» » » » Николай Либман - Творчество Н.С. Лескова 60-80-х годов XIX века


Авторские права

Николай Либман - Творчество Н.С. Лескова 60-80-х годов XIX века

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Либман - Творчество Н.С. Лескова 60-80-х годов XIX века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Прогресс-Плеяда, год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Творчество Н.С. Лескова 60-80-х годов XIX века
Издательство:
Прогресс-Плеяда
Год:
2010
ISBN:
978-5-93006-027-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Творчество Н.С. Лескова 60-80-х годов XIX века"

Описание и краткое содержание "Творчество Н.С. Лескова 60-80-х годов XIX века" читать бесплатно онлайн.



Легендарный курс "Творчество Н.С. Лескова" читался не одно десятилетие, вызывая неизменный интерес слушателей. Во многом благодаря неутомимой деятельности Н.И. Либана имя писателя возвращено в вузовские программы






Творчество Н.С. Лескова 60-80-х годов XIX века

Введение

Предметом нашего курса является творческий путь Лескова. Метод, которым мы будем пользоваться, срав­нительно-исторический: мы будем говорить о творчестве писателя на историко-литературном фоне 60-80-х годов XIX века.

Писатели о Лескове

Современники недооценивали Лескова, называли его анекдотистом, фокусником слова. Они видели только то, в чем он был оригинален по сравнению с другими. Ни у Толстого, ни у Достоевского нет серьезных высказыва­ний об этом писателе. Написал он колоссально много. Это не только графомания - это талант. Лесков - создатель эпического жанра. Он очень силен как писатель-эпик.Горький один из первых понял Лескова. Он сетовал на то, что Лесковым не занимаются, он называл его «вол­шебником слова». Горький искал себя всю жизнь в поле­мике с большой литературой: трилогия «Детство», «В лю­дях», «Мои университеты» полемична. Детство другое (у Горького была только бабушка-поэт), отрочества нет, университета тоже нет. Молодая личность черпает знания и воззрения вне университета. Горький такой же невежда, как и Лесков, хотя Лесков более образован. Для Горького в Лескове многое открылось. Если у Достоев­ского все держится на остроте сюжета, психологии, катак­лизмах, у Толстого - на чувстве внутреннего спокойствия (когда оно нарушается, в душе героев не мир, а война), то у Лескова все держится на слове. Когда Горький писал «Город желтого дьявола», он понял, что ему не хватало слова, что главное в литературном искусстве - искусство слова, а Лесков - «Колумб слова». И. Северянин называл Лескова «прозеванным гением». Беллетристика 60-80-х годов, окружавшая Лескова 60-е годы XIX века, время, когда Лесков начал свою литературную деятельность, не располагало к художе­ственному творчеству. Процветают вульгарный материа­лизм: Писарев («Разрушение эстетики»), Чернышевский («Эстетические отношения искусства к действительно­сти»), Молешотт; практицизм: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» («Отцы и дети» Тур­генева). Нужна не литература, а нечто другое. Еще в 40-е годы появляются физиологические очер­ки. Они были слишком фотографичны, не удовлетворяли новое время («Лоточница», «Извозчик»). Это не литера­тура, а физиология. Течение это в литературе получило название «натуральная школа». Физиологические очер­ки писали В.И. Даль, М.Ю. Лермонтов, В.Ф. Одоевский, И.А. Гончаров и др. В 60-е гг. появляется другой тип очер­ка, где на первое место выходит социальная проблемати­ка. В этом жанре пишут А.И. Левитов, Н.В. Успенский, Н.Г. Помяловский, Ф.М. Решетников, М.А. Воронов. Все они - бывшие семинаристы. Они принесли другие сюже­ты, другой язык. Для Лескова они важны как языкотвор­цы и как личности. Эти писатели стоят в одном ряду с Лесковым по манере письма и реакции на русскую жизнь. Ведь судьбу трудно отделить от творчества, где-то эти миры пересекаются. Н. Успенский - типичный разночинец. Это фигура драматическая, как и все разночинцы. Он не закончил семинарию, убежал оттуда.60-е гг. - эпоха реформ. Обещано много прекрасных свобод: освобождение крестьян, сокращение воинской службы, новый университетский устав, развитие про­мышленности. Н. Успенский описал это «блестящее» бу­дущее. В очерках «Сельская аптека», «Деревенская газе­та», «Вечер», «Обоз», «Бобыль» крестьяне показаны как пьяницы, идиоты, бездельники. Реакцией на произведе­ния Успенского стала статья Н.Г. Чернышевского «Не начало ли перемены? », где он пишет о том, что до сих пор показывали угнетенного мужика, а здесь он не страдаю­щий, а забулдыга. Когда-то Герцен писал, что мужик в кабак идет по­тому, что там он барин. Успенский возражает: его туда тянет, потому что он свинья. Русский мужик не страсто­терпец, а «пьяная рожа». Успенский беспощаден в изоб­ражении русского крестьянства, оно у него не вызывает сострадания. Чернышевский видел в этом начало анали­за, ответ на вопрос, что же такое деревня. Лев Толстой приглашал Успенского в яснополян­скую школу - «на какую-то дурацкую графскую затею », по словам последнего. Н. Успенский работал в яснопо­лянской школе учителем, но рассорился с Толстым. По­том поехал в Спасское к Тургеневу - и с ним рассорился. «Нас господа теперь не обманут. Теперь мы люди свобод­ные». Его судьба трагична. К.И. Чуковский в книге «Жизнь и творчество Николая Успенского» пишет, что этому человеку свойственно было не только писать: он и драматург, и актер, и кукольник. Успенский писал на рынке театральные пьесы, тут же изображал их и про­пивал плату. Он бродяжничал, играл на гармонике, рас­сказывал в трактирах за деньги биографии знаменитых русских писателей. Зарезался на глазах купца - перере­зал себе горло перочинным ножом близ Смоленского рын­ка в Москве.

Другой талантливый очеркист времени - А.И. Леви­тов. Это соперник Достоевского по таланту. Для Левитова все, что есть в России, - это горе (повести «Горе сел, дорог и городов»). Везде в его произведениях контрасты: вели­кодушие - и скаредность, роскошь - нищета. В очерке «Прекрасное, но падшее создание» он рисует проститут­ку с натуры. Впервые этот персонаж появился у Левито­ва, а не у Достоевского. Он показал жизнь городского дна, трущоб («Московские комнаты с небилью» и др.), судьбу разночинца-бедняка («Говорящая обезьяна» - эпизод из романа «Сны и факты»). О деревенской нищете пишет и Ф.М. Решетников. В повести «Подлиповцы» изображена тяжелая жизнь бур­лаков, превращающая их в дикарей, жизнь, где все све­дено к потребностям желудка.

Все это - фон для Лескова. Он начинал как публицист, переводил с английского, который не знал. В статье «О по­ложении рабочего класса в Англии» писатель замечал, что оно мало чем отличается от положения рабочего класса в России. Лесков писал очерки на злободневные темы - та­кое впечатление, что они написаны прямо для нашего вре­мени: о роли государства в проведении реформ, о положе­нии в деревне, о сельском сходе и сельской общине, о том, что такое голод. Это еще не Лесков под своей фамилией. Он подписывал статьи псевдонимом Стебницкий.

Писемский и Лесков

А.Ф. Писемский - автор романов «Люди 40-х годов», «Масоны», «В водовороте». Лесков ценил его как романи­ста. Писемского и Лескова сопоставляют как романистов, рассказчиков, очеркистов. Лесков - сугубо национальный писатель, он удобен для изучения русского быта, русской жизни, русского характера. По романам Писемского тоже можно изучать историю: в романе «Люди 40-х годов» изоб­ражено николаевское время, русская интеллигенция.

Роман интересный. Но, как считает Лесков, в рома­не нельзя изображать жизнь. Задача Писемского была - изобразить всю Россию, а вместо этого получилось - Мос­ква и несколько провинциальных городов, усадьба. На этом фоне дается странствие молодого человека, героя романа, Павла Вихрова, который хочет быть свободным, но свободы у него нет: ни социальной, ни личной. Он по­мещик, но поместьем не занимается. Он общественный деятель, но общественной деятельностью тоже не занима­ется. Влюблен - но любовь разбилась. Он не имеет почвы под ногами.

Кто же имеет эту почву? В романе дается целая га­лерея людей, их прошлое и настоящее. Теперь хозяева жизни не помещики, которые вынуждены служить, а те, кто имеет деньги. Люди 40-х годов преобразились в лю­дей 60-х годов. И Писемский думал, что это самое хоро­шее время для России. Лесков думал так же, выражал это в публицистике.

У Писемского мы видим только фиксацию фактов жизни, без осмысления, получился путеводитель по Мос­кве, но нет главного - идеи жизни. А что за этим? Лесков в отличие от Писемского идет от внутренней сущности человека.

Писемский написал исторический роман без истори­ческих лиц - «Масоны». Это движение возникло в Анг­лии, слово «масон» переводится как «каменщик». Их эм­блема - молоток и долото. У них особый ритуал: много тайных приемов, жестов; белый фартук, перчатки; в ложе на столе лежит натуральный череп - бренность человека и вечность. В XVIII веке в России было много масонских лож. Один из вождей московского масонства - Новиков, другой - его друг профессор Гамалея. О масонстве в Рос­сии вы можете прочитать в книге В.А. Боголюбова «Но­виков и его время» (1916).

Марфин, герой романа Писемского, масон. Ему важ­но приблизить к ложе таких людей, которые будут носить внутреннего человека. Сам он вечный делатель. Больница, училища, проповедь сердца, общение с другими людьми - вот смысл его жизни. Марфин окружает себя людьми, чистыми духом: лакей, врач-материалист, женщины. Его лакей тоже масон, он внутренне красивый человек. Герой романа приобщил к движению и сельского священника, хотя тому и запрещено. Герой относится к женской кра­соте как к искусству, воспринимает ее с точки зрения эс­тетики. Но масонство несовместимо с прозой жизни. Как реалист, Писемский показывает внутренние неудачи Мар­фина, возникающие из-за несоответствия идеала действи­тельности. Получился увлекательный роман, перегружен­ный фактами: здесь и Сперанский, первый составитель русских законов, и изображение настроений библейского общества Татариновой, и намек на хлыстовцев (была та­кая секта). Все это Писемский хотел осознать как явле­ния русской жизни. Но ему не удалось все осмыслить. Как раз эта всеохватность и мешает.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Творчество Н.С. Лескова 60-80-х годов XIX века"

Книги похожие на "Творчество Н.С. Лескова 60-80-х годов XIX века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Либман

Николай Либман - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Либман - Творчество Н.С. Лескова 60-80-х годов XIX века"

Отзывы читателей о книге "Творчество Н.С. Лескова 60-80-х годов XIX века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.