» » » » Николай Петухов - История военных судов России


Авторские права

Николай Петухов - История военных судов России

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Петухов - История военных судов России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Издательство НОРМА, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История военных судов России
Издательство:
Издательство НОРМА
Год:
2003
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История военных судов России"

Описание и краткое содержание "История военных судов России" читать бесплатно онлайн.



Военным судам России 300 лет.// www.supcourt.ru

В январе 2002 г. Прокуратура России отметила свое 280-летие. За точку отсчета взят Указ Петра I от 12 января 1722 г. об учреждении должностей генерал-прокурора, обер-прокурора и прокуроров коллегий, которые контролировали работу Сената и его аппарата. Назначены были прокуроры и в другие учреждения, в том числе и в Военную коллегию Сената, откуда и начинает свой отсчет времени военная прокуратура.

Интересно знать, когда возникли в России суды, в том числе и военные. По словам профессора Дмитриева («История судебных инстанций», Москва, 1859 г.) в Московской Руси до 18 столетия повсеместно существовало правило «кто управляет, тот и судит». Вследствие этого право суда принадлежало князьям и воеводам, а в народных ополчениях (в войске) их начальникам (тысяцким).

В период создания регулярной армии при Петре I появились военные суды. До появления знаменитого Воинского Устава 1715-1716 гг., положившего начало всему последующему военному и военно-уголовному законодательству России, в начале 18 столетия было издано два военно-уголовных устава: «Уложение или право воинского поведения», изданное 27 января 1702 г., а в 1706 г. – «Краткий Артикул».

В этих документах имелись постановление о воинских преступлениях, о системе наказаний за эти преступления, а также о судоустройстве и судопроизводстве. О военном суде говорится как о коллективном органе, который должен был решать вопрос о виновности лиц, совершивших преступления. Названные правовые акты применялись в войсках, участвовавших в Северной войне, под командованием фельдмаршала Шереметова и Меньшикова.

Таким образом, точкой отсчета появления военных судов России следует считать 27 января 1702 г. Следовательно, им 27 января 2002 г. исполняется 300 лет.

Более подробная регламентация судоустройства и судопроизводства в военных судах дана в «Кратком Артикуле» 1706 г., а затем – в первой части Воинского Устава Петра I, изданного 26 апреля 1715 г.

Первый постоянно действующий военный гарнизонный суд (Московский) был образован Указом Петра в 1723 г. для рассмотрения, преимущественно, дел о лицах, уклонявшихся от военной службы, задержанных в Москве. Как и ныне, в то время этих дел было больше в Московском гарнизоне.


Заместитель Председателя Верховного Суда РФ –

Председатель Военной коллегии

генерал-полковник юстиции

Н. А. Петухов


«24» января 2002 г.


Сведения об авторе: Петухов Николай Александрович, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации – председатель Военной коллегии Верховного Суда, заслуженный юрист Российской Федерации, судья высшего квалификационного класса, генерал полковник юстиции, член Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор кафедры Военной администрации, административного и финансового права Военного университета, лауреат премии «Фемида-99» за вклад в созидание демократического общества и развитие институтов правового государства.

Автор более 80 работ по судебно-правовой, военно-правовой, уголовно-правовой, уголовно-процессуальной проблематике, в том числе учебников, учебных пособий, курсов лекций, комментариев, монографий.


Научный редактор: доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, член Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации А.А.Толкаченко.






Затем Законом РСФСР от 3 июля 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР и Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» указанные действующие нормативные акты Российской Федерации были дополнены соответствующими нормами, регулирующими деятельность военных судов. Военные суды были законодательно включены в состав судов общей юрисдикции Российской Федерации, а Военная коллегия – соответственно в состав Верховного Суда РФ.[234]

Одним из принципиальных положений того времени являлся вопрос об обеспечении реальной независимости военного суда при осуществлении правосудия.

Утверждение независимой судебной власти рассматривалось как ключевой аспект судебной реформы в России, поэтому первостепенная роль отводилась правовым институтам, закрепляющим эти гарантии.

«Применительно к военным судам этот вопрос встал наиболее остро, поскольку они действовали в специфических условиях Вооруженных Сил и других войск, организационно привязаны к армейским и флотским структурам, несколько обособлены от судов общей юрисдикции, имеют специальную подсудность дел и комплектуются военнослужащими. Большинство этих проблем было разрешено после принятия 26 июня 1992 г. Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и полного распространения его положений на судей военных судов, которые получили все гарантии независимости, установленные законом».[235]

Значительные изменения в государственном устройстве страны произошли в связи с принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., когда Россия окончательно перешла на путь строительства открытого демократического общества. Эти перемены привели к качественному изменению роли военных судов в судебной системе и в жизни Вооруженных Сил страны.

В соответствии со ст.10 и 118 Конституции РФ 1993 г. судебная власть является самостоятельным видом государственной власти и принадлежит только судам.

В развитие конституционных положений в Федеральном законе «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции» от 3 декабря 1994 г.[236], а затем и в ст. 22 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»[237] устанавливалось, что в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба, судебную власть осуществляют военные суды.

В Федеральном законе от 2 декабря 1994 г. были определены некоторые особенности прохождения военной службы военнослужащими военных судов, Военной коллегии Верховного Суда РФ и Управления военных судов Министерства юстиции РФ, их материального обеспечения и ряд других жизненно необходимых вопросов с учетом принятых ранее законов «О статусе судей в Российской Федерации» 1992 г. и «О статусе военнослужащих» 1993 г.

Таким образом, военные суды как составная часть судебной системы России заняли подобающее им место – стали органами осуществления правосудия как отдельного вида государственной власти в специфических условиях, связанных с военной службой.

В связи с указанными изменениями в законодательстве подсудность военных судов как важная часть их компетенции естественно претерпела значительные изменения.

Так, поскольку в соответствии с Федеральным Конституционным Законом «О судебной системе Российской Федерации» военные суды осуществляют правосудие лишь в тех войсках, формированиям и органах, где законодательством предусмотрена военная служба, из подсудности военных судов были оправданно исключены дела в отношении должностных лиц исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, так как эти лица к военнослужащим не относились и не относятся.

Дела о шпионаже, рассматривавшиеся ранее только военными судами, согласно изменениям, внесенным в УПК РСФСР, были отнесены к подсудности краевых, областных и им равных судов. В военных судах они могли рассматриваться только в отношении военнослужащих.[238]

Согласно ст.18 Положения о военных трибуналах дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинское звание генерала (адмирала) либо занимающих должности от командира соединения и выше и им равные, ранее были подсудны исключительно Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. С изменением законодательства дела всех категорий военнослужащих стали подсудны военным судам первого, низового звена.

В соответствии со ст. 38 УПК РСФСР (в редакции Закона от 15 декабря 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР в связи с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации») Верховному Суду Российской Федерации, в том числе и Военной коллегии, стали подведомственны дела, отнесенные к его подсудности в соответствии с федеральным законом, а также дела особой сложности или особого общественного значения, которые он вправе принять к своему производству по собственной инициативе либо по инициативе Генерального прокурора РФ при наличии ходатайства обвиняемого.

Нормы Положения о военных трибуналах (ст.17-18), определявшие подсудность дел военным судам разного уровня в зависимости от воинского звания и должностного положения, вошли в противоречие со ст.19 Конституции РФ 1993 г., провозгласившей равенство всех перед законом и судом, и поэтому они не стали применяться военными судами.

Подсудность уголовных дел с того времени стала определяться не по персоналиям, а только по предмету.

Вместе с тем, к подсудности военных судов был впервые отнесен широкий перечень гражданских дел, связанных с обжалованием военнослужащими неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц.

Одним из первых шагов на этом пути стало принятие Верховным Судом России 18 ноября 1992 г. Постановления Пленума № 14 «О судебной защите прав военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц» (с последующими изменениями и дополнениями).[239]

В нем Пленум разъяснил судам, что на основании ст.63 Конституции Российской Федерации [240], каждый военнослужащий имеет право на обжалование в суд действий органов военного управления и воинских должностных лиц, если считает, что они нарушают его права и свободы, а военные суды должны их рассматривать в порядке гражданского судопроизводства.

Принятое Пленумом Верховного Суда РФ постановление послужило началом осуществления важных практических мер по формированию системы подлинной правовой защищенности военнослужащих Российской Федерации и утверждения в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях страны судебной власти, когда большинство правоотношений, в том числе и складывающихся в военно-служебной области, отныне ставились под надежную судебную защиту.

Наиболее полно права и обязанности военнослужащих были закреплены в новом военном законодательстве – законах Российской Федерации «Об обороне» (1992 г.), «О статусе военнослужащих» (1993 г., с последующими изменениями и дополнениями и 1998 г., с изменениями и дополнениями), «О воинской обязанности и военной службе» (1993 г. и 1998 г., с изменениями и дополнениями), «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» (1993 г., с последующими изменениями) и др.

Этими законами военнослужащим впервые была предоставлена возможность обращаться за защитой своих прав и свобод непосредственно в суд.

Так, в ст.19 Закона РФ «Об обороне» указывалось: «Правовую защиту военнослужащих, рассмотрение гражданских и уголовных дел в Вооруженных Силах Российской Федерации, осуществляют суды».[241] Затем это право было также закреплено, продублировано в законодательстве о статусе военнослужащих (как в законе 1993 , так и 1998 гг.)

Полную законодательную возможность беспрепятственно обращаться в военный суд за защитой своих прав и свобод военнослужащие получили с принятием специального Закона РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».[242]

В соответствии со ст. 4 названного закона военному суду стали подведомственны жалобы на любые действия (решения) воинских должностных лиц и органов военного управления, если возникает опасность ущемления ими законных интересов военнослужащих. Указанное нормативное положение полностью отвечало духу и букве ст. 46 Конституции РФ 1993 г., устанавливающей, что «решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд».

Важность Закона от 27 апреля 1993 г. состояла, прежде всего, в том, что он впервые в стране создал единый правовой механизм судебной защиты всех граждан Российской Федерации.

Для военнослужащих этот механизм имеет свои оправданные особенности: субъекты воинских отношений могут обжаловать ущемляющие их права действия (бездействие) и решения органов военного управления и воинских должностных лиц в военный суд (ст.4 Закона). Жалобы на действия других органов и лиц (не военных) военнослужащие вправе обжаловать в общие суды.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История военных судов России"

Книги похожие на "История военных судов России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Петухов

Николай Петухов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Петухов - История военных судов России"

Отзывы читателей о книге "История военных судов России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.