» » » » Сергей Кара-Мурза - Куда идем? Беларусь, Россия, Украина


Авторские права

Сергей Кара-Мурза - Куда идем? Беларусь, Россия, Украина

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Кара-Мурза - Куда идем? Беларусь, Россия, Украина" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательство «Эксмо»,, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Кара-Мурза - Куда идем? Беларусь, Россия, Украина
Рейтинг:
Название:
Куда идем? Беларусь, Россия, Украина
Издательство:
Издательство «Эксмо»,
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-699-35865-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Куда идем? Беларусь, Россия, Украина"

Описание и краткое содержание "Куда идем? Беларусь, Россия, Украина" читать бесплатно онлайн.



В этой книге показано, как пережили кризис 90-х годов и 2000—2007 годы народы и хозяйства Беларуси, России и Украины. Главные характеристики жизни трех наших стран, представленные в форме графиков, показывают, что с середины 90-х годов в каждой из них реализуется свой, отличный от других, проект восстановления и развития. Это сравнение поучительно. Опыт братских народов позволяет лучше понять перспективы доктрин правительств трех государств, побуждает задуматься о нашей общей судьбе. Книга дает основу для мысленного диалога ее читателей по разные стороны «границ», показывает возможность альтернатив. По-новому видится и предыстория нашего кризиса.






На этом «первичном рынке» жилплощади через ЖСК 1 м2 стоил в 1986-1987 гг. в Москве 192 руб., что составляло 89% от средней месячной зарплаты по РСФСР. Таким образом, стандартная квартира из 2 комнат (18 и 12 м2) стоила среднюю зарплату за 3 года (при этом оплата жилья производилась в рассрочку на 15 лет без процента или под очень малый процент).

В результате реформы предоставление государством бесплатной жилплощади резко сократилось, а в большинстве регионов практически прекратилось. В 1990 г. получило жилье 1296 тыс. семей, а в 2006 г. — 139 тыс., или в 9,3 раза меньше.

Взамен возник рынок жилья. Ввиду того, что жилье — фундаментальное условие жизни, цены на жилье сразу установились очень высокие, и они продолжают расти. В 1996 г. в среднем по РФ 1 м2 стоил 418% от средней начисленной месячной заработной платы (при этом квартиры продаются без полов, окраски и оборудования). В 1999 г. средняя цена 1 м2 жилья составляла в РФ 460%, в 2000 г. 390% и в 2006 г. 341% средней месячной зарплаты по РФ.

В 1993 г. стандартная квартира из 2 комнат в среднем стоила на рынке в России 15,2 и в 1994 г. 26,1 средней годовой зарплаты. В 2006 г. квартира в новостройке общей площадью 44 м2 стоила, по средней по России цене, 1594 тыс. руб. Ее скромная отделка и оборудование стоили около 10% этой суммы, то есть такая квартира в пригодном для жилья виде стоила 1753 тыс. руб., что составляет 165 средних месячных зарплат 2006 года или зарплату за 13,8 года. Таким образом, квартиры подорожали относительно зарплаты почти в 5 раз (а если учесть стоимость кредита, то в 10 раз).

Для подавляющего большинства трудящихся доступ к получению жилья стал в результате реформы невозможен. Общество в России начинает делиться на два резко различных класса — тех, кто имеет жилье, и тех, кто вынужден прибегать к его найму, ухудшать свои жилищные условия или становиться бездомным. По данным на конец 1993 г., в России насчитывалось около 4 млн. бездомных[17]. По данным МВД, около 4 млн. бездомных насчитывалось в России и в 1996 г.

Мы оставляем в стороне проблему разрушения в ходе реформы материально-технической базы жилищ- но-коммунального хозяйства. В недалекой перспективе именно это создаст для населения гораздо более тяжелые трудности, нежели рост тарифов на услуги. Износ всей инфраструктуры ЖКХ неуклонно увеличивается[18]. По состоянию на 2006 г. степень износа основных систем оценивалась так: система газоснабжения — 40,7%, теплоснабжения — 43,4%, водоснабжения — 55,3%, канализации — 37,2%. Масштабы ремонта очень малы.

22,6% водопроводных систем полностью изношены, но за 2006 г. произведена замена всего 1,6% протяженности водопроводной сети.

Важной проблемой стало ветшание самого жилищного фонда и переход его в аварийное состояние. Это во многом вызвано тем, что в России начиная с 1980 г. стал быстро сокращаться объем капитального ремонта жилых домов — притом, что уже в конце 80-х годов нарастала потребность в ремонте домов, в массовом масштабе введенных в эксплуатацию в 1960—1970-е годы. Ход сокращения объема капитального ремонта представлен на рис. 3-16:

Рис. 3-16. Капитально отремонтировано жилых домов в России, млн. м2


Следующим условием создания и поддержания благосостояния является покупка товаров.

Покупки населением потребительских товаров длительного пользования по инерции возрастали до 1994 г. — категориями населения со средними и высокими доходами. Во многом это было связано с резким расширением импорта бытовой техники. Затем они стали быстро сокращаться[19]. Вновь рост начался в 2002- 2003 гг. Динамика покупок товаров длительного пользования приведена на рис. 3-17 и 3-18

Рис. 3-17. Покупка телевизоров в России, тыс. шт.


Рис. 3-18. Покупка стиральных машин в России, тыс. шт.


Сходный вид имеет динамика покупки этих товаров и в Беларуси, однако заметно одно существенное отличие: население Беларуси уже в 1991 г. осознало тяжесть грядущего кризиса и резко, как по сигналу, сократило покупки дорогой бытовой техники. В России это осознание затянулось на три года: доля тех, кто ожидал от реформы общего повышения благосостояния, была в Беларуси намного меньше. Более широким был в Беларуси и провал между двумя пиками потребления — поведение было более осторожным и расчетливым.

Рис. 3-19. Покупка телевизоров в Беларуси, тыс. шт.



Рис. 3-20. Покупка стиральных машин в Беларуси, тыс. шт.


Ниже всего упали покупки телевизоров на Украине — в 16 раз (рис. 3-21).

Рис. 3-21. Покупка телевизоров на Украине, млн. шт.



Рис. 3-22. Покупка стиральных машин на Украине, тыс. шт.


Сдвиг во времени в поведении покупателей телевизоров в России в сравнении и Беларусью и Украиной виден еще нагляднее, когда динамика представлена индексами покупок на одном рисунке (см. рис. 3-23).

Рис. 3-23. Индексы покупки телевизоров в Беларуси, России и на Украине, 1980 = 100


Тот же сдвиг во времени наблюдается и в динамике покупок стиральных машин. Для наглядности на рис. 3-24 оставлены лишь две кривые. Здесь также бросается в глаза большой рост покупок этих изделий в Беларуси в 80-е годы.

Если сравнить динамику покупок различных товаров длительного пользования, то вплоть до самого последнего времени была видна тенденция к росту покупок дорогих товаров зажиточной частью населения и сокращению объема покупок товаров массового спроса основными социальными группами. Например, за годы реформы значительно выросли (хотя и с большими колебаниями по годам) покупки автомобилей, но резко снизились покупки велосипедов и мопедов (рис. 3-25). Признаки изменения этой тенденции наметились только в 2000—2004 гг.

Рис. 3-24. Индексы покупки стиральных машин в Беларуси и России, 1980 = 100



Рис. 3-25. Продажа потребительских товаров длительного ис пользования в России, тыс. штук: 1 — легковые автомобили (ле вая шкала); 2 — велосипеды и мопеды (правая шкала)


Красноречиво сравнение динамики покупок автомобилей в Беларуси и России (рис. 3-26). Спад таких покупок в 1992—1993 гг., в самый трудный период «шоковой терапии», в России был очень неглубок, в отличие от Беларуси. Он быстро сменился в России большим подъемом, который был прерван неглубоким спадом после кризиса 1998 года. Рост покупок автомобилей в середине 90-х годов в России совпадает с глубоким спадом в Беларуси. Это, видимо, говорит о том, что в России с самых первых лет реформы сложилась гораздо более многочисленная прослойка богатых людей, имевших возможность покупать автомобили даже в моменты обострения кризиса.

Рис. 3-26. Индексы покупки автомобилей в Беларуси и России, 1985 =100


С другой стороны, в Беларуси начиная с 2001 г. социально-экономическое положение настолько стабилизировалось, что население с лихвой наверстало задержку 90-х годов в автомобилизации. Число автомобилей в личной собственности в Беларуси (в расчете на 1000 человек населения) в последние годы превысило российский показатель.

Абсолютные размеры покупок автомобилей в Беларуси представлены на рис. 3-27.

Рис. 3-27. Покупка автомобилей в Беларуси, тыс. шт.


Повышение благосостояния зажиточной части населения выразилось в годы реформы в увеличении числа личных легковых автомобилей. Число автомобилей в личной собственности в Беларуси (в расчете на 1000 человек населения) в последние годы превысило российский показатель. С 1996 года все заметнее отстает Украина.

Рис. 3-28. Наличие собственных легковых автомобилей на 1000 чел. населения в Беларуси, России и на Украине


Важнейшим показателем уровня благосостояния при современном быте является количество потребляемых населением услуг. Присущее городской жизни разделение производства и быта сделало для людей невозможным самостоятельное выполнение очень многих работ по их жизнеобеспечению — эти работы выполняются теперь за плату специализированным производством. В послевоенное время сфера услуг быстро расширялась, однако и эти темпы признавались неудовлетворительными и вызывали нарекания населения.

В ходе реформы произошло резкое, поразительное для таких больших инерционных систем, сокращение объема предоставляемых населению платных услуг. В быте большинства населения произошел огромный регресс (рис. 3-16).

Рис. 3-29. Индекс объема платных услуг населению в Беларуси, России и на Украине (1980=100)


Важнейшим, жизненно важным для современного общества фактором благосостояния людей является возможность перемещаться в пространстве. Пассажирский транспорт является не только важным производством услуг, обеспечивающих жизнедеятельность людей, но и системой, которая связывает страну в единое целое.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Куда идем? Беларусь, Россия, Украина"

Книги похожие на "Куда идем? Беларусь, Россия, Украина" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Кара-Мурза

Сергей Кара-Мурза - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Кара-Мурза - Куда идем? Беларусь, Россия, Украина"

Отзывы читателей о книге "Куда идем? Беларусь, Россия, Украина", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.