» » » » Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа


Авторские права

Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа

Здесь можно скачать бесплатно "Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа"

Описание и краткое содержание "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа" читать бесплатно онлайн.








ралистов теоретическое обоснова

ние этой критики традиционной

концепции знака дал Ж. Дерри

да. Он предпринял попытку оп

ровергнуть эпистемологическое

обоснование, на котором покоил

ся классический структурализм, а именно невозможность разде

ления означаемого ряда от ряда означающего в функционирова

нии знака. Детально разработанная аргументация Дерриды на

правлена не столько на выявление ненадежности любого способа

знакового обозначения, сколько на то, что обозначается, -- на

мир вещей и законы, им управляющие. С точки зрения француз

ского ученого, все эти законы, якобы отражающие лишь желание

человека во всем увидеть некую "Истину", на самом деле не что

иное, как "Трансцендентальное Означаемое" -- порождение

"западной логоцентрической традиции", стремящейся во всем

найти порядок и смысл, во всем отыскать первопричину (или, как

чаще выражается Деррида, навязать смысл и упорядоченность

всему, на что направлена мысль человека).

В частности, вся восходящая к гуманистам традиция работы

с текстом выглядит в глазах Дерриды как порочная практика

насильственного овладения текстом, рассмотрения его как некой

замкнутой в себе ценности, практика, вызванная ностальгией по

утерянным первоисточникам и жаждой обретения истинного

смысла. Понять текст для них означало "овладеть" им,

"присвоить" его, подчинив его смысловым стереотипам, господ

ствовавшим в их сознании.

Центр как "феноменологический голос"

Здесь на первый план вы

ходит вторая важная сторона

деятельности Дерриды -- его

критика самого принципа

"структурности структуры", в

основе которого и лежит понятие

"центра" структуры как некоего организующего ее начала, -

того, что управляет структурой, организует ее, в то время, как

оно само избегает структурности. Для Дерриды этот центр -- не

объективное свойство структуры, а фикция, постулированная на

блюдателем, результат его "силы желания" или "ницшеанской

воли к власти"; в конкретном же случае толкования текста -

следствие навязывания ему читателем собственного смысла.

19

РОЖДЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ

В некоторых своих работах Деррида рассматривает этот "центр"

как "сознание", "cogito", или "феноменологический голос". Само

интерпретирующее "я" вместе с тем понимается им как своеоб

разный текст, составленный из культурных систем и норм своего

времени1.

Эта критика структуры -- самая показательная сторона док

тонны постструктурализма. Наиболее последовательно она прово

дилась в теориях деконструкции Дерриды и его американских

последователей, "текстуальной продуктивности" Ю. Кристевой,

"шизофренического дискурса" и "ризомы" Ж. Делеза и

Ф. Гваттари, "текстового анализа" Р. Барта и т. д. В том же

направлении развивалась мысль и второго после Дерриды по сво

ему влиянию теоретика постструктурализма М. Фуко. В значи

тельной степени он явился продолжателем той "разоблачительной

критики", начатой еще теоретиками Франкфуртской школы

Т. В. Адорно, М. Хоркхаймером и В. Беньямином, главная цель

которой -- критика всех феноменов общественного сознания как

сознания буржуазного -- состояла в том, чтобы выявить сущно

стный, хотя и неявный иррационализм претендующих на безус

ловную рациональность философских построений и доказательств

здравого смысла, лежащих в основе легитимации -- самооправ

дания западной культуры по

следних столетий.

"Историческое бессознательное" Фуко

Так, основная цель исследо

ваний Фуко -- выявление

"исторического бессознательного"

различных эпох начиная с Воз

рождения и по XX в. включительно. Исходя из концепций язы

кового характера мышления и сводя деятельность людей к

"дискурсивным практикам", Фуко постулирует для каждой кон

кретной исторической эпохи существование специфической эпи

стемы -- "проблемного поля", достигнутого к данному времени

уровня культурного знания, образующегося из дискурсов различ

ных научных дисциплин.

При всей разнородности этих дискурсов, обусловленной спе

цифическими задачами разных форм познания, в своей совокуп

ности они образуют, по утверждению Фуко, более или менее

единую систему знаний -- эпистему. В свою очередь, она реали

зуется в речевой практике современников как строго определен

ный языковой код -- свод предписаний и запретов. Эта языко

____________________________

1Более подробно о теориях Ж. Дерриды см.: Ильин И. П. Постструктура

лизм. Деконструктивиэм. Постмодернизм. -- М.:Интрада. 1996. С. 10-50.

20

ГЛАВА I

вая норма якобы бессознательно предопределяет языковое пове

дение, а следовательно, и мышление отдельных индивидов.

Господству этого культурного бессознательного Фуко проти

вопоставляет деятельность "социально отверженных": безумцев,

больных, преступников и, естественно, в первую очередь, худож

ников и мыслителей. С этим связана и мечта Фуко об идеальном

интеллектуале, который, являясь аутсайдером по отношению к

современной ему эпистеме, осуществляет ее деконструкцию, ука

зывая на слабые места -- на изъяны общепринятой аргумента

ции, призванной укрепить власть господствующих авторитетов и

традиций.

Самым существенным в учении Фуко, как об этом свиде

тельствует практика постструктурализма, явилось его положение о

необходимости критики "логики власти и господства" во всех ее

проявлениях. Именно это является наиболее привлекательным

тезисом его доктрины, превратившимся в своего рода негативный

императив, затронувший сознание широких кругов современной

западной интеллигенции. При этом дисперсность, дискретность,

противоречивость, повсеместность и обязательность проявления

власти в понимании Фуко придают ей налет мистической ауры,

не всегда уловимой и осознаваемой, но тем не менее активно дей

ствующей надличной силы.

Разработанная Фуко методика анализа общественного соз

нания, концепция "децентрированного субъекта", трактовка

"воли-к-знанию" как "воли-к-власти", интерес к маргинальным

явлениям цивилизации, иррационалистическое толкование истори

ческого прогресса -- все это было взято на вооружение левыми

деконструктивистами и постмо

дернистами 2.

Сознание как текст

Рассматривая мир только

через призму его осознания, т. е.

исключительно как идеологиче

ский феномен культуры и, даже более узко, как феномен пись

менной культуры, постструктуралисты готовы уподобить самосоз

нание личности некой сумме текстов в той массе текстов различ

ного характера, которая, по их мнению, и составляет мир культу

ры. Поскольку, как не устает повторять Деррида, "ничего не

существует вне текста", то и любой индивид в таком случае не

избежно находится внутри текста, т. е. в рамках определенного

исторического сознания, что якобы и определяет границы интер

__________________________________

2Более подробно о Фуко -- там же, с. 51-94.

21

РОЖДЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ

претативного своеволия критика. Весь мир в конечном счете вос

принимается Дерридой как бесконечный, безграничный текст.

Панъязыковая и пантекстуальная позиция постструктурали

стов, редуцирующих сознание человека до письменного текста, а

заодно и рассматривающих как текст (или интертекст) литерату

ру, культуру, общество и историю, обуславливала их постоянную

критику суверенной субъективности личности и порождала много

численные концепции о "смерти субъекта", через которого

"говорит язык" (М. Фуко), "смерти автора" (Р. Барт), а в ко

нечном счете и "смерти читателя" с его "текстом-сознанием",

растворенном в всеобщем интертексте культурной традиции.

Практические аспекты критики теории художественной ком

муникации более детально были разработаны в концепциях де

конструктивистов и постмодернистов, их критика коммуникатив

ности в основном сводилась к выявлению трудности или просто

невозможности адекватно понять и интерпретировать текст. Есте

ственно, что предметом их анализов становились в первую оче

редь произведения тех поэтов и писателей (Рембо, Лотреамон,

Роб-Грийе, Джойс), у которых смысловая неясность, двусмыс

ленность, многозначность интерпретации выступали на передний

план. С этим связано и ключевое для деконструктивизма понятие

смысловой "неразрешимости" как одного из принципов организа

ции текста, введенное Дерридой.

Постструктурализм в целом можно определить как общеме

тодологическую основу, на базе которой деконструктависты и

постмодернисты выстраивали свои концепции, отличающиеся фак


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа"

Книги похожие на "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Илья Ильин

Илья Ильин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа"

Отзывы читателей о книге "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.