном стишке: Brill on the hill, /Oakley in the hole, dirty / Ickford and stinking / Worming hall. — Т.Ш.
205
Балроги (в переводе с синдаринского — «демоны мощи») — огненные стихийные духи, по месту в иерархии — Майяр/ы/, служившие Морготу. После разрушения крепости Моргота («Сильмариллион») в Средьземелье остался только один Балрог, обитавший в подземельях Мории. Именно он был причиной гибели королевства Мории, за что и получил прозвание Проклятие Дьюрина (Дьюрин (Дурин) — первый король гномов). Его имя может также употребляться как собирательное название всего племени гномов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дорога в Средьземелье"
Книги похожие на "Дорога в Средьземелье" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Том Шиппи - Дорога в Средьземелье"
Отзывы читателей о книге "Дорога в Средьземелье", комментарии и мнения людей о произведении.
























