» » » » А. Запольский - Ракеты стартуют с моря


Авторские права

А. Запольский - Ракеты стартуют с моря

Здесь можно скачать бесплатно "А. Запольский - Ракеты стартуют с моря" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Техническая литература, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
А. Запольский - Ракеты стартуют с моря
Рейтинг:
Название:
Ракеты стартуют с моря
Издательство:
неизвестно
Год:
1994
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ракеты стартуют с моря"

Описание и краткое содержание "Ракеты стартуют с моря" читать бесплатно онлайн.



Очевидец и участник о событиях, происходивших в 50-е годы и связанных с рождением нового рода сил военно-морского флота






Родина высоко оценила трудовой подвиг людей и значение проделанной ими работы. Группе ее непосредственных и наиболее активных участников была присуждена Ленинская премия за 1958 год.

Лауреатами стали Н.Н.Исанин (от ЦКБ-16), И.С.Бахтин (от завода №402), И.В.Попков и П.В.Новожилов (от ОКБ-1), В.П.Финогеев (от НИИ-885), В.Ф.Печурин, В.П.Арефьев и П.М.Зеленцов (от НШ-49), В.П.Макеев и Н.А.Семихатов (от новых организаций, участвовавших в создании серийных ракет и внедрении оружия на флоте).

Военных в этом списке не было. Хотя кто-нибудь обязательно в него вошел, если бы из нескольких претендентов командование выбрало одного. Проявленная нерешительность привела к тому, что заместитель главкома ВМФ инженер-адмирал Н.В.Исаченков вообще отказался от вакансии для военных в пользу представителей промышленности. Жаль, конечно, но в конце концов не ради наград мы трудились, и никто нам их не обещал. К тому же все лауреаты были хорошо знакомые нам товарищи, достойные этой высокой награды. Случайных лиц, попавших в их число по конъюнктурным соображениям, там не было.

В письме ко мне от 22 апреля 1959 года И.В.Попков пишет: "Премия, которую получат 10 человек, выбранных из большого числа, – это труд твой и многих наших товарищей". Оценка скромного и порядочного человека, понимающего, каких усилий стоила для этих "многих" выполненная ими работа.

ТАЙНА ПОДВОДНОГО СТАРТА РАЗГАДАНА

Восстанавливаемая история создания ракетного оружия стратегических подводных лодок останется неполной, если не вспомнить и не рассказать о старательно, к сожалению, забытых событиях, связанных с осуществлением первого подводного старта. К тому же к ним имеют прямое отношение наш головной подводный ракетоносец "Б-67" и первая морская баллистическая ракета "Р-11ФМ". События эти достойны освещения также и как еще один яркий пример подвижничества первопроходцев. Но по порядку.

Несмотря на то что были уже развернуты работы по теме "Волна", где предусматривался старт ракеты из надводного положения лодки с верхнего среза шахты, военные моряки не расстались с мыслью о подводном старте. По-прежнему оставаясь его приверженцем, уже известный читателю П.Н.Марута продолжает настаивать на необходимости отработки этого способа старта. Ему удается убедить заместителя начальника НИИ-88, согласившегося принять на себя научное руководство темой. Заручившись затем поддержкой руководства судостроительной и оборонной отраслей промышленности, М.В.Егорова и К.Н.Руднева, а также спецкомитета Совмина (впоследствии Комиссии Президиума Совмина по военно-промышленным вопросам) Г.Н.Пашкова, П.Н.Марута готовит проект постановления и представляет его в Совмин. 3 февраля 1955 года постановление подписывает Н.А.Булганин. Согласно этому документу работа поручалась ОКБ-10 НИИ-88 (главный конструктор Е.В.Чарнко), СКБ-626 (главный конструктор Н.А.Семихатов) и ЦКБ-16 (главный конструктор Н.Н.Исанин).

Евгений Владимирович Чарнко, к тому времени известный и заслуженный конструктор артиллерийских систем, четырежды лауреат Сталинской (теперь Государственной) премии взялся за то новое для него дело, веря в творческие силы руководимого им коллектива, доказавшего свою способность успешно и в рекордно короткие сроки решать сложные технические задачи.

Реальные трудности, вставшие на пути OKE-Ш, заключались в отсутствии опыта в ракетостроении, недостаточном представлении характера гидродинамических процессов при подводном старте и в совершенно новых для него морских условиях использования оружия, не говоря уже вообще о необычности флотской специфики. Хотя я допускаю, что эти обстоятельства могли сыграть и положительную роль, в смысле принятия нестандартных решений. В основную группу от ОКБ-10 входили А.Чарнко, В.Исаев, А.Локтев, И.Аврутин и другие.

Очень удачным оказалось назначение ведущим специалистом по теме от ВМФ инженер-капитан-лейтенанта В.К.Свистунова. Он во многом способствовал вхождению Е.В.Чарнко в специфику ракетного оружия подводных лодок и тесному взаимодействию с представителями флота. От моряков в работе также участвовали В.А.Емельянов, К.К.Ильинский, А.Г.Мельник, Б.Ф.Васильев, В.В.Башенков, Н.Н.Григорьев.

Ознакомившись с имевшимися материалами по теоретическим исследованиям и экспериментам, проведенным в ракетном НИИ ВМФ, Е.В.Чарнко принимает решение готовиться сразу к так называемым бросковым испытаниям, предусматривающим отработку старта на натурных макетах ракеты "Р-11ФМ".

Всю же работу предусматривалось провести в три этапа: бросковые испытания с неподвижного погружного стенда, продолжение этих испытаний с движущейся опытной подводной лодки и, наконец, прицельные стрельбы на полную дальность ракетами с движущейся подводной лодки. В своей постановке цели и задачи испытаний становились определенными, но возникало сразу несколько вопросов: с чего производить пуск, где его производить и что следует доработать в ракете и пусковой установке.

Снова активно подключается к работам коллектив ЦКБ-16. Непосредственное участие в испытаниях принимают Н.Н.Ксанин, Н.Н.Зевельт, В.В.Зенкевич, В.М.Ланговой. И.Н.Савинова, Е.И.Кучин, В.И.Ефимов, В.М.Волков и другие сотрудники.

Под руководством главного конструктора Я.Е.Евграфова проектируется и строится специальный погружной стенд. Основой его была натурная шахта высотой 12 и диаметром 2 метра, которая устанавливалась на понтоне. Стенд был рассчитан на погружение до глубины 20 метров. Для проведения испытаний он сначала притапливался в "позиционное" положение путем заполнения балластной цистерны, а затем, после ухода с него людей, затягивался на стартовую глубину лебедкой с помощью троса, соединенного со стендом и пропущенного через блок, установленный на бетонном массиве на дне моря под стендом. Управление подготовкой и производством пуска осуществлялось по кабелям, проложенным по дну от стенда к берегу.

Для испытаний было спроектировано два типа макетов ракеты: один с пороховым ракетным двигателем – С 4.1, другой с жидкостным – С 4.5.

Система управления, бортовая и корабельная (стендовая), разрабатывалась СКБ-626, сотрудники которого В.А.Внутский. И.С.Игдалова, И.И.Величко и другие товарищи участвовали и в испытаниях.

Рекогносцировочной комиссией под председательством инженер-полковника М.Ф.Васильева был выбран район проведения испытаний – в одной из бухт на побережье Черного моря.

К концу 1956 года все было готово к испытаниям, и 23 декабря состоялся первый пуск макета ракеты С 4.1 из-под воды. Три последующих пуска были произведены в марте-апреле 1957 года.

Одновременно с созданием погружного стенда велось проектирование и переоборудование средней подводной лодки проекта 613 "С-229" под проект В-613. На этой лодке в средней ее части по бортам были подвешены две ракетные шахты. Предусматривалась возможность обеспечения старта макетов ракеты с глубины 15-20 метров при скорости хода лодки 3-4 узла.

Второй этап испытаний, с подводной лодки проекта В-613, начался вскоре после выполнения программы пусков макета С 4.1 с погружного стенда. В июне 1957 года было произведено 3 пуска с лодки макета С 4.1. Далее в испытаниях наметился перерыв до февраля следующего года, связанный с изготовлением и поставкой макета ракеты с жидкостным ракетным двигателем – С 4.5. Не дожидаясь завершения всей программы бросковых испытаний, комиссия Президиума Совмина с учетом результатов пусков макета С 4.1 со стенда и лодки принимает решение о переоборудовании подводной лодки "Б-67" под проект ПВ-611 (появившаяся литера "П" означала "подводный" ).

В феврале 1958 года бросковые испытания были продолжены, и до середины апреля произведено 7 пусков макетов С 4.5, четыре со стенда и три с подводной лодки проекта В- 613.

Хочу высказать свое мнение по поводу проведенных бросковых испытаний. В первой половине 70-х годов мне довелось быть техническим руководителем подобных испытаний новой создаваемой в то время ракеты. Я в полной мере имел возможность познать всю технологию этих испытаний как с технической, так и с организационной стороны и поэтому могу утверждать, что испытания, проведенные Е.Б.Чарнко, при которых за 15 месяцев было произведено 14 пусков, прошли в хорошем темпе. Успешное выполнение в относительно короткие сроки всей намеченной программы впервые проводимых испытаний явилось результатом не только их четкой организации под руководством председателя комиссии начальника штаба подводных сил Черноморского флота капитана 1 ранга Г.Ф.Макаренкова и технического руководителя Е.В.Чарнко, но и оперативности предприятий промышленности, своевременно обеспечивавших поставку всех объектов и средств, испытаний с внесением необходимых изменений по результатам очередных пусков.

Третий этап испытаний начался в конце лета 1959 года. К этому времени первая морская баллистическая ракета "Р-11ФМ" была доработана для подводного старта и ей присвоен шифр С 4.7, а подводная лодка "Б-67" была переоборудована под проект ПВ-611.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ракеты стартуют с моря"

Книги похожие на "Ракеты стартуют с моря" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А. Запольский

А. Запольский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А. Запольский - Ракеты стартуют с моря"

Отзывы читателей о книге "Ракеты стартуют с моря", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.