Л. Алова - Режиссерская энциклопедия. Кино Европы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Режиссерская энциклопедия. Кино Европы"
Описание и краткое содержание "Режиссерская энциклопедия. Кино Европы" читать бесплатно онлайн.
Охватывая период от зарождения кино и до 2001 г., "Режиссерская энциклопедия. Кино Европы" включает более 200 персоналий из Англии, Болгарии, Германии, Голландии, Греции, Дании, Испании, Италии, Словакии, Франции, Чехии, Швейцарии, Швеции и бывшей Югославии. Конечно, мы не могли представить всех, кто создавал фильмы в Европе.
Внимательному читателю "Режиссерская энциклопедия. Кино Европы" предоставляет значительный материал, позволяющий увидеть картину развития европейского кино в целом на протяжении его более чем вековой, непростой и зачастую драматичной, истории, судьбу творческих импульсов и открытий, включая и те из них, что были сделаны давно, но оценены много позднее, обнаружить сложные взаимоотношения различных направлений, зародившихся в неоднородных культурных и общественных условиях в разных странах и в разные времена. Сцепления и перекрестки разных явлений и отдельных кинематографических фактов, очевидные в представленной картине европейского кино, зачастую похожи на хитросплетения лабиринта, лишь пройдя который, можно в полной мере оценить отдельные отрезки пути.
Справочное издание
Этот выбор был понятен, потому что Пазолини был отчаянно непримирим в своем отношении к "обществу потребления", а максимализм всегда нравится молодым. "Общество потребления" было главным объектом его ненависти. Чтобы образумить его, отрезвить, Пазолини постулирует теорию эстетического шока. В фильме "Птицы большие и малые" он впервые в своем творчестве воссоздает жизнь не "в формах самой жизни", а обратившись к иносказанию, философской сказке, притче. В трех новеллах фильма Пазолини размышляет об истинном значении культуры и провозглашает отказ от какой бы то ни было идеологии для человека. Фильм-ребус, фильм-загадка, фильм-манифест нового Пазолини стал самым тенденциозным и в то же время самым насмешливым фильмом режиссера. В последовавших затем экранизациях "Царя Эдипа" и "Медеи" звучат автобиографические и фрейдистские мотивы. Любовь к матери, страх отца, собственная сексуальная ориентация — все это стало предметом осмысления режиссера на материале древнегреческой трагедии. И снова притчи — "Теорема" и "Свинарник", и снова шоковая терапия для "общества потребления", осуждение его жестокости и бездуховности, лицемерия и ханжества. В респектабельную буржуазную семью в "Теореме" приходит некий Гость, он совращает всех ее членов, невзирая на различия пола и возраста. После его ухода оказывается, что он изменил всех к лучшему, а служанка от избытка чувств даже возносится в небо, становится святой. На МКФ в Венеции "Теорема" вызвала грандиозный скандал. Но мир соткан из противоречий, и фильм получил премию Международного католического центра (АСИК) за то, что, "несмотря на эротизм и гомосексуализм, выразил мысль о необходимости для современного человека отказа от буржуазного жизненного идеала, который чужд его природной сути".
На рубеже 60-70-х гг. П.П. Пазолини воспринимается многими как духовный лидер молодежной Контестации. Отчасти так и было: он поддерживал молодых в их нежелании быть похожими на "отцов", но и видел, что они только мнят себя другими и что на самом деле они дети своего общества. Этой проблеме Пазолини посвящает серию публикаций, вызвавших бурные отклики, а точнее, протесты и даже угрозы как со стороны правых, так и слева. Но Пазолини не из числа пугливых.
Напротив, он приступает к съемкам так называемой "трилогии жизни": "Декамерон", "Кентерберийские рассказы", "Цветок тысячи и одной ночи", которые являются свободным переложением новелл эпохи Возрождения, провозглашающих торжество человеческой плоти, воспевающих естественного человека. Общество вновь возмущено, оно обвиняет режиссера в оскорблении общественной морали, в попрании религиозного чувства. Откровенный и жизнеутверждающий эротизм этих лент вызвал негодование пуритан и ханжей не только в католической Италии, но и во всем мире. И в то же время все три фильма были отмечены на самых представительных кинофорумах Европы: "Декамерон" получил "Серебряного медведя" в Западном Берлине (1971); "Кентерберийские рассказы" — "Золотого медведя" там же через год; "Цветок тысячи и одной ночи" — специалыный приз жюри на МКФ в Каннах (1974). Пазолини- евская эротизация искусства сродни олитературенной эротике. Все попытки вменить режиссеру в вину порнографию оказались тщетны. Жизнь — это истинное наслаждение, в том числе и любовью, в том числе и искусством.
В 1975 г., в год своей трагической гибели, Пазолини завершил работу над картиной "Сало и 120 дней Содома", где секс предстал как форма насилия и подавления личности. "Секс в Сало, — писал Пазолини, словно упреждая очевидные для него нападки, — метафора отношений тоталитарной власти с теми, кто ей подчиняется". Фашисты у Пазолини — это нелюди, это дерьмо, питающееся дерьмом. Неонацисты ненавидели этот фильм и открыто угрожали режиссеру расправой. Но фильм нанес и сильнейший удар по власть предержащим, потому что выразил общее чувство поражения, не оставившего никаких надежд, никаких альтернатив. Буржуазия победила, и весь тот ад, что человечество оставило позади, ничто по сравнению с будущим триумфом насилия, деградацией, мученичеством и смертью. Пазолини предвидел свою смерть, он говорил о ней, писал в своих публицистических статьях и в поэзии. 2 ноября 1975 г. полиция обнаружила труп режиссера в окрестностях Рима. Пазолини был убит при обстоятельствах, которые до сих пор остаются невыясненными. Убийца понес наказание, но был ли убийцей 18-летний парень и каковы были истинные мотивы преступления, остается до сих пор загадкой. Через 10 дней после смерти режиссера цензурная комиссия запретила картину. Дело слушалось в Миланском суде, и Пазолини посмертно выиграл его. Фильм признали произведением подлинного гуманистического искусства.
Л. Алова
Фильмография: "Нищий"/"Аккаттоне" (Accattone), 1961; "Мама Рома" (Mamma Roma), 1962; "Рогопаг", новелла "Овечий сыр", (Rogopag, l'episodio La Ricotta), "Ярость" (La Rabbia), оба — 1963; "Разговоры о любви" (Comizi d'amore), "Евангелие от Матфея" (11 Vangelo secondo Mat- teo), оба — 1964; "Птицы большие и малые" (Uccellacci e uccellini), "Ведьмы", новелла "Земля, увиденная с Луны" (Le Streghe, l'episodio La Tern vista dalla Luna), оба — 1966; "Каприччо по-итальянски", новелла "Что такое облака?" (Capriccio all'italiana, l'episodio Che cosa sono le nuvo- le?), "Царь Эдип" (Edipo re), оба- 1967; "Теорема" (Teorema), 1968; "Любовь и гнев", новелла "Наброски романа о нечистотах" (Amore e rabbia, l'episodio La sequenza del fiore di carta), "Свинарник" (Porcile), "Заметки на тему африканской "Орестеи"" (Appunti perun'Orestiadeafri- сапа), все — 1969; "Медея" (Medea), 1970; "Декамерон" (llDecamerone), 1971; "Кентерберийские рассказы" (I racconti di Canterbury), 1972; "Цветок тысячи и одной ночи" (11 flore delle mille е una notte), 1974; "Сало и 120 дней Содома" (Salo о le 120 giornate di Sodoma), 1975.
Библиография: Соловьева И. Кино Италии. M., Искусство, 1960; Босенко В, Гeрой в итальянском кинематографе бунта и протеста. // Теория кино и идеологическая борьба. BLHK, Москва, 1982; Пазолини о Пазолини. М., Ладомир, 2000; Siciliano Е. Vita di Pasolini. Rizgffi, Mila- no, 1969; Ferrero A. I film di Pasolini. — Marsilio, Venezia, 1976; II cinema in forma di poesia, a cura di L. De Giusti. Cinemase- ro, Pordenone, 1979; Santano G. Pasolini. L'opera. Neri Pozza, Vicenza, 1980.
ПЕТРИ ЭЛИО
(Petri Elio) Итальянский кинокритик, сценарист, режиссер. Родился 29 января 1929 г. в Риме, умер 10 октября 1982 г. там же. Кинокарьера Петри началась в 1951 г. с должности ассистента режиссера на фильме "Рим, 11 часов" (реж. Д. Де Сан- тис). Практически в это же время он начинает писать рецензии и критические статьи по широкому спектру современного национального кино. Вскоре П. снимает документальные фильмы "Рождение чемпиона" и "Семь крестьян" по сценариям, написанным вместе с Ч. Дзаваттини.
Вплоть до г. он продолжает свою кинематографическую деятельность в документальном кино и кинодраматургии. За это время он принимал участие в написании сценариев к фильмам "Дайте мужа Анне Дзак- кео", "Когда встает солнце", "Дни любви", "Люди и волки", "Дорога длиною в год", "Горбун" и многие другие. Свой первый полнометражный художественный фильм "Убийца" Элио Петри поставил в 1961 г., внедрив в классический жанр "черного фильма" элементы реалистического психологизма. Эту стилистику он сохранил и в следующей ленте "Считанные дни", где была рассказана щемящая история человека, на грани смерти подводящего жизненный итог. В экранизации повести Л. Мастронарди "Учитель из Виджевано" Петри дополнил свою режиссерскую манеру элементами гротеска и абсурда, которые ему, бесспорно, удались и стали впоследствии отличительной чертой его авторского почерка. Вслед за этой картиной П. продолжил иронизировать над итальянским "экономическим чудом", взрастившим "новых буржуа", в ленте "Десятая жертва" по одноименному роману Р. Шекли. По-настоящему зрелым фильмом Петри стала картина "Каждому свое" по роману Л. Шаша (пр. МКФ в Каннах), в котором он заговорил об итальянской мафии и ее тесной связи с клерикальными кругами.
Лучшей лентой в фильмографии Петри по праву считается "Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений" (спец. пр. и пр. ФИПРЕССИ на МКФ в Каннах), в которой отточенная стилистика П., умело синтезировавшего "черный фильм", гротеск и социально-политическую ангажированность, доведена до совершенства. Авторский, многоуровневый и оттого сложный для восприятия фильм имел огромный зрительский успех. Восхищала игра Д.М. Волонте, завораживала и держала до самого финала в напряжении фабула фильма: комиссар полиции, садист и маныяк, убивает свою любовницу и, вместо того чтобы замести следы, повсюду оставляет указывающие на него улики. Но комиссар полиции "человек вне подозрений", и его же подчиненные улики игнорируют. Абсурдная и страшная "игра" кто кого?
Через год П. получает уже главный приз МКФ в Каннах за ленту "Рабочий класс идет в рай" — гротесковый памфлет о рабочем парне, простаке, за душу и тело которого борются леваки и революционеры, с одной стороны, и заводские власти, мечтающие о порядке, — с другой. Сатира была столь острой, образ рабочего (Д.М. Волонте) столь смешным и жалким, что на П. обрушился шквал обвинений в аполитичности и недооценке момента. В 1973 г., словно отвечая на обвинения и упреки, П. снимает картину "Собственность больше не кража" о мелком буржуа, которому со всех сторон внушают, что он вор и должен свое отдать народу. В 1976 г. снова по роману Шаша П. снимает картину "Тодо модо", жестокую и бескомпромиссную по отношению к правящей Христианско-демокра- тической партии и ее лидеру Альдо Моро. Кровавая агония этих людей, ведущих страну по пути регресса, стала главной темой фильма. В 1980 г. П. поставил фильм "Хорошие новости", где, сохраняя стилистику абсурда, рассказал частную историю, складывающуюся в традиционный любовный треугольник.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Режиссерская энциклопедия. Кино Европы"
Книги похожие на "Режиссерская энциклопедия. Кино Европы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Л. Алова - Режиссерская энциклопедия. Кино Европы"
Отзывы читателей о книге "Режиссерская энциклопедия. Кино Европы", комментарии и мнения людей о произведении.