» » » » Николай Либман - Творчество Н.С. Лескова 60-80-х годов XIX века


Авторские права

Николай Либман - Творчество Н.С. Лескова 60-80-х годов XIX века

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Либман - Творчество Н.С. Лескова 60-80-х годов XIX века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Прогресс-Плеяда, год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Творчество Н.С. Лескова 60-80-х годов XIX века
Издательство:
Прогресс-Плеяда
Год:
2010
ISBN:
978-5-93006-027-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Творчество Н.С. Лескова 60-80-х годов XIX века"

Описание и краткое содержание "Творчество Н.С. Лескова 60-80-х годов XIX века" читать бесплатно онлайн.



Легендарный курс "Творчество Н.С. Лескова" читался не одно десятилетие, вызывая неизменный интерес слушателей. Во многом благодаря неутомимой деятельности Н.И. Либана имя писателя возвращено в вузовские программы






Насти и Степана дан в форме диалога-пения. Они доходят до сознания, что рождены друг для друга. «И всюду стра­сти роковые...» Лесков любил шекспировское, общечело­веческое. Более романического сюжета не придумаешь. Чувства героев нарастают. Куда же убежишь? Человече­ская природа выступает против всех условностей, но гос­подствующая система этого не допускает. Житие Насти - мытарства, которые она проходит, жестокие личные оскорбления, с ней обращаются, как с животным, только Крылушкин относится к ней по-человечески. После всех сюжетных перипетий (побег, жулик, обокравший их и не давший паспорта, тюремный смотритель, губернатор) Лесков дает трагический и предельно реалистичный фи­нал - Степан умирает в тюрьме, а Настя замерзает ночью в открытом поле. Лескову важно показать силу сердца и чистоту души, чистый внутренний голос двух любящих сердец, который противостоит губящей жестокой реаль­ности.

От изображения крестьянского мира Лесков перехо­дит к изображению доктора Крылушкина. Это другой мир. Писатель дает краткую биографию Крылушкина. Как он лечит людей? Он только разговаривает с больными - да травы им дает. Настя для него - поврежденная в душе. Крылушкин - праведник, целитель, но он на периферии повествования.

Для Лескова главное - жизнь как таковая, герои неисключительные, и здесь начинают работать все очер­ки с изображением крестьянского быта, уклада, кресть­янской общины. Они разоблачают деревню как страшный мир полузоологического существования, прикрывающий­ся идеей общины. Он соперник в очерке Левитова, Помя­ловского, Н. Успенского. Идея Лескова в другом: нужны три праведника для градостояния. Луч света есть, писатель еще в этом не разочаровался. Настя - художник, артист в душе, но человек в ней шире артиста. Любовь - та песнь, которая поется не голосом, а всем ее существом. Это осо­бенность женской натуры, цельной, нерастраченной души.

Ведущая тенденция у Лескова - сердце и связь с приро­дой, которую люди теряют по глупости.

Я уже говорил, что творчество Лескова тесно связа­но с очерковой литературой. Он зависим от литературных тем и настроений времени. Не на «свои» темы у Лескова написано три романа («Некуда», «Обойденные», «Остро­витяне»). В «Леди Макбет Мценского уезда» (1865) так­же присутствуют черты сюжета и герои, не характерные для Лескова. В этой повести писатель снова соперничает с корифеями русской литературы. Купеческая среда, как у Островского, преступная любовь, каторга, самоубийство, как у Достоевского («Записки из мертвого дома»). Убий­ство - это материал газет, самой жизни. Да и название повести - почти плагиат (ср. «Гамлет Щигровского уез­да» Тургенева).

«Леди Макбет Мценского уезда» - симптоматичное произведение. В основе - детектив. Помните, как у Ахма­товой сказано, что поэзия вырастает из мусора:

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда...

Так вот низменный материал, попадая в руки истин­ного художника, приобретает другой характер.

Лесков говорил: «Я пишу хартию - что вижу, что знаю». Но часто он пишет на основании прочитанного и пережитого в книге. У Лескова была способность перево­площаться, создавать свой собственный мир. Он создал русскую героиню с характером леди Макбет. Сначала ху­дожник изображает тупую, животную, сонную жизнь Ка­терины Измайловой. Нашу леди Макбет томит скука, тре­бующая развлечения. Любовь - подруга скуки. Третья подруга - преступление. Через преступление героиня ви­дит возможность достичь полного счастья. И потому она непоколебима, готова идти куда угодно за этим счастьем.

Первая часть повести - любовь и преступление. Вто­рая часть - каторга и любовь. Каторжная часть хорошо сопрягается со страстью. Лесков снял инфернальность героинь Достоевского, Катерина Измайлова совершенно земная, но «всюду страсти роковые». Лесков находит та­кие выходы в искусстве, которые разоблачают жизнь.

Герой, Сергей, ищет развлечения, это тип совершен­но аморального человека, ничтожного, но необыкновен­но по-мещански ловкого. Он находит удовольствие в му­чительстве. Здесь мы ясно видим родство с Достоевским в изображении внутреннего мира человека - психологизм. Люди на каторге очень верно изображены, хотя Лесков их не видел.

Толстой, Достоевский, Тургенев, Гончаров - про­поведуют, и вся литература XIX века нравственно-поучи- тельная. В «Леди Макбет» есть преступление, но нет на­казания, то есть самонаказания, нет раскаяния.

Существует два мира: тот, что вокруг, и тот мир, ко­торый создает художник, мир художественный, где опи­сывается то, чего, может быть, и нет. У Лескова «Леди Макбет» - очерк, факт, но в центре - психология зла, пра­вящего миром. Писатель ищет ответ на вопрос: как найти путь к человеческому сердцу, чтобы оно было построено не на зле?

Роман в творчестве Лескова.Антинигилистические романы «Некуда», «На ножах».

Слово «нигилист» было впервые произнесено Турге­невым, между прочим, самым образованным русским пи­сателем. Идейных вождей нигилизма не было. Его истоки лежат в философии Фейербаха (это ученик Гегеля, его «пра­вое крыло»; «левое крыло» Гегеля - Маркс). Чернышев­ский в своих работах основывался на идеях Фейербаха. Нигилисты - это огромная сила, бурлящая. Они приносят новые идеи - отрицание старого, атеизм. Они увлечены ес­тественными науками - естествознание, химия, математи­ка, физика. Герцен - аккумулятор всех этих идей, высту­пил с трудами, посвященными естествознанию.

Нигилисты появились во всех сословиях, больше всего их было в духовном сословии, так как там были люди образованные и циничные (от противоречия идеального и реального). Печально, что нигилизм рядился в социали­стические одежды, прикрывался мечтой о лучшем буду­щем. Действительно, позитивный, реальный путь, про­грамма необходимы. Кто же может указать этот путь? Это мог бы быть Герцен, самый влиятельный писатель в то время, социалист мира и России (в его редакции скрещи­ваются все социалистические течения). Нигилист из дво­рянской среды, Герцен, с его желанием социальной спра­ведливости верит в победу гуманных начал, и это та слабость в его воззрениях, которую мы ощущаем. Он по­нимал карикатурность (не литературную, а историче­скую, реальную) движения нигилистов - все отрицать. Основы труда остались вне поля зрения нигилистов. У них просматривается лозунг - «жизнь без труда». Нигилисты считали, что семья - обуза, человек должен быть свобо­ден и от любви, и от обязанностей. Таким образом, пере­ступивший предел нигилист оказывается смешным. Лес­ков не понял их деятельности. Впрочем, кроме коммун, у них ничего не получилось. Писатель не хотел вдаваться в теории: у него везде практические выводы.

Идея всегда светлая, а то, что нарастает на нее, - ржавчина, плесень. То же было и у нигилистов. В обще­стве появилась мода на фронду, отрицание всего сущего. Молодые люди тянулись к новому не потому, что у них была потребность, а потому, что это модно.

В конце концов нигилизм изжил себя, но на его по­чве родилось революционное движение, которое отброси­ло нигилизм и приняло социализм (часть его) - народо­вольцы, народники. Это все вызвали нигилисты, их роль расчистить дорогу. Это легко, так как ничего не нужно было делать, только отрицать. Но голое отрицание не мог­ло дать хороших всходов.

Русская литература создает целый поток антиниги­листических романов: «Бесы» Достоевского, «Взбаламу­ченное море» и «В водовороте» Писемского, «Марево» Клюшникова. В журналах появляется много повестей показывающих нигилистов. На эту тему Лесков пишет романы «Некуда» и «На ножах». Эти произведения вы­звали страх, беспомощность, раздражение, злобу в демо­кратической нигилистической среде. Лесков бежит в Па­риж. Пережив общественное презрение, обрушившееся на него после выхода этих романов, писатель вернется к этим темам в романе-хронике «Соборяне». «Некуда» (1864) - один из самых сильных антини­гилистических романов, злой, но в некоторых частях бес­помощный. Нигилизм в то время охватывает всю передо­вую Россию, что и засвидетельствовано художественной литературой - Тургенев, Достоевский, Писемский.

Нигилизм пронизывает сознание молодого поколе­ния: «Я над всем, что существует, ставлю nihil!» Нигили­сты отрицают все, что есть, в первую очередь быт, тради­ционный уклад - то, что мешает идти вперед, развивать­ся и видеть мир по-другому. Необходимость коренных перемен в России была понятна всем: были проведены ' крестьянская, военная, судебная, учебная, духовная ре­формы, изменившие многое в русской жизни. Но быт изменить почти невозможно. Нигилисты же стремились изменить именно быт. Они как электрическая нить, про­низывающая все русское общество. Идея нигилизма - от­рицание всего существующего: философии - религии, быта - семьи, труда - эксплуатации, в материально-юридическом плане - собственности, даже на идеи («мы ге­ния задушим в зародыше»). Название романа отражает отношение писателя к нигилизму: он показывает людей, которым некуда идти. Для него нигилизм - убогое порождение, не просто не на­циональное, а абсурдное. Лесков 60-х годов живет в пред- реформенную и пореформенную эпоху: с одной стороны, Крымское поражение, с другой - вдохновляющая эпоха реформ. Писатель не верил, что на место цепей придут другие цепи. «Куда идет Россия?» - этот вопрос не раз поднимался в литературе. Лесков понимает, что нигили­сты ведут ее революционным путем. Но для него это не путь - это бездорожье. Народническое бездорожье. В ро­мане показана Россия накануне катастрофы. Пророческие предсказания Лескова сбудутся.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Творчество Н.С. Лескова 60-80-х годов XIX века"

Книги похожие на "Творчество Н.С. Лескова 60-80-х годов XIX века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Либман

Николай Либман - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Либман - Творчество Н.С. Лескова 60-80-х годов XIX века"

Отзывы читателей о книге "Творчество Н.С. Лескова 60-80-х годов XIX века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.