» » » » Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа


Авторские права

Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа

Здесь можно скачать бесплатно "Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа"

Описание и краткое содержание "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа" читать бесплатно онлайн.








предметом своей критики декартовскую "классическую концеп

цию" целостного субъекта -- субъекта/автора как источника

сознания, как авторитета для смысла и истины. Утверждается,

что человеческий субъект не обладает целостным сознанием, а

структурирован как язык. Короче говоря, постструктурализм оз

начает критику метафизики, концепций каузальности, идентично

сти, субъекта и истины" (261, с. 4).

Таким образом, суммируя все вышесказанное, можно утвер

ждать, что критика структурализма велась по четырем основным

направлениям, которые, хотя и тесно между собой взаимосвязаны

и не мыслимы один без другого, тем не менее для достижения

большей ясности общей картины нуждаются в детальном и, сле

довательно, раздельном объяснении. Эти четыре направления

сводятся к проблемам структурности, знаковости, коммуникатив

ности и целостности структуры. Именно против традиционно

сложившихся и связываемых со структурализмом представлений в

этих областях и была направлена критика постструктуралистов.

Основные критики этих концепций -- Деррида, Фуко,

Барт, Кристева, Делез в первую очередь, к которым следует

также добавить Соллерса, Лиотара, Жирара и Женетта, -- с

разных сторон и в различных областях знания приступили к

штурму единого комплекса, составляющего бастион структурализ

ма. Каждый из них вырабатывал свою систему взглядов и свою

методику анализа как в подходе к общей проблематике, так и в

трактовке ее отдельных элементов. Поэтому далеко не всегда и

не во всем их можно свести к единому знаменателю. Тем не ме

нее при всем разнообразии их субъективных позиций и точек

зрения объективно все они, условно говоря, работали на одну

сверхзадачу -- на ниспровержение структуралистской догмы и на

утверждение нового принципа мышления, что и получило впо

следствии название постструктурализма.

Влияние и вес каждого из упомянутого исследователей, ра

зумеется, неравноценны, но без любого из них общая картина

данного течения оказалась бы неполной. К тому же за уже до

вольно почтенный период существования постструктурализма -

при всей приблизительности даты его рождения он насчитывает

по меньшей мере уже 30 лет -- воздействие каждого из них

оценивалось по-разному и испытывало существенные колебания,

которые особенно усилились в связи с определенной их переоцен

кой в результате активного формирования теории постмодерниз

51

РОЖДЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ

ма. Постоянный интерес сохраняется к трем фигурам: Дерриде,

Фуко и Барту, хотя и их значение не всегда котируется в виде

неизменных величин.

Необходимость анализа постструктуралистских концепций по

четырем указанным направлениям важна еще и потому, что, как

и любое большое течение, захватившее многих мыслителей, оно

характеризуется существенным теоретическим разнообразием,

многочисленными переходными состояниями, такими своими об

разцами и моделями, где наиболее разработанными выступают

лишь только одни какие-нибудь аспекты общего комплекса пост

структурализма, в то время как его остальные существенные мо

менты либо затрагиваются крайне поверхностно, либо вообще

упускаются из виду.

Особое место в этих "четырех критиках" занимает проблема

целостности субъекта. Здесь, пожалуй, как ни в чем другом, ис

ходные концепции структурализма и постструктурализма были

общими, и позднейшая эволюция теоретической мысли лишь ра

дикализировала заложенные в структурализме потенции. И

К. Леви-Стросс, и А.-Ж. Греймас, не говоря уже о

Л. Альтюссере и их позднейших последователях, собственно и

заложили ту мыслительную традицию, которая потом получила

терминологическое определение "теоретического антигуманизма".

И здесь линия преемственности, неразрывно связывающая струк

турализм с постструктурализмом, проявляется особенно наглядно

и убедительно.

Поэтому мне не представляются достаточно обоснованным

рассуждения Автономовой о специфике постструктуралистского

понимания природы субъекта: "На место экзистенциалистского

индивидуального субъекта и структуралистского субъекта как

точки пересечения речевых практик постструктурализм ставит

коллективное Я (Мы), малую группу единомышленников. Она

бессильна против "демонизма власти", не способна и не пытается

ее захватить, но ставит целью повсеместное изобличение и описа

ние очагов власти, фиксацию ее стратегий. Такая позиция позво

ляет группе сохранить человеческое, жертвуя индивидуальным"

(2, с. 243).

Невозможность индивидуального сознания

Возможно, у некоторых фи

лософов постмодернистской ори

ентации, типа Ж. Делеза

(подробнее см. раздел "Эра не

обарокко") проскальзывает по

добного рода надежда на корпо

52

ГЛАВА I

ративный дух солидарности взаимодействия внутри малых групп,

но ни у Дерриды, ни у Фуко, ни у их последователей по пост

структурализму, тем более в его деконструктавистском варианте,

трудно встретить сколь-либо ощутимую апологию "коллективного

Мы", каким бы численно ограниченным и элитарным оно ни

представлялось. При всей сомнительности поисков у постструкту

ралистов позитивной гуманистической программы можно, конеч

но, привести в качестве, казалось бы, противоположного примера

концепцию "идеального интеллектуала" Фуко и "шизофреника в

высшем смысле" Делеза, но при ближайшем рассмотрении сразу

становится очевидной малая обоснованность подобного противо

поставления. Вся позитивность программы этих идеалов человече

ской деятельности сводится лишь к противостоянию власти госу

дарственных и общественных структур, к их идеологическому

разоблачению и теоретическому ниспровержению. Но в любом

случае их деятельность мыслится как бунт одиночек, и какой-либо

программы коллективного действия "малых групп" -- единомыш

ленников теории Фуко и Делеза не предлагают. Столь же далеки

от каких-либо коллективных представлений и Деррида и его

йельские последователи. Да и весь пафос постструктуралистской

мысли был направлен, как уже неоднократно говорилось, на до

казательство невозможности независимого индивидуального соз

нания, на то, что индивид постоянно и, главным образом, бессоз

нательно обусловливается в процессе своего мышления языковы

ми структурами, детерминирующими его мыслительные структу

ры.

Разумеется, в той мере, в какой индивиду удается осознать

этот фактор своей зависимости и его критически отрефлексиро

вать, перед ним открывается путь к относительной независимости,

и в этом плане постструктуралистская теория субъекта стремится

к его эмансипации, но сама она возможна лишь при условии при

знания индивидом своей исконной ущербности и мыслится как

постоянная борьба, как непрерывный, вечный процесс преодоле

ния самого себя, происходящий глубоко внутри в сознании чело

века, интериоризированный до уровня рефлексии о своем подсоз

нании.

Фактически теория индивида лежит вне пределов постструк

туралистской проблематики, последняя знает лишь только фраг

ментированного индивида с расщепленным сознанием и без ка

кой-либо положительной перспективы обретения гипотетической

цельности, если не вообще самого себя.

ГЛАВА II.

ОТ ДЕКОНСТРУКТИВИЗМА

К ПОСТМОДЕРНУ

 

"Смерть шуму!". Пауль Клее

ПРОБЛЕМА ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ

У ЖАКА ЛАКАНА И ЕГО ПРОДОЛЖАТЕЛЕЙ

Проблема лингвистического обоснования человеческого соз

нания имеет в XX в., если даже оставаться только в рамках об

щеструктуралистской (т.е. включающей в себя и ее дальнейшее

развитие в виде постструктурализма) мысли, довольно длитель

ную историю.

Loquor ergo sum

В пределах структурной

лингвистики постулат о тождест

ве языкового оформления созна

ния с самим сознанием стал об

щим местом уже в 1950-х гг., если не раньше. Разумеется, мож

но много спорить о том, насколько человек как личность адеква

тен своему сознанию -- как свидетельствуют современные фило

софы, психологи, лингвисты, культурологи и литературоведы, ско

рее всего нет. Но никто до сих пор не привел серьезных доказа

тельств в опровержении тезиса, что наиболее доступным и ин

формационно насыщенным способом постижения сознания дру

гого человека является информация, которую носитель исследуе

мого сознания передал при помощи самого распространенного и

древнего средства коммуникации -- обыкновенного языка. Как

заметил психолог Дж. Марсия, "если хотите что-нибудь узнать о


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа"

Книги похожие на "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Илья Ильин

Илья Ильин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа"

Отзывы читателей о книге "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.