» » » » Андрей Платонов - Трагедии Финского залива


Авторские права

Андрей Платонов - Трагедии Финского залива

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Платонов - Трагедии Финского залива" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Платонов - Трагедии Финского залива
Рейтинг:
Название:
Трагедии Финского залива
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
Издательский дом «Вече»
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Трагедии Финского залива"

Описание и краткое содержание "Трагедии Финского залива" читать бесплатно онлайн.



Во второй половине 1941 года Финский залив стал ареной трагических событий. В августе Балтийский флот, потерявший контроль над заливом, совершил трагический прорыв из Таллина в Кронштадт. По своим последствиям он был сравним с поражением при Цусиме. Загнанные противником на свою последнюю базу балтийские моряки выдержали разрушительные удары германской авиации по Кронштадту, провели сложнейшую эвакуацию гарнизона Ханко, а затем пережили страшную блокадную зиму.






Между 19:00 и 19:30 юминданинская батарея с дистанции 115-95 кб дважды вела огонь по крейсеру «Киров», сделавшему в ответ шесть залпов из орудий главного калибра. После постановки эсминцами и катерами дымовой завесы огонь противника прекратился. В 19:07 с эскадренного миноносца «Сметливый» якобы обнаружили след торпеды. Это произошло в восьми милях северо-восточнее маяка Кери.

Путь головного Т-207 повернувшего на фарватер 10 ТБ-ж около 18 часов проходил по оси этого фарватера, в соответствии с чем тральная полоса пяти тральщиков в течение почти двух часов на протяжении 21 мили полностью или частично перекрывала тральную полосу шедших впереди тральщиков, проводивших конвой I за тралами Шульца. При таких условиях в параван-тралы базовых тральщиков могли попасть только единичные мины. Действительно на этом отрезке пути до места гибели тральщика «Краб» подсекли всего одну мину, углубление которой, очевидно, составляло 10–12 м, вследствие чего она и не могла быть вытралена тралом Шульца. По такой же причине тралы Шульца не захватили минный защитник на линии И-33, взрывом которого в 19:05 перебило трал Т-207.

Около 19:30 базовые тральщики начали обгонять концевые корабли конвоя I. Обходя затем с юга район, в котором близ места гибели «Краба» маневрировали пять тихоходных тральщиков, тральщики Т-204, Т-205 и Т-217 при пересечении линий И-67 и И-66 один за другим начиная с 19:50 в течение нескольких минут вытралили два минных защитника, взрывами которых перебило обе тралящие части у Т-205, и четыре мины, из которых одну подсекли, а три взорвались в тралах. Параванный охранитель эсминца «Сметливый» подсек минный защитник и, наконец, в 20:10 трал Т-217 оборвало взрывом мины на линии И-69.

Порядок равнения в строю уступа во время замены тралов нарушился, и так как остановившиеся и медленно дрейфовавшие на юг суда конвоя I несколько стесняли движение кораблей отряда главных сил, то одновременно нарушился и порядок равнения в кильватерной колонне этого отряда. При таких условиях неточно шедшая за крейсером «Киров» подводная лодка С-5, по-видимому, оказавшаяся в пропуске, образовавшемся в середине тральной полосы, в 20:11 подорвалась на мине на линии И-66 и через 40 секунд затонула. Из находившихся на мостике лодки пяти офицеров, сброшенных взрывом в воду, четыре, включая командира бригады подводных лодок, подобрали катера, остальной личный состав погиб. В связи с тем, что взрыв произошел с выбросом форса огня, предполагалось, что сдетонировали торпеды. После взрыва палуба находившейся рядом плавбазы «Ленинградсовет» оказалась занесенной слоем пепла.

На базовых тральщиках опытный личный состав принимал все меры к скорейшему смыканию строя уступа и замене тралов. Тем не менее, с крейсера «Киров» неоднократно передавали по УКВ, а когда стемнело, то и прожектором приказания командующего флотом «Исправить строй», «Ускорить постановку параван-тралов». В это время отряд главных сил, оставив позади конвой I, шел впереди всего флота, форсируя восточную часть Юминданинского минного поля, совсем недавно усиленную противником постановкой минных заграждений И-69 и И-42. При пересечении линии И-69 крейсер около 20:25 захватил правым параваном мину типа ЕМС. Благодаря неисправности трубки КА она не взорвалась, но через несколько минут параван всплыл и стал приближаться к борту крейсера. Тралящую часть охранителя срезали автогеном, и это помогло предотвратить подрыв на мине. В ходе десятиминутного маневра крейсер шел малым ходом и поэтому еще больше отстал от тральщиков хотя и до того дистанция до них, периодически колеблясь, составляла от полутора до двух миль.

Вообще строй ни одного другого отряда или конвоя не растягивался до такой степени, как строй отряда главных сил. Согласно записям в журнале боевых действий лидера «Ленинград», подводные лодки плохо держались в строю, часто уклонялись в сторону и уменьшали ход при обнаружении плавающих мин. Поэтому концевые лодки и лидер нередко шли в стороне от тральной полосы базовых тральщиков.

В начале похода, в 17:45, когда «Ленинград» находился в южной части фарватера 10 ТБ-з, в голову лидера вступила подводная лодка типа Щ. Что это была за подлодка — не ясно до сих пор, предположительно Щ-405. Причем с лидера на нее передали, что по плану перехода она не значится в составе отряда главных сил, но командир лодки ответил, что ему приказано идти именно с этим отрядом. Поворот на курс 77° на фарватер 10 ТБ-ж произвели в 18:30, следовательно, расстояние от лидера до головного Т-207, повернувшего на этот курс в 17:57, составляло в это время 6 миль; в дальнейшем оно увеличилось до 7 миль и более. В 19:40 на лидере пришлось уменьшить ход для замены правого паравана, оторванного взрывом минного защитника на линии И-32.

Вскоре после 20 часов, чтобы не наскочить на сильно отставшую лодку Щ-405, уменьшили ход до 8 узлов. Из-за этого две мины, попавшие в параванный охранитель при пересечении линии И-6 застряли в нем и стали приближаться к борту лидера. Отталкивая мины веслами, дали ход назад, благодаря чему мины выскользнули из охранителя, после чего запутавшиеся тралящие части охранителя очистили. Догоняя затем отряд, на линии И-63 опять подсекли мину. Из-за отставания подводных лодок на лидере еще несколько раз давали задний ход, что приводило к запутыванию параванов. Очищая их в пятый раз, в 21:55. обнаружили в них мину и, чтобы освободиться от нее, обрубили тралящую часть. Таким образом, лидер «Ленинград» в течение полутора часов на отрезке пути длиной в 9 миль без вреда для себя захватил параванным охранителем четыре мины.

Далеко не так удачно закончились встречи с минами происшедшие в голове отряда главных сил. В 20:32 почти одновременно с обнаружением мины в параванном охранителе крейсера «Киров», трал головного Т-207 на линии И-42 подсек одну мину, а взрывом другой мины правый параван оторвало вообще. К этому времени на Т-217 и Т-205 еще не успели заменить поврежденные тралы, в связи с чем ширина тральной полосы сократилась до 1,5 кб. С Т-207 предупредили эсминец «Яков Свердлов», что на его пути подсечена мина. Затем с эсминца обнаружили слева на траверзе «буек антенной мины» (в действительности буек минного защитника, всплывшего на линии И-41), а немного дальше, в 6-10 кб от корабля якобы заметили перископ, а затем еще и след торпеды.

В это время «Яков Свердлов» подходил к линии минного заграждения И-42, поэтому надо полагать, что с корабля обнаружили какой-то предмет ошибочно принятый за перископ.

Поскольку на крейсере «Киров» еще не закончили замену параванного охранителя, то он имел малый ход. Командир эсминца, приказав открыть огонь по перископу, уменьшил ход до самого малого, и начал уклонятся от подсеченной впереди мины и от обнаруженной слева «антенной мины». В результате этого маневра эсминец «прижался» к крейсеру и оказался у него немного позади траверза на расстоянии менее 1 кб. Параванный охранитель на малом ходу, конечно, не мог принести пользу. При таких условиях эсминец, пересекая линию И-42, в 20:50 подорвался на мине. Через пять-шесть минут корабль затонул. Из его экипажа и находившихся на борту пассажиров погибло 114 человек.

Здесь надо заметить, что в донесении командира эсминца «Яков Свердлов», составленном еще в 1941 г., ничего не говориться ни о торпеде, ни о решении прикрыть от нее флагман своим бортом. В отчете за переход, составленном уже в 1942 г., говорится, что эсминец погиб в результате попадания торпеды — но о героическом самопожертвовании не сказано ни слова. По-видимому, легенда о том как «Яков Свердлов» погиб, спасая крейсер «Киров» с командующим флотом на борту появилась уже после войны, и во многом благодаря командиру эсминца.

В 20:54 при пересечении линии И-42 в правом параване эскадренного миноносца «Гордый» взорвалась мина. При этом руль эсминца заклинило в положении «лево». Корабль описал циркуляцию и, пройдя под самой кормой «Сметливого», остановился на левой раковине крейсера «Киров». В корпусе «Гордого» появилась течь, корабль на некоторое время лишился хода.

Около 21 часа с крейсера вели огонь по якобы обнаруженному слева в 15 кб перископу. Незадолго до этого «Сметливому» приказали выйти в охранение крейсера на курсовой угол 60° левого борта на место погибшего «Якова Свердлова», то есть урок оказался не впрок. На «Сметливом» исполнили приказание, но одновременно доложили, что эсминец идет теперь по непротраленной полосе. Вслед затем взрывом мины перебило трал Т-206, а в параване крейсера обнаружили мину. Наконец в 21:17 артиллерийским огнем крейсер отбил атаку четырех торпедных катеров противника, скрывшихся под прикрытием дымовой завесы в 70–80 кб севернее отряда главных сил[44]. После этого в 21:25 «Сметливому» приказали занять прежнее место в голове крейсера. В это же время командующий флотом по радио приказал командиру Кронштадтской ВМБ выслать ледокол «Октябрь» для буксирования поврежденного эсминца «Гордый».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Трагедии Финского залива"

Книги похожие на "Трагедии Финского залива" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Платонов

Андрей Платонов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Платонов - Трагедии Финского залива"

Отзывы читателей о книге "Трагедии Финского залива", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.