Андрей Платонов - Трагедии Финского залива

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Трагедии Финского залива"
Описание и краткое содержание "Трагедии Финского залива" читать бесплатно онлайн.
Во второй половине 1941 года Финский залив стал ареной трагических событий. В августе Балтийский флот, потерявший контроль над заливом, совершил трагический прорыв из Таллина в Кронштадт. По своим последствиям он был сравним с поражением при Цусиме. Загнанные противником на свою последнюю базу балтийские моряки выдержали разрушительные удары германской авиации по Кронштадту, провели сложнейшую эвакуацию гарнизона Ханко, а затем пережили страшную блокадную зиму.
Не имея полной уверенности в отсутствии минных заграждений противника на Западном Гогландском плесе, командующий флотом еще до захода солнца принял решение не подвергать корабли отряда главных сил риску подрыва на не замеченных в темноте плавающих и подсеченных минах. Решили стать на якорь в районе маяка Родшер, о чем в 20:26 он оповестил начальника штаба флота на лидере «Минск» и командира Кронштадтской ВМБ. Этой же радиограммой, подписанной Военным советом КБФ, приказали сосредоточенным у Гогланда тральщикам протралить фарватер 10 КБ-г и к 4:30 29 августа подойти к крейсеру «Киров».
Все, что затем происходило в видимости крейсера и о чем доносилось на ФКП по радио, укрепило командование КБФ в его намерении, и ввиду быстрого сгущения темноты корабли отряда главных сил в 23:05 стали на якорь в восьми милях севернее маяка Вайндло, не дойдя нескольких миль до первоначально намеченного района. Пять базовых тральщиков расставили в круговом охранении отряда, сильно уменьшившегося в своем составе. В частности, отсутствовал лидер «Ленинград», с которым на крейсере уже давно потеряли зрительную связь и который в конце концов вошел в состав отряда прикрытия.
Приказание командующего флотом до командира гогландского отряда дошло только около 0:30 29 августа. Высланные им шесть тихоходных тральщиков протралили фарватер 10 КБ-г, около 6:40 встретились у Родшера с отрядом главных сил и получили приказание идти навстречу отряду прикрытия. В дальнейшем эти тральщики и другие корабли гогландского отряда занимались главным образом буксированием поврежденных транспортов и доставкой спасенных людей на остров Гогланд.
Корабли отряда прикрытия начали движение в 17 часов. В районе буя Аэгна подводные лодки М-98 и М-102 по сигналу с лидера «Минск» отделились от отряда и, погрузившись, пошли на назначенные им позиции. Также, как и при проводке отряда главных сил, базовые тральщики выстроились с параван-тралами в строй уступа вправо. Головным шел Т-210, на котором находился начальник штаба бригады траления капитан 3-го ранга В.П. Лихолетов; за ним шли Т-211, Т-218, Т-215 и Т-203. В кильватерной колонне проводившихся кораблей головным шел лидер «Минск», а концевым — эскадренный миноносец «Скорый». На лидере и обоих эсминцах поставили параванные охранители.
Идя со скоростью около 12 узлов отряд прикрытия в районе маяка Кери обогнал суда конвоя III. Несколько раз налетавшие перед тем самолеты противника отгонялись зенитным огнем. Атаку, предпринятую в 19:42 пятью торпедными катерами противника, также успешно отразили артиллерийским огнем лидера и эскадренного миноносца «Скорый», при этом считалось, что три катера потоплены. Безуспешной была и вторая атака, произведенная торпедными катерами противника в 21:10. Слабый артиллерийский обстрел с мыса Юминданина прекратился тотчас после постановки дымовой завесы.
Менее успешной оказалась борьба с минной угрозой. Широкий по фронту строй уступа с параван-тралами хорош до тех пор, пока они не перебивались взрывами мин или минных защитников. Если же приходилось заменять поврежденный трал, то сзади идущие тральщики смыкали строй; при этом бывало, что из пяти кораблей в строю оставалось с исправными тралами всего три, а иногда два. Маневр смыкания строя не мог быть автоматическим, мгновенным, и так как он осуществлялся непосредственно при пересечении линии минного заграждения, то неразрывность тральной полосы нарушалась именно в тот момент, когда это было особенно опасно для кораблей, проводившихся за тралами. При таких условиях, например, при проводке отряда главных сил, в образовавшихся в тральной полосе пропусках погибли на минах подводная лодка С-5 и эсминец «Яков Свердлов»; мины попали и в параванный охранитель крейсера «Киров».
При проводке кораблей отряда прикрытия первые же встречи с минами, начавшиеся в 19:33 в западной части Юминданинского минного поля, привели к повреждению сначала одного, а затем еще двух параван-тралов. Подсечения и взрывы мин в тралах следовали один за другим, и в течение двух часов вплоть до 21:39 пять тральщиков вытралили 21 мину и один минный защитник. Сколько мин взорвалось и сколько было подсечено — в точности сказать нельзя, так как отчетные документы Т-203, вытралившего 13 мин, погибли.
Ширина тральной полосы, составлявшая вначале 3 кб, чаще всего не превышала 1,5 кб, и при этом сама полоса не всегда была сплошной, первым показателем чего послужил взрыв мины, захваченной параванным охранителем эскадренного миноносца «Славный» при пересечении линии И-8. В результате взрыва вышли из строя навигационные приборы эсминца, но он продолжал идти в кильватер подводным лодкам. Оборванный взрывом правый параван заменили запасным, но через час, в 21:35, в нем опять взорвалась мина. Корабль на некоторое время лишился хода и появилась течь, была послана радиограмма с просьбой о помощи. После заводки пластыря основные повреждения устранили, но до рассвета пришлось стоять на якоре, так как компасы бездействовали.
Около полуночи со «Славного» обнаружили «Суровый», ставший рядом в темноте на якоре. Затем по носу заметили плавающую мину; ее отталкивали шестами, и она прошла по борту. После этого наблюдение за плавающими минами велось со спущенной шлюпки, державшейся впереди форштевня корабля. Подрыв «Славного» произошел на заграждении И-42, уже причинившем много вреда при проводке отряда главных сил.
Около 21:20 Т-210, на котором в это время убирали поврежденный взрывом мины трал, подошел к месту гибели эсминца «Яков Свердлов». Поблизости заметили отставшие от отряда главных сил две подводные лодки и отрабатывавший задним ходом лидер «Ленинград» (очередное распутывание параванов). Далее стоял эскадренный миноносец «Гордый» с поднятым сигналом «Терплю бедствие, требуется немедленная помощь». Командир «Гордого» капитан 3-го ранга Е.Б. Ефет также просил о помощи голосом в мегафон. Принимая во внимание, что на Т-210 трал мог быть поставлен только через 20–30 минут, начальник штаба бригады траления, получив разрешение командира отряда прикрытия, в 21:25 повернул к «Гордому», приказав находившемуся на Т-215 командиру 2-го дивизиона тральщиков старшему лейтенанту М.Д. Годяцкому продолжать проводку отряда прикрытия.
На «Гордом» преувеличили степень полученных повреждений и пересадили почти весь личный состав на Т-210, а также на подошедший позднее к борту тральщик «Ляпидевский». На эсминце оставили только офицеров, старшин групп, зенитчиков и личный состав аварийных партий. Через трещины поступило около 420 т воды, но вскоре ее поступление прекратилось. На Т-210 предприняли попытку взять эсминец на буксир, однако это оказалось тральщику не под силу, о чем донесли по радио на лидер «Минск».
По существу, особой необходимости в немедленном буксировании «Гордого» не было, тем не менее, вскоре после 22 часов, когда в темноте обрисовались контуры подошедшего с запада эсминца «Свирепый», начальник штаба бригады траления попросил его командира оказать помощь «Гордому». На «Свирепом», уже получившем перед этим аналогичное указание от находившегося на крейсере «Киров» командира Отряда легких сил[45], тотчас убрали параванный охранитель и стали подходить к «Гордому», но обнаружили по носу плавающую мину, от которой пришлось уклониться. Новое напоминание о том, что весь этот исключительно рискованный маневр осуществлялся на минном поле, казалось бы должно было заставить немедленно прекратить всякие попытки буксирования и приказать всем трем кораблям стать на якорь. Однако на Т-210 поставили параван-трал и повели за ним оба миноносца. Идя со скоростью 5 узлов, соответствовавшей скорости буксирования «Гордого», нельзя было обеспечить надежность действия параванов, но благодаря тому, что до начала буксировки миноносцы снесло ветром к югу от района заграждения И-28, новых встреч с минами не произошло.
Вскоре после полуночи буксиры лопнули, и это положило конец буксировке. «Свирепый» и «Гордый» почему-то не стали на якорь и до рассвета лежали в дрейфе. За ночь их снесло примерно на две мили к югу от того места, где стоял на якоре лидер «Минск». Если бы в том районе существовало минное поле, по-видимому, оба эсминца, скорее всего, погибли. Кто был бы в этом виноват?
После того как Т-210 в 21:25 повернул к «Гордому», ведущим должен был стать Т-211, но к этому времени на нем еще не успели заменить трал, перебитый взрывом мины на линии И-42. Трал Т-203, по-видимому, также был оторван взрывом мины, вследствие чего с исправными тралами шли только Т-215 и Т-218. Было уже довольно темно, стало трудно удерживать равнение в строю, в связи с чем лидер «Минск» уклонился немного к югу от тральной полосы, и в 21:40 в его правом параване взорвалась мина. Взрыв, происшедший в 10–12 м от борта, причинил серьезные повреждения кораблю: образовалась пробоина площадью в полтора квадратных метра, между 45-м и 75-м шпангоутами разошлись швы, во внутрь корпуса поступило свыше 500 т воды. Вслед за лидером корабли отряда прикрытия, отработав задним ходом, остановились на месте. Но на базовых тральщиках не видели взрыва мины в охранителе лидера и поэтому продолжали следовать назначенным курсом. После доклада концевого тральщика о том, что лидер сильно отстал и скрылся из виду, на всех четырех кораблях, не имея возможности останавливаться с поставленными параван-тралами, уменьшили ход, застопорив одну машину. Но и эта мера не помогла восстановить зрительную связь с лидером. Около 22:20 тральщики повернули на курс 57° (фарватер 10 ТБ-д), окончательно оторвавшись от отряда прикрытия, командир которого не передавал никаких указаний.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Трагедии Финского залива"
Книги похожие на "Трагедии Финского залива" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Платонов - Трагедии Финского залива"
Отзывы читателей о книге "Трагедии Финского залива", комментарии и мнения людей о произведении.