Юрий Орловский - Трудовое право России: Учебник

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Трудовое право России: Учебник"
Описание и краткое содержание "Трудовое право России: Учебник" читать бесплатно онлайн.
В учебнике, написанном видными российскими учеными-юристами, в доступной форме излагаются основные вопросы правового регулирования трудовых отношений в современной России.
Выделены положения, имеющие особое значение в условиях рыночной экономики.
Содержание учебника основано на анализе нормативных правовых актов о труде, их применении с учетом новейших изменений в законодательстве и судебной практике.
Для студентов юридических учебных заведений, а также для всех граждан, интересующихся вопросами трудового права.
Материалы приведены по состоянию на 25 октября 2007 г.
Следует отметить, что процедура посредничества носит неформальный характер. Законодательство не предусматривает каких-либо обязательных этапов, действий и т.п. Это должно способствовать созданию непринужденной спокойной атмосферы конструктивного диалога.
Срок деятельности посредника ограничивается 7 рабочими днями с момента его приглашения (назначения). Этот срок по соглашению сторон может быть продлен (ч. 7 ст. 401 ТК).
Результаты работы посредника могут выражаться в достижении согласованного решения и заключении сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового спора. В этом случае в протоколе фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным (разрешенным).
Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий, в котором должны найти отражение все оставшиеся разногласия и дальнейшие намерения сторон (например, создание трудового арбитража).
После осуществления посредничества, если согласованное решение не достигнуто, работники могут перейти к проведению забастовки.
3.3. Вместе с тем есть и еще одна примирительная процедура, к которой можно прибегнуть вместо или после рассмотрения спора посредником. Это трудовой арбитраж. Он представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Действует в период рассмотрения конкретного коллективного трудового спора.
♦ Закон о трудовых спорах, который регулировал порядок разрешения коллективных трудовых споров до принятия Трудового кодекса, предусматривал, что трудовой арбитраж принимает рекомендации, обязательные для сторон только в случае заключения специального соглашения о выполнении этих рекомендаций. Трудовой кодекс изменил сам подход к формированию трудового арбитража. Теперь он создается только тогда, когда стороны спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений (ст. 404 ТК). Вновь введенное правило нацелено на экономию времени и затрат, ведь создание и организация рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем в том случае, когда стороны не собираются выполнять его решения, оказывается абсолютно безрезультатным.
Еще одно новшество касается создания трудового арбитража в тех случаях, когда работники не могут воспользоваться правом на забастовку в силу прямых ограничений, установленных законом. В таких ситуациях стороны коллективного трудового спора обязаны создать указанный примирительный орган (ст. 404 ТК). Если они не могут прийти к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, решение по указанным вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.
Другие нормативные положения, касающиеся образования и деятельности трудового арбитража, остались неизменными. Так же как и раньше, этот примирительный орган создается добровольно при непосредственном участии сторон. Добровольный характер трудового арбитража проявляется, прежде всего, в том, что он может быть создан только по соглашению сторон. Если работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, работники могут приступить к проведению забастовки (ст. 406 ТК), но создать арбитраж и рассмотреть в нем спор вопреки воле одной из сторон спора невозможно.
♦ Стороны самостоятельно избирают трудовых арбитров. Это также одно из проявлений добровольного характера создания трудового арбитража. И наконец, решение арбитража выполняется исключительно в добровольном порядке — стороны заключают специальное соглашение об их выполнении. Механизма принуждения к исполнению решения не существует, если, конечно, не рассматривать в качестве такого механизма забастовку.
По смыслу закона и в соответствии с положениями Рекомендации МОТ № 92 любая из сторон может проявить инициативу и предложить перейти к рассмотрению спора в трудовом арбитраже. Для его создания необходимо обратиться в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Роль такого органа заключается в регистрации коллективного трудового спора и оказании сторонам содействия по его разрешению. Он может рекомендовать конкретные кандидатуры для включения в данный состав трудового арбитража и участвует в определении регламента и полномочий трудового арбитража.
♦ Трудовой арбитраж создается в срок не позднее 3 рабочих дней со дня окончания предыдущей примирительной процедуры.
В соответствии с законодательством к рассмотрению спора в трудовом арбитраже можно перейти в следующих случаях:
✓при недостижении согласия в примирительной комиссии, если стороны в качестве следующей примирительной процедуры выбрали рассмотрение спора в трудовом арбитраже;
✓недостижении согласованного решения на стадии посредничества, если стороны решили продолжить примирительные процедуры;
✓уклонении работодателя от участия в создании или работе примирительной комиссии;
✓уклонении представителей работников от участия в создании или работе примирительной комиссии;
✓недостижении сторонами согласованного решения относительно кандидатуры посредника;
✓рассмотрении коллективного трудового спора в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок.
Факт создания трудового арбитража, а также его состав с указанием председателя и регламент работы подтверждаются в письменной форме. Рекомендации Минтруда России от 14.08.2002 № 59 советуют оформить эти действия протоколом, подписанным представителями сторон и соответствующего государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров (приложение № 1 к Рекомендациям).
♦ Арбитраж может состоять из любого числа трудовых арбитров, однако сложилась практика формирования этого органа из 3 человек.
Законодатель не устанавливает специальных требований к арбитрам и не определяет их правового статуса вне процедуры рассмотрения коллективного трудового спора. В качестве трудовых арбитров могут выступать независимые от сторон, получившие специальную подготовку специалисты, которые поименованы в специальном списке.
Организация деятельности трудового арбитража осуществляется с учетом указанных выше Рекомендаций Минтруда России, которые предусматривают конкретизацию полномочий трудовых арбитров, последовательность рассмотрения спора и др. В соответствии с Рекомендациями процедура рассмотрения спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов:
✓изучение документов и материалов, представленных сторонами;
✓заслушивание представителей сторон;
✓заслушивание экспертов, если в этом есть необходимость;
✓подготовка решения.
Регламентом трудового арбитража могут быть установлены продолжительность ежедневных заседаний; правила замены одного из арбитров в случае болезни и других непредвиденных обстоятельств; очередность объяснений сторон по существу спора; возможность отвода арбитров и т.п.
Трудовой кодекс устанавливает лишь два требования относительно порядка работы трудового арбитража. Во-первых, он должен рассматривать коллективный трудовой спор с участием представителей сторон (ч. 4 ст. 404 ТК), следовательно, проведение заседаний в отсутствие представителей работников или работодателя (работодателей) недопустимо. Из этого правила может быть только одно исключение: когда представитель одной из сторон в письменной форме обратился с просьбой разрешить спор без него, другая сторона согласилась, а арбитраж счел это возможным. Думается, на практике такие ситуации будут довольно редки.
Второе требование касается предмета спора. Поскольку трудовой арбитраж представляет собой примирительный орган, созданный для разрешения конкретного спора, и является, как правило, вторым (а иногда и третьим) органом, пытающимся примирить стороны, на его рассмотрение выносится только протокол разногласий, составленный примирительной комиссией или посредником совместно с участниками спора. Недопустимо выносить на обсуждение в трудовом арбитраже требования, не рассматривавшиеся примирительной комиссией (или посредником).
В случаях уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии это может быть протокол разногласий, составленный в ходе коллективных переговоров, или требования работников (ч. 1 ст. 406 ТК). Иными словами, предмет спора — круг вопросов, по которым стороны не смогли достигнуть согласия, в процессе разрешения спора постепенно сужается за счет достижения определенных компромиссов на каждой стадии примирения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Трудовое право России: Учебник"
Книги похожие на "Трудовое право России: Учебник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Орловский - Трудовое право России: Учебник"
Отзывы читателей о книге "Трудовое право России: Учебник", комментарии и мнения людей о произведении.