» » » » Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству


Авторские права

Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству

Здесь можно скачать бесплатно "Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Альманах «Странный мир», год 1991. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
Издательство:
Альманах «Странный мир»
Год:
1991
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству"

Описание и краткое содержание "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству" читать бесплатно онлайн.








ПАПОРОТКИ — в иконописи изображение нижних перьев на крыльях архангела — обычно имели другой цвет или оттенок по сравнению с остальной частью крыла.

ПАРАМАНД (греч.) — деталь монашеского облачения; четырехугольный плат с изображением восьмиконечного креста на подножии орудий страстей и черепа Адама, носимый монахами на груди. Обозначает тот крест, который берет на себя инок, следуя за Спасителем.

ПАРАСКЕВА (греч. — пятница) — христианская святая, великомученица, пострадавшая во время гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане (304–305 гг.); за отказ отречься от христианской веры была обезглавлена наместником римской провинции Иконии. Православная традиция знает еще трех соименных ей святых: Параскеву Римскую (II в., память 26 июня), балканскую святую Параскеву — Петку (Х-Х1 вв., память 14 июля), и малоизвестную мученицу, поминаемую под 20 марта; элементы их житий часто смешиваются между собой. Кроме того, культ Параскевы впитал в себя множество языческих черт и народных поверий; так, она считается покровительницей многих традиционных женских занятий, торговли и т. п. Наконец, по христианским представлениям, Параскева — это персонификация страстной пятницы, отсюда ее изображения с орудиями страстей. Память 14 (27) октября.

ПАРУС — в архитектуре один из элементов перекрытия крестово-купольного храма; сферический треугольник, обеспечивающий переход от квадрата в плане к окружности купола. В парусах средневекового или древнерусского храма располагались, как правило, изображения четырех евангелистов.

ПАСХА (евр. — прохождение) — главный христианский праздник, установленный в воспоминание о чудесном Воскресении Иисуса Христа на третий день после распятия. Первоначально отмечался евреями в память о чудесном избавлении из египетского плена — ангел погубляющий, посланный Богом истребить египтян, проходил мимо домов, на дверях которых была кровь жертвенного пасхального агнца (отсюда происходит название праздника) — (Исх XII, 12–13). На празднование Пасхи иудейской приходится заключительный этап земного служения Христа — Его смерть и Воскресение (Мф XVI, 17–35, Мк XIV, 12–31, Лк XXII, 7-38, Ин ХIII, 1-17). Празднование христианской Пасхи восходит к апостольским временам. Характер праздника, время празднования и способ его вычисления были окончательно определены на 1 Вселенском (Никейском) соборе (325 г.).

ПАТЕРИК (греч. — отечник) — в византийской и древнерусской литературе сборник кратких повествований о подвижниках какой-либо знаменитой монашеской обители (иногда с добавлением принадлежащих им нравоучительных слов). Появляются в Византии, начиная с IV века.

ПЕТР МИТРОПОЛИТ (?-1326 г.) — русский святой, митрополит Всея Руси с 1308 г. Происходил из Южной Руси (Галицко-Волынская земля). Поддерживал московских князей в их борьбе с Тверью за великое княжение. В 1324 г. перенес свою резиденцию из Владимира в Москву и основал там кафедральный Успенский собор, чем способствовал возвышению Московского княжества (окончательный перенос митрополичей кафедры в Москву совершился при его преемнике, митрополите Феогносте). Был погребен в Успенском соборе, общерусское почитание началось сразу после его кончины. Память празднуется дважды: 21 декабря (3 января) и 24 августа (6 сентября) — Перенесение мощей.

ПЛАЩАНИЦА — полотнище с изображением Христа во гробе, после снятия с креста. В Великую пятницу торжественно выносится из алтаря на серединцу храма и полагается на катафалке для поклонения верующих — до пасхальной полунощницы, после чего возвращается в алтарь.

ПОЗЕМ — в иконописи часть фона, полоса в нижней части иконы, обычно коричневого или зеленого цвета — условное обозначение земли.

ПОКРОВ БОГОРОДИЦЫ — православный праздник, установленный на Руси в XII веке в воспоминание о чудесном явлении Богоматери во Влахернском храме в 910 г. во время осады Константинополя арабами: находившиеся в храме Андрей Юродивый и его ученик Епифаний на всенощном бдении увидели Богоматерь с сонмом святых, которая распростерла свое покрывало (мафорий) над собравшимися в храме и молилась об избавлении народа от бедствий. Празднуется 1 (14) октября. Самые ранние изображения Покрова известны уже с XIII века; в XIV веке складывается устойчивая иконография праздничной иконы, существующая в двух вариантах: московском и новгородском. Московский вариант иллюстрирует прежде всего само чудесное событие, свидетелями которого были Андрей и Епифаний: Богоматерь, держащая покрывало, изображается на фоне храма в верхней части иконы; рядом с ней, как правило, святые, внизу — Андрей, Епифаний и другие свидетели чуда. В новгородском варианте Богоматерь изображается в виде Оранты, а над ней — ангелы, как бы приподнимающие завесу — очевидно, наряду с видением Андрея Юродивого, здесь используется описание еженедельного чуда, совершавшегося во Влахернском храме: каждую пятницу на всенощной чудесно (ангельской силой) приподнималась завеса над изображением Богоматери в алтаре и опускалась в субботу утром. В обоих вариантах иконы «Покрова» изображается также Роман Сладкопевец (в нижнем ряду, в центре), память которого также приходится на 1 (14) октября.

ПОХВАЛА БОГОМАТЕРИ — 1. Особый праздник, установленный в честь Богоматери и отмечаемый в субботу пятой недели Великого поста.

2. Икона, представляющая Богоматерь на троне в окружении пророков с символическими атрибутами их пророчеств о воплощении Христа, о чудесном рождении Бога от Девы. На иконе изображается, как правило, не более тринадцати пророков: Иаков с лестницей, Моисей с Купиной, Валаам со звездой, Гедеон с руном, Иезекииль с вратами, Иеремиясо скрижалью, Исайя с клещами и углем, Иессей и Аарон с процветшими жезлами, Давид и Соломон с моделями Иерусалимского храма и Даниил и Аввакум с горами. Известна с XV века; сформировалась на основе более ранних икон Богоматери с пророками на полях XI–XII вв. Наименование «Похвала Богоматери» может присваиваться и другим иконам, прославляющим Богоматерь.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ — один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 6 (19) августа и установленный в воспоминание об одном из важнейших моментов земного служения Христа: во время молитвы на Фаворской горе, при которой присутствовали апостолы Петр, Иаков и Иоанн, от Христа стал исходить Божественный свет, поразивший апостолов и ниспровергший их ниц (Мф XVII, 1–9, Мк IX, 2–9, Лк IX, 28–36). Одновременно с этим раздался голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение», засвидетельствовавший во второй раз (после Крещения) то, что Христос есть истинно Сын Божий. Сообщение Божественной энергии — нетварного света — человеческой плоти Христа воспринималось христианской традицией как залог грядущего преображения человека и было положено в основу учения об обожении человека и воссоединении его с Богом (см. Исихазм). Преображение празднуется с IV века; праздничные каноны были составлены в VIII веке Козьмой Маюмским и Иоанном Дамаскиным. Икона «Преображение» входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.

ПРЕПОДОБНЫЙ — общее наименование, относящееся к святым монахам, подвижникам, отшельникам и пр.

ПРЕСТОЛ — четырехугольный стол, накрытый особыми покрывалами, который располагается в середине алтаря православного храма. На престоле помещается антимнис. Евангелие, один или несколько напрестольных крестов и дарохранительница; на престоле совершается освещение Св. Даров. Поскольку Св. Дары символизируют собой Тело Христово, престол обозначает собой одновременно гроб Господень и, с другой стороны, место пребывания Бога в раю.

ПРИТЕНЕНИЕ — в живописи доличного — переход от светлого к более темному тону, выполненный в том же цвете.

ПРОБЕЛА — в иконописи высветление отдельных частей изображения путем многократных прописок с постепенным увеличением количества белил, наносимых по ровному основному тону. Символизируют присутствие божественного света (ср. Лесист).

ПРОКИМЕН (греч. — впереди лежащий) — краткий стих из псалма, который чтец или диакон произносит перед чтением из Апостола, Евангелий или Ветхого Завета.

ПРОРОКИ — в библейской истории провозвестники воли Божией; первыми пророками были патриархи: Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей и др. В дальнейшем, начиная с Самуила, пророческий ряд обретает непрерывность и преемственность, а сами пророки становятся также учителями и наставниками в религиозно-нравственной жизни, создавая для этого особые школы и общины и пользуясь авторитетом, зачастую намного превосходящим авторитет светских владык. Книги, составленные некоторыми пророками, вошли в состав ветхозаветного канона: различают книги четырех великих пророков — Исайи, Иеремии, Иезекииля иДаниила, а также двенадцати малых: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Последним из пророков в христианской традиции считается Иоанн Креститель. Иконы, изображающие пророков, составляют четвертый (пророческий) ряд иконостаса русского православного храма.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству"

Книги похожие на "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Е. Гладышева

Е. Гладышева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству"

Отзывы читателей о книге "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.