М Лебединский - Полисферный дуализм - философия идеального общества
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Полисферный дуализм - философия идеального общества"
Описание и краткое содержание "Полисферный дуализм - философия идеального общества" читать бесплатно онлайн.
ный характер,так или иначе принимаемый партнерами.
ДУХОВНАЯ - все информационные сообщения воспри
нятые органами чувств осмысливаются сознанием чело
века,что так или иначе обеспечивает взаимное сосущ
ствование людей в человеческом обществе.
ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ - материальная сторона жизни общ
53
ества,
- производство материальных благ,
- совокупность производственных
отношений,в которые люди вступ
ают в процессе производства ма
териальных благ,
- материальная и организационная
сферы общества.
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ- форма отражения человеческого
общества;
- философия,взгляды,представле
ния,идеи;
- политические,юридические,эст
етические,этические и прочие
гуманитарные науки;
- мораль,религия, искусство и
другие формы общественного
сознания;
- информационная и духовная
сферы человеческого общества.
Общественное бытие и общественное сознание со
ответствуют в каждый исторический момент друг-другу,
развиваются одновременно и в неразрывной связи друг
с другом в процессе совершенствования человеческого
общества. Они находятся в теснейшем взаимодействии и
влиянии друг на друга: общественное бытие формирует
общественное сознание, которое, в свою очередь, оп
ределяет рамки развития общественного бытия. Каждой
ступени развития общества соответствует только ему
свойственная совокупность общественных бытия и созн
ания.
История развития общества есть история смены
не только форм общественного бытия, но и одновремен
ной смены форм общественного сознания(см.таблицу 5,
стр.54)
Необратимая смена форм общественного бытия
возможна только при,практически,полном распаде ста
рого общественного сознания и внедрения на его ме
сто эволюционным путем нового.
И наоборот новая форма общественного сознания
сможет заменить старую только при условии смен нена
сильственным путем старой формы общественного бытия
на новую.
Как видно из таблицы 5 при первобытно-общинном
строе главными формами общественного сознания были
54
Схема взаимосвязанной смены форм общественного бытия
и общественного сознания. Таблица 4 ------------------------------------------------------------------|Формы обществен- | Формы общественного сознания | Виды | |ного бытия | |дуализма| |-----------------|--------------------------------------|--------| |Первобытно-общи- | Тотемно-анималистические верования | |нная эпоха | Первобытный дуализм| |-----------------|--------------------------------------| Йога | |Эпоха антогонист-| Общественное сознание | | |----------------|ических формаций.|Эксплуататоров| Эксплуатируемых | | |-----------------|--------------|-----------------------| Фалес | | | Политеизм | Пережитки |Материализм| | | Рабовладение| Платона |первобытных| Демокрита |--------| | | | верований | Эпикура |Аристо- | |-----------------|--------------|-----------|-----------|тель | | Феодализм | Мировые | Ереси и | Метафизич.|--------| | | религии | секты |материализм|Декарт, | |-----------------|--------------|-----------|-----------|Спиноза,| | Капитализм |Протестанство | Материализм Маркса |Гердер. | | | Прагматизм | |--------| |-----------------|--------------------------------------|Богданов| |Идеальное | П о л и с ф е р н ы й д у а л и з м | | общество| | ------------------------------------------------------------------
тотемно-анималистические верования и первобытный ду
ализм - вера в парных охотничьих богов: Ладу и Лель
у славян, близнецов Кастора и Полукаса - у древних
греков и так далее.При разложении первобытно-общинн
ого строя и образования племенных союзов из соедине
ния тотемов различных родов образовались политеисти
ческие религии.
Дуализм переходной эпохи городов-государств
наиболее точно выражен в греческой философии Фалеса.
При переходе к эпохе антогонистических форма
ций вместе с появлением антогонистических групп нас
еления(классов)- эксплуататоров и эксплуатируемых
единые обшественные бытие и сознание распадаются на
общественные бытие и сознание эксплуататоров и обше
ственные бытие и сознание эксплуатируемых.
Общественное сознание эксплуататоров это, как
правило,идеализм, эксплуатируемых- остаточные веры
и ереси,а также материализм различного типа.Для всей
эпохи антогонистических формаций характерна жестокая
идеологическая борьба между общественными сознаниями
эксплуататоров и эксплуатируемых. Первые, используя
55
весь подвластный им аппарат подавления, беспрерывно
вели борьбу на физическое уничтожение инаковерующих
эксплуатируемых и за полное подчинение и переход в
веру идеологии эксплуататоров.
В моменты переходных периодов от одной эконом
ической формации к другой, когда идеологические про
тиворечия обострялись до крайности, обязательно воз
никали дуалистические учения, как средство снятия
идеологических противоречий эпохи. Но ввиду того,что
преобразования происходили не радикальные, а лишь
смена одного вида эксплуатации на другой, то учения
эти новыми эксплуататорами подвергались разгрому и
жестокой критике как справа, так и слева. Идеологи
правящего класса упрекали дуалистов в непоследовате
льном идеализме и излишней приверженностью к матери
ализму, а идеологи угнетенных - наоборот:в непослед
овательном материализме и излишней приверженностью к
положениям идеализма.
Во время рабовладения в религии эксплуататоров
выделяются главные боги(подобие царей на Земле),низ
ведя прочих политеистических богов в подчиненное по
ложение вплоть до образования монотеизма. Эксплуати
руемые верят в отвергаемых официальной религией в
первобытных тотемных богов.Философией противостоящей
официозу становится материализм типа Демокрита или
Эпикура.Позже во время общего экономического кризиса
рабовладельческого строя низы охватывают учения мес
сианства и эсхатологические учения,связанные с верой
в конец света и приход посланца верховного бога-Мес
сии для справедливого осуждения и наказания богатых,
спасения бедных и установления всеобщей справедливо
сти.Кроме того появлялись также различные учения о
способах личного совершенствования с целью получения
вечного блаженства после смерти.
В это, переходное, время наиболее ярким предс
тавителем дуализма в европейской культуре был Арист
отель. За дуализм его весьма жестко критиковали, но
его достижения как в материализме, так и в идеализме
широко использовались как правыми, так и левыми.
После окончательного перехода к феодализму,ко
гда так называемые "мировые религии"- христианство,
буддизм и магометанство стали мировоззрением класса
эксплуататоров, угнетенные в стремлении освободиться
от давления официальной идеологии начали выдвигать
различные ереси,а также образовывать примиренческие,
нацеленные на самосовершенствование, и эсхатологиче
56
ские секты.Кроме того в борьбе с официальной доктри
ной было выдвинуто учение - метафизического материа
лизма.
При переходе от феодализма к капитализму дуал
истическая философия разрабатывалась пантеистом Дек
артом,Спинозой,Гердером.
При капитализме основой идеологии служат, прис
посбленные к новым условиям "мировые религии".Так в
западных странах широко распространились протестанс
кие учения(кальвинизм,лютеранство,англиканская церк
овь), а так же усовершенствованный католицизм.Восто
чные религии- будизм,мусульманство, синтоизм достат
очно легко приспособились к новым условиям.Широкое
распространение получил так называемый - прагматизм.
Класс эксплуатируемых эпохи капитализма - раб
очий класс взял себе на вооружение учение Марксизма,
на основе которого к настоящему времени разработано
множество программ различных рабочих партий,имеющих
в конечном итоге одну цель- построение идеального
общества и создания условий для полного удовлетворе
ния всех духовных и разумных материальных потребнос
тей и отсутствия условий для эксплуатации человека
человеком с целью обеспечения своего безбедного сущ
ествования за счет чужого труда.
Во время переходного периода от эпохи антогон
изма к идеальному обществу опять появился интерес к
дуалистическим учениям,как средству примирения анто
гонистических идеологий при переходе к единой филос
офии социально-однородного идеального общества.
3.2.ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДИАЛЕКТИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Полисферный дуализм - философия идеального общества"
Книги похожие на "Полисферный дуализм - философия идеального общества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "М Лебединский - Полисферный дуализм - философия идеального общества"
Отзывы читателей о книге "Полисферный дуализм - философия идеального общества", комментарии и мнения людей о произведении.