» » » » Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству


Авторские права

Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству

Здесь можно скачать бесплатно "Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Альманах «Странный мир», год 1991. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
Издательство:
Альманах «Странный мир»
Год:
1991
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству"

Описание и краткое содержание "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству" читать бесплатно онлайн.








СИМВОЛ ВЕРЫ — краткое изложение основных догматов православного вероучения. Состоит из 12 членов, в которых излагаются догматические представления о взаимоотношении лиц Св. Троицы, о воплощении и искупительной жертве, о Страшном Суде, воскресении мертвых и жизни вечной, а также о крещении и христианской церкви. Первоначально произносился при принятии св. крещения и формулировался по-разному в различных древнехристианских церквях. После официального принятия христианства, для достижения единства в вероисповедании и в целях борьбы с ересями был составлен единый Символ Веры, утвержденный на I Никейском (первые 7 частей) и II Константинопольском (последующие 5) Вселенских соборах. Символ Веры включен в чинопоследование Божественной литургии — он исполняется всеми собравшимися в храме в самом начале литургии верных, на которой присутствуют только принявшие св. крещение. Римско-католическая церковь внесла добавление в 9й член Символа Веры, согласно которому Дух Святой исходит и от Бога-Отца, и от Бога-Сына (см. Филиокве). Икона, символически иллюстрирующая текст Символа Веры, известна в русской иконописи, начиная с середины XVI века.

СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ, преподобный (949-1022 гг.) — византийский богослов и проповедник, один из представителей мистического богословия. Учился в Константинополе, затем поступил на императорскую службу. Принял пострижение в Студийском монастыре, перешел в обитель св. Мамонта, где был избран игуменом и принял священнический сан; впоследствии основал свою собственную обитель. Нравоучительные «Слова» Симеона Нового Богослова раскрывают путь аскетического самоочищения и мистического созерцания, ведущий к познанию Бога и единению с Ним, и во многом предвосхищает учение Григория Паламы (см.). Особую часть его творческого наследия составляют гимны — духовные стихи, в которых запечатлен личный опыт мистического общения с Богом. Память 12 (25) марта.

СИМЕОН СОЛУНСКИЙ (? — ок. 1429 гг.) — византийский богослов и церковный деятель, архиепископ Фессалоникийский с 1406 г. Возглавил оборону Фессалоник от турецкого нашествия (город удалось взять только после его смерти). Известен прежде всего как автор ряда сочинений, в которых подробно раскрываются и символически истолковываются все стороны православного богослужения и церковной жизни, объясняется назначение и смысл различных обрядов и священных предметов. Среди них центральное место занимает фундаментальный труд — «Диалоги о вере, священнодействиях и таинствах церковных».

СИМЕОН СТОЛПНИК, преподобный (356–459 гг.) — подвижник, прославившийся своими аскетическими подвигами; основоположник новой формы аскезы — столпничества. Уроженец Киликии, принял пострижение в одном из сирийских монастырей. Разногласия, возникшие вследствие некоторых аскетических крайностей, вынудили его покинуть монастырь, и некоторое время он провел в полном одиночестве. В 423 г. избирает прославившую его форму подвижничества — уединяется на небольшой каменной площадке на вершине столба (башни) и проводит все свои дни в молитве и проповедях, которые произносит для многочисленных паломников. Прославился многочисленными чудесами. Первое житие Симеона Столпника составлено его учеником Антонием. Память 1(14) сентября.

СИНАКСАРЬ (от греч. — собирать) — внебогослужебные церковные собрания, которые посвящались псалмопению и благочестивому чтению (главным образом, житийной литературе); были широко распространены в раннехристианскую эпоху. Это же название было присвоено особому сборнику, который содержал избранные места из житий святых, расположенные в порядке календарного поминовения, и предназначался для чтения в подобных собраниях.

СИНОДИК (от греч. — собрание) — особая памятная книжка, куда вписываются имена живых и мертвых, поминаемые священником во время богослужения — на литургиях и вселенских панихидах.

СКИНИЯ (греч. — шатер) — древнееврейский переносной храм, созданный по указаниям Бога, которые Моисей получил на горе Синай (Исх XXV, 8-40 — XXVI). Состояла из двух отделений: святилище и святая святых, где находился ковчег завета.

СКРИЖАЛЬ — 1. Каменная доска с высеченным на ней текстом 10 заповедей, полученная Моисеем от Бога на горе Синай (Исх XXIV, 12, XXXIV, 1–4).

2. Четырехугольный плат с изображением креста или иконы в центре; нашивается на архиерейскую мантию у плечь и у подола, символизируя в совокупности Ветхий и Новый Заветы.

СЛУЖЕБНИК — богослужебная книга, которая содержит неизменяемые молитвы ежедневного общественного богослужения, произносимые священником и диаконом. Включает в себя тексты литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста, литургии преждеосвященных даров, а также некоторые другие неизменяемые молитвы. Для удобства богослужения в Служебник могут быть включены фрагменты некоторых других богослужебных книг.

СОБОР АРХАНГЕЛОВ — 1.Общее наименование нескольких праздников, посвященных поминовению небесных сил: Собор архангела Михаила и прочих бесплотных сил — 8 (21) ноября; Собор архангела Гавриила — на следующий день после Благовещения, 26 марта (8 апреля) и др.

2. Икона, представляющая архангелов Михаила и Гавриила (иногда в окружении других небесных сил), которые поддерживают перед собой круглый щиток с изображением Спаса Эммануила (см.). Иконография «Собора архангелов» восходит к античному победному «образу на щите», который несли крылатые богини победы — Ники; в христианском искусстве на щите изображался монограмматический крест, а Ники были отождествлены с ангелами. Впоследствии крест был заменен изображением воплотившегося Христа. Основной догматический смысл композиции «Собор архангелов» — воплощение как победа над смертью, изначально предопределенная Божественным промыслом (отсюда — дополнительная тема предвечного совета небесных сил). Распространение этого изображения связывается также с победой над иконоборцами и восстановлением иконопочитания (843 г.).

СОБОР БОГОМАТЕРИ — 1. Особый праздник, установленный в честь Богоматери и отмечаемый на следующий день после Рождества Христова — 26 декабря (8 января).

2. Икона, иллюстрирующая текст рождественской стихиры, приписываемой Иоанну Дамаскину «Что ти принесем…» Представляет собой символический вариант иконы «Рождество Христово»; в центре располагается Богоматерь с младенцем на троне, а вокруг нее, в соответствии с текстом рождественской стихиры — ангелы, пастухи и волхвы («…каяждо благодарение Тебе приносит: ангели — пение, небеса — звезду, волсви — дары, пастырие — дивление»), а также аллегорические изображения Земли и Пустыни («земля — вертеп, пустыня — ясли»). Предстоятелями от рода человеческого, прославляющего Богоматерь, выступают прославленные гимнографы и отцы церкви. Композиция «Собор Богоматери» складывается в сербском искусстве на рубеже VIII — ХIV вв.; на Руси известна с XIV века.

СОЛОМОН (евр. — мирный, благодатный) — третий и величайший царь израильский и иудейский, правивший в 965–928 гг. до Р.X.; второй сын Давида от Вирсавии, еще при жизни Давида, в обход старших сыновей, ставший его преемником. Ветхозаветная история представляет Соломона величайшим мудрецом всех времен и народов, обладателем эзотерического знания и в то же время — миротворцем и искусным политиком, обеспечившим благоденствие своего народа. Соломон известен также как строитель Иерусалимского храма и автор двух псалмов (LХХI и СХХVI), ветхозаветных книг Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песни Песней, Премудрости Соломоновой и апокрифических «Завета Соломона» и «Псалмов Соломона». Жизнеописание Соломона излагается в библейских книгах: с II Царств, XII, 24 по III Царств, XI и II Пар, I–IХ.

СОФИЯ (греч. — премудрость), Премудрость Божия — в ветхозаветных книгах Притчей Соломоновых, Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова, олицетворение высшей мудрости и творческой любви Бога, Его мироустрояющая воля, источник бытия и орудие творения. Христианская традиция, начиная с апостольских времен, отождествляет Софию с вторым лицом Св. Троицы, Сыном Божиим Иисусом Христом («мы проповедуем… Христа, Божию силу и Божию премудрость» — 1 Кор 1, 24 и др.). В Византийском и древнерусском искусстве известны изображения Софии в виде аллегорической фигуры — как самостоятельные, так и в составе сложных символических композиций на темы Божественного Домостроительства: «Премудрость созда себе дом» (Притч IX, 1) и «София, Премудрость Божия» новгородского извода. Несмотря на то, что первая композиция иллюстрирует определенный текст книги Притчей Соломоновых, а вторая носит абстрактно-догматический характер, и в той и в другой представлены символические образы воплощения, искупительной жертвы, Страшного Суда и грядущего воссоединения человека с Богом — важнейших элементов Божественного Домостроительства, олицетворением которого, в свою очередь, выступает образ Софии. Обе композиции складываются в ХIV–XV вв. Позднесредневековая традиция (начиная с XVII в.) нередко сближает Софию с Богоматерью — отражением такого сближения служит, в частности, т. наз. «киевско-ярославская» икона Софии, Премудрости Божией.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству"

Книги похожие на "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Е. Гладышева

Е. Гладышева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству"

Отзывы читателей о книге "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.