Л. Алова - Режиссерская энциклопедия. Кино Европы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Режиссерская энциклопедия. Кино Европы"
Описание и краткое содержание "Режиссерская энциклопедия. Кино Европы" читать бесплатно онлайн.
Охватывая период от зарождения кино и до 2001 г., "Режиссерская энциклопедия. Кино Европы" включает более 200 персоналий из Англии, Болгарии, Германии, Голландии, Греции, Дании, Испании, Италии, Словакии, Франции, Чехии, Швейцарии, Швеции и бывшей Югославии. Конечно, мы не могли представить всех, кто создавал фильмы в Европе.
Внимательному читателю "Режиссерская энциклопедия. Кино Европы" предоставляет значительный материал, позволяющий увидеть картину развития европейского кино в целом на протяжении его более чем вековой, непростой и зачастую драматичной, истории, судьбу творческих импульсов и открытий, включая и те из них, что были сделаны давно, но оценены много позднее, обнаружить сложные взаимоотношения различных направлений, зародившихся в неоднородных культурных и общественных условиях в разных странах и в разные времена. Сцепления и перекрестки разных явлений и отдельных кинематографических фактов, очевидные в представленной картине европейского кино, зачастую похожи на хитросплетения лабиринта, лишь пройдя который, можно в полной мере оценить отдельные отрезки пути.
Справочное издание
Опробованный в картине "Солнце в сети" метод свободной связи разнородных элементов У. использует и в следующем, более драматичном, ф. "Орган" (Специальный пр. жюри на МКФ в Локарно, 1965), впервые в чехословацком кино поставившем проблему сознательного и пассивного участия обычного человека в преступлениях нацизма, впервые заговорившего о пропас - тях, которые открываются в глубинах человеческой души в моменты угрозы его благополучию и жизни. Ареной ужасающего столкновения духа и власти, искусства и догмы, любви и смерти становится провинциальный городок времен второй мировой войны. Герой фильма — поляк, солдат армии 1939 г., который находит убежище в словацком монастыре и скрывается под видом монаха-органиста. Его виртуозная игра на органе производит в небольшом городке нечто вроде морального потрясения. Разные люди по-разному сводят счеты со своей совестью.
В этом поэтическом фильме бросается в глаза упорное стремление авторов выразить мысль без многих слов: через посредство пластической композиции, света, движений камеры и музыки. Продолжением последователыно нарастающей стилизованности становится единственный в творчестве художника сюрреалистический фильм "Дева- чудотворица" (1966), экранизация одноименного сюрреалистического романа (1944) Доминика Татарки о корнях словацкого сюрреализма, зародившегося во время второй мировой войны. Жизнь группы художников-сюрреалистов У. изображает сквозь призму сюрреалистического видения, отказываясь от фабулы в пользу ассоциативности повествования, стирая грань между реальным и преображенным причудливой фантазией миром. Атмосфера происходящего насыщена мистической магией случайных встреч Тристана и Анабеллы, непроизвольных совпадений, таинственностыю обыденных предметов, чувственностыю, эротизмом, гипнотическим ожиданием чуда, радостью творческой фантазии. Реальный мир, объятый страхом смерти и отчаянием, напоминает о себе непрерывным гулом бомбардировщиков, создавая тревожащий эффект двойственности реалыности. Свое отношение к сюрреализму как миропониманию и мироощущению У. выразил в собственной трактовке Анабеллы. Дева- чудотворица, колдунья, способная внушить возвышенную любовь, наконец, муза, зеркало и символ постоянно усколызающей сверхреалы- ности, оказывается просто прелестной девушкой из плоти и крови и одновременно самой жизнью, не терпящей над собой насилия и в конечном счете покидающей своих друзей-сюрреалистов. Элементами сюрреалистской поэтики насыщена и отмеченная черным юмором и философским скепсисом трагикомедия "Гений" (1969) — о нелегкой судьбе дьявола, вынужденного обучать добродетелям погрязшее в грехах человечество, чтобы получить шанс заняться собственным делом: совращать человека с пути истинного.
Период т.н. "нормализации", прервавший естественное развитие культуры и искусства в Чехословакии, круто меняет творческую суды- бу У, которая отныне определяется жестким давлением цензуры. В 70— 80-е гг. он возвращается к лирико- поэтическому кинематографу. Режиссер продолжает исследование экзистенциальных проблем человека, оказавшегося на перекрестке национальной истории, избирая для этого то уже опробованную в "Трех дочерях" (1967), словацкой вариации шекспировского "Короля Лира" времен коллективизации, форму народной баллады ("Долина"; "Клен и Юлиана"), то лирико-поэ- тического повествования (" Если бы у меня бышо ружые", "Золотые времена", "Шестая фраза"), то психологической драмы ("Длинная ночь и длинный дены"). Последний фильм У. — пронизанное горечью метафорическое философское эссе о судьбе своего поколения "Смотритель музея" (1989).
Независимо от жанра в центре внимания режиссера всегда оказываются человеческие страдания, чуткая реакция на внешние импульсы, переживание первой любви, первые жестокие столкновения с неестественно развивающейся жизнью, которые навсегда оставляют свой след. Поэтическая дистанция, а в ряде фильмов (где события даны через восприятие ребенка) и инфантильность взгляда смягчают в его фильмах картины мучений и смерти, исключая эмоциональный шок.
Во всех своих фильмах Штефан Угер обращается к современности и стремится найти в ней то, что свидетельствует о непреходящих правах природы и вечном поиске красоты.
Г.
Фильмография: "Путешествие над облаками" (Cesta nad oblaky, к/м), "Первая борозда" (Prva brazda, к/м), "Кубок центральной Европы" (Stredoeuropsky pohar), "Учительница" (Ucitel'ka, док.), все — 1955; "Отмеченные тьмой" (Poznaceni tmou,floK.), 1956; "Здесь происходят трагедии" (Tu kracaju tragedie, док.), 1957; "Где-то в ноябре" (Niekedy v novembri, к/м), "Матросы без моря" (Lodm'ci bez mora, с/м), "Жила-была дружба" (Bolo raz priatel'stvo, с/м), все — 1958; "Глазами камеры" (Ocami kamery, к/м), 1959; "Мы из 9А" (My z 9А), 1961; "Солнце в сети" (Slnkovsieti); 1962; "Орган" (Organ), 1964; "Дева чудотворица" (Panna zazracnica), 1966; "Тридочери" (Tridcery), 1967; Тений" (Genius), 1969; "Если бы у меня было ружье" (Keby som mat pusku), 1971; "Клен и Юлиана" (Javora Juliana), 1972; "Долина" (Dolina), 1973; "Длинная ночь и длинный день" (Vel'ka noc a vefky den), 1974; "Холодный климат" (Studene pod- nebie, тв), 1975; "Если бы у меня была девушка" (Keby som mal dievca), 1976; "Пенелопа" (Penelopa), 1977; "Золотые времена" (Zlate easy), 1978; "Подруги" (Kamaratky), 1979; "Мои кони вороные" (Moje kone vrane, тв-сериал), 1980; "Покос Ястребиного луга" (Kosenie jastrabej luky), 1981; "На асфальте коней пасла" (Pasla kone na betone), 1982; "Шестаяфраза" (Siesta veta), 1986; "Смотритель музея" (Spravca skanzenu), 1989.
Библиография: Йозеф Вагадай. Интервью со Штефаном Угером // Правда кино и "киноправда". М., 1967; KopanevovaGali- na. Svet, kter jetrebaobjevovat. Rozhovor se Stefanem Uhrem.//Film a doba. 1962/2; Hrabovska Katarina. Moznost idealu a reality// Film a doba. 1967/2; Navratil Antonin. Prokleti'basm'ci 11 Cesty k pravde ci lzi. Praha, 1968; Bartoskova Sarka, Bartosek Lubos. Filmove profdy. Praha, 1986; Zalman Jan. Poeticky film — tradice a nove tendence. Tvorba Stefana Uhra. // Umlceny film. Praha, 1993.
ФАБРИ ЗОЛТАН
(Fabri Zoltan). Венгерский режиссер. Его имя и творчество неразрывно связаны с процессом самоопределе-венгерского кино, с историей его развития, с его утверждением и завоеванием признания на родине и за рубежом.
Родился 15 октября 1917 г. в Будапеште. Умер в 1994 г. в Будапеште.
Творческую жизнь Фабри начал как живописец и график, окончив в 1938 г. Институт изобразительного искусства. В том же году поступил в Академию театрального искусства на актерское отделение, по окончании которой (1941) работал сначала актером, затем режиссером будапештского Национального театра. Работал также в других театрах страны как актер, режиссер и художник-декоратор. После войны, осенью 1945 г. вновь включился в венгерскую театральную жизнь. Возглавлял Театр юного зрителя. Занимался также книжной графикой.
Работу в кино начал в 1950 г. — сначала как художественный руководитель киностудии "Гунния", затем как сценарист и художник. Начало его режиссерской деятельности связано с картиной "Колония под землей", которую Ф. завершал вместо заболевшего Имре Енеи. Его первой самостоятельной режиссерской работой стал фильм "Буря" (1952), рассказывающий о буднях сельскохозяйственного кооператива. И в этой картине, и в следующей ("Знак жизни", 1954; "Приз труда" МКФ в Карловыгх Варах, 1954), повествующей о спасении шахтеров, давали себя знать идеологические клише эпохи. Однако Ф. пытался быть антисхематичным даже в так называемый век "схематизма". В "Знаке жизни", где рудименты схематизма еще очевидны и некоторые моменты до смешного наивны, Ф. все же явно порывал с каноном "производственного" фильма — многообразием человеческих характеров, раскрывающихся в экстремальной ситуации, психологизмом, богатством режиссерских решений, выразительной пластикой.
Режиссерский талант Ф. в полной мере развернулся в "Карусели", фильме 1955 г., ставшем "визитной карточкой" обновлявшегося венгерского кино, выходившего на уровень общечеловеческих и общегуманных понятий. Безыскусный и в безыс- кусности поэтический, гармонично объединивший лирику и драматизм, фильм поведал зрителю середины 50-х гг. историю деревенского парня и его возлюбленной (дебют Мари Тёрёчик, в будущем выдающейся венгерской актрисы), дерзнувших во имя своего счастья пробить брешь в устоявшемся иерархическом укладе старой венгерской деревни. Новеллы Имре Шаркади "В колодце" и "Истина", легшие в основу сценария, были для Ф. только предлогом, чтобы через историю молодых влюбленных показать трудный процесс рождения новой крестьянской формы жизни, тернистый путь к ней, который главные герои должны пройти до конца. В 1956 г. "Карусель" представляла венгерский кинематограф на международном кинофестивале в Каннах. О ней с восторгом писали тогда, среди других, Андре Базен, Франсуа Трюффо, Линдсей Андерсон, отмечая исключительный темперамент режиссера. В последовавшей затем ленте "Господин учитель Ганнибал" (1956; Гран-при МКФ в Карловых Варах, 1957), вышедшей на экраны за неделю до Венгерского восстания, Фабри меняет интонацию и стиль, насыщая трагикомическую историю "маленького человека" гротеском. Здесь заявлена тема, которая станет ведущей в творчестве Ф., будет варьироваться и развиваться в последующих его фильмах: "Анна Эдеш" (1958), "Два тайма в аду" (1961), "Дневное затмение" (1963; спец. пр. МКФ в Локарно, 1964), "После сезона" (1966; "Приз Сен-Джорджо", пр. города Венеция, пр. "Чинема нуово" актеру Анталу Пагеру и пр. "Синефорум" на МКФ в Венеции, 1967), "Мальчишки с улицы Пал" (1968; спец. пр. МКФ в Тегеране, 1969; второй пр. МКФ в Москве, фестиваль фильмов для детей), "Муравейник" (1971). Анализируя процесс развития общества, его моральные конфликты, Ф. обращается к общечеловеческим проблемам, к самым острым вопросам, связанным с судьбой всего мира. Практически все его фильмы о достоинстве человека, которое подвергается испытанию и не всегда выходит победителем, об обстоятельствах, ставящих людей перед выбором, и об ответственности за этот выбор.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Режиссерская энциклопедия. Кино Европы"
Книги похожие на "Режиссерская энциклопедия. Кино Европы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Л. Алова - Режиссерская энциклопедия. Кино Европы"
Отзывы читателей о книге "Режиссерская энциклопедия. Кино Европы", комментарии и мнения людей о произведении.