» » » » Николай Петухов - История военных судов России


Авторские права

Николай Петухов - История военных судов России

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Петухов - История военных судов России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Издательство НОРМА, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История военных судов России
Издательство:
Издательство НОРМА
Год:
2003
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История военных судов России"

Описание и краткое содержание "История военных судов России" читать бесплатно онлайн.



Военным судам России 300 лет.// www.supcourt.ru

В январе 2002 г. Прокуратура России отметила свое 280-летие. За точку отсчета взят Указ Петра I от 12 января 1722 г. об учреждении должностей генерал-прокурора, обер-прокурора и прокуроров коллегий, которые контролировали работу Сената и его аппарата. Назначены были прокуроры и в другие учреждения, в том числе и в Военную коллегию Сената, откуда и начинает свой отсчет времени военная прокуратура.

Интересно знать, когда возникли в России суды, в том числе и военные. По словам профессора Дмитриева («История судебных инстанций», Москва, 1859 г.) в Московской Руси до 18 столетия повсеместно существовало правило «кто управляет, тот и судит». Вследствие этого право суда принадлежало князьям и воеводам, а в народных ополчениях (в войске) их начальникам (тысяцким).

В период создания регулярной армии при Петре I появились военные суды. До появления знаменитого Воинского Устава 1715-1716 гг., положившего начало всему последующему военному и военно-уголовному законодательству России, в начале 18 столетия было издано два военно-уголовных устава: «Уложение или право воинского поведения», изданное 27 января 1702 г., а в 1706 г. – «Краткий Артикул».

В этих документах имелись постановление о воинских преступлениях, о системе наказаний за эти преступления, а также о судоустройстве и судопроизводстве. О военном суде говорится как о коллективном органе, который должен был решать вопрос о виновности лиц, совершивших преступления. Названные правовые акты применялись в войсках, участвовавших в Северной войне, под командованием фельдмаршала Шереметова и Меньшикова.

Таким образом, точкой отсчета появления военных судов России следует считать 27 января 1702 г. Следовательно, им 27 января 2002 г. исполняется 300 лет.

Более подробная регламентация судоустройства и судопроизводства в военных судах дана в «Кратком Артикуле» 1706 г., а затем – в первой части Воинского Устава Петра I, изданного 26 апреля 1715 г.

Первый постоянно действующий военный гарнизонный суд (Московский) был образован Указом Петра в 1723 г. для рассмотрения, преимущественно, дел о лицах, уклонявшихся от военной службы, задержанных в Москве. Как и ныне, в то время этих дел было больше в Московском гарнизоне.


Заместитель Председателя Верховного Суда РФ –

Председатель Военной коллегии

генерал-полковник юстиции

Н. А. Петухов


«24» января 2002 г.


Сведения об авторе: Петухов Николай Александрович, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации – председатель Военной коллегии Верховного Суда, заслуженный юрист Российской Федерации, судья высшего квалификационного класса, генерал полковник юстиции, член Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор кафедры Военной администрации, административного и финансового права Военного университета, лауреат премии «Фемида-99» за вклад в созидание демократического общества и развитие институтов правового государства.

Автор более 80 работ по судебно-правовой, военно-правовой, уголовно-правовой, уголовно-процессуальной проблематике, в том числе учебников, учебных пособий, курсов лекций, комментариев, монографий.


Научный редактор: доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, член Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации А.А.Толкаченко.






В целях полной независимости военных судов от командования и других органов исполнительной власти в ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» предусмотрен еще целый ряд нормативно урегулированных мер.

Организационное обеспечение деятельности военных судов ныне осуществляется Судебным департаментом, образованным при Верховном Суде РФ (ст.32 Закона).

В составе Судебного департамента образовано Главное управление по обеспечению деятельности военных судов. Оно осуществляет меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению.

Финансирование и материально-техническое обеспечение военных судов осуществляется за счет средств, выделяемых департаменту на военные суды из федерального бюджета. Опыт показывает, что объем финансирования военных судов обеспечивает полное и независимое осуществление ими правосудия.

В Закон о военных судах оправданно включены также нормы, закрепляющие самостоятельность военных судов, статус судей военных судов, гарантии их независимости.

В целях укрепления самостоятельности военных судов и независимости военных судей военные суды выведены из состава Вооруженных Сил, судьи на время исполнения своих полномочий прикомандировываются к военным судам; организационное, финансовое, иное материальное обеспечение военных судов и судей возлагается на органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ.[266]

С принятием анализируемого акта завершилось на законодательном уровне создание самостоятельной и независимой от органов исполнительной власти силы, способной быть гарантом законности и справедливости в одном из важнейших государственных механизмов России, что соответствует основным целям и задачам проводимой в стране реформы.

В настоящее время военные суды, с учетом УПК РФ 2001 г., ГПК РФ 2002 г. новых нормативных актов о судебной реформе активно выполняют свою социально-значимую роль, осуществляют судебную защиту личности, общества и государства.[267]

Ее недооценка, связанная с игнорированием объективных реалий современной российской государственности и с незнанием специфики организации и деятельности органов военной юстиции, в свое время порождала неконструктивную и тенденциозную критику органов военной юстиции, в том числе в учебном процессе, отдельные противоречивые предложения об упразднении военных судов и ликвидации военной юстиции в целом.[268]


Таким образом, дальнейшее, современное функционирование завершенной подсистемы военных судов Российской Федерации как федеральных судов общей юрисдикции продолжается на основе действующего завершенного комплекса федеральных законодательных актов организационного, судоустройственного и процессуального характера, являющихся краеугольными камнями современной отечественной судебно-правовой реформы.

Глава VI. Деятельность военных судов в особый период

Исследование становления и развития военно-судебной системы России не может претендовать на полноту без специального выделения и рассмотрения вопросов их функционирования в условиях, для которых они изначально предназначались: в военное время, в боевой и иной чрезвычайной обстановке.

Комплекс социально-правовых проблем деятельности военных судов в особый период представляется возможным структурировать на три части следующим образом.

1. Обстоятельства, характеризующие деятельность правосудия в особый период.

2. Законодательство о деятельности военных судов в военное время и в боевой обстановке.

3. Практика применения и дальнейшего развития материального и процессуального законодательства особого периода.

Последующий материал излагается с учетом указанной структуризации.

История России свидетельствует, что ее авторитет и влияние в мире всегда зависели от степени развития военной организации государства, от мощи, боеспособности и боеготовности ее армии. Это было и остается важнейшим фактором обеспечения надежной защиты страны, отстаивания интересов Российской Федерации на международной арене, успешного решения сложных внутриполитических задач.[269]

Первые летописные упоминания о военной организации древних славян встречаются в трудах византийских историков VI века.[270]

В древние времена войска славян представляли собой ополчения, состоявшие из всех взрослых мужчин племени. По мере дальнейшего развития общества военное ремесло становилось профессиональным делом князей и их свит, появились княжеские дружины. Во время больших походов или для отражения нападения внешних врагов князья собирали ополчение из горожан и крестьян. Русским князьям, кроме ведения междоусобных войн, приходилось вести войны с половцами (XI в.), многочисленными полчищами монголо-татар, с немецкими и шведскими захватчиками.

В тот период, по справедливому замечанию профессора К.А. Неволина, «повсюду для управления существовали только известные лица, а не места присутственные»[271]. В глазах общества и самих князей наилучшим князем был тот, кто непосредственно, не доверяясь никому, отправлял правосудие. Об этом свидетельствуют некоторые дошедшие до нас источники. Так, Владимир Мономах (1053-1125 гг.) в своих «Поучениях», а затем в завещании от военачальников (воевод) требовал быть примером для своих воинов, а детям своим приказывал вершить суд «не зря ни на посадников, ни на воевод, ни на отроков» [272].

В 1146 г. киевляне требовали от князя Игоря: «Аще кому от нас будет обида, то ты прави».[273] Примеры единоличных военно-судебных решений князя имеются и в «Русской правде».[274]

В XIV в. постоянным ядром вооруженных сил на Руси были княжеские конные дружины.

С образованием единого централизованного государства возникла более сильная военная организация. В XV в. главной военной силой русского государства было ополчение, состоявшее из служилых дворян, бояр и их дворовых людей. В судебнике Ивана III (1440-1505 гг.) появились статьи, относящиеся к военно-правовым вопросам.

С целью усиления военной мощи Российского централизованного государства в XVI в. Иван IV–Грозный (1530-1584) провел реформу, в результате которой была учреждена служба дворян и созданы два постоянных воинских формирования – стрелецкие и пушкарские полки (1550 г.)[275] Начало оформляться и общерусское централизованное законодательство, в котором были представлены и военно-правовые нормы (например, Судебник Ивана IV).

В отличие от дворянского ополчения, которое собиралось только в случае войны, стрельцы несли военную службу как в мирное, так и в военное время. Стрелецкое войско комплектовалось путем вербовки посадских и вольных людей. Это войско находилось на государственном содержании, имело единообразные вооружение, одежду, порядок подчиненности. Фактически это было первое на Руси постоянное войско.

Образование регулярной армии на Руси связано с правлением Петра I (1672-1725 гг.)

Российское государство к этому времени занимало огромную территорию – от Днепра на западе до Амура на востоке, от Ледовитого океана на Севере до Северного Кавказа на юге. Необходимость развития экономики, промышленности и культуры требовали торговли с другими странами, особенно с Западной Европой.

Однако страна была лишена выхода к морю. Швеция, захватив старинные русские земли, полностью отрезала Россию от Балтийского моря. Польша и Германия закрыли России сухопутные пути на запад. России нужна была сильная, не уступающая европейским странам, армия.

В процессе проведенных Петром I реформ в начале XVIII столетия в России была создана новая регулярная армия и морской флот. Сложилась стройная организация русских вооруженных сил, состоявших из военно-морского флота и сухопутных войск – пехоты, кавалерии и артиллерии.

В вооруженных силах была введена присяга и воинские уставы, в которых закреплялось устройство войск, права и обязанности лиц его составляющих, их ответственность за нарушения установленного в армии порядка. Созданные Петром I регулярная армия и военно-морской флот одержали убедительные победы в Северной войне над Швецией.

Для поддержания в действующих войсках высокой воинской дисциплины и порядка как залога успехов, Петр I принял меры к принятию соответствующего военного законодательства и военного суда. Новые государственные институты были необходимы в первую очередь для войск, ведущих военные действия и находящихся в боевой обстановке.

Исследование деятельности государства в сфере военного строительства уже тогда позволило выделение в ней области, связанной с созданием и реализацией военно-правовых норм (в широком смысле – военного права).

С точки зрения современной военно-юридической науки, под военным правом понимается совокупность правовых норм, закрепляющих принципы и формы устройства Вооруженных Сил, регулирующих отношения в области их строительства, а также жизнедеятельности военнослужащих и определяющих порядок прохождения службы личным составом, обязанности, права и ответственность военнослужащих и других участников воинских отношений [276].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История военных судов России"

Книги похожие на "История военных судов России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Петухов

Николай Петухов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Петухов - История военных судов России"

Отзывы читателей о книге "История военных судов России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.