» » » » Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству


Авторские права

Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству

Здесь можно скачать бесплатно "Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Альманах «Странный мир», год 1991. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
Издательство:
Альманах «Странный мир»
Год:
1991
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству"

Описание и краткое содержание "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству" читать бесплатно онлайн.








ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ Пресвятой Богородицы — один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 21 ноября (4 декабря) и установленный в воспоминание о введении трехлетней Девы Марии в Иерусалимский храм и посвящении ее Богу (во исполнение обета, данного по ее рождении). Описание этого события отсутствует в канонических текстах, оно известно из т. н. «Протоевангелия Иакова» и других апокрифических источников. Установлен не ранее VIII века. Праздничные каноны составлены Григорием Никомедийским и Василием Пагариотом. Икона «Введение во храм» входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.

ВЕЛУМ (лат. — парус) — в иконописи ткань (обычно красного цвета), перекинутая в виде полога между двумя архитектурными сооружениями. В некоторых иконах («Рождество Богородицы», «Введение Богородицы во храм», «Благовещение», «Сретение») символизирует собой преобразовательную связь между Ветхим и Новым Заветами. Иконография велума восходит к античности.

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ — см. Вход в Иерусалим.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ — собрание избранных произведений древнееврейской религиозной литературы, создававшееся с XIII по III–II вв. до Р.Х. и составляющее первую часть христианской Библии. Понятие «завет» (договор) восходит к древнейшим иудео-израильским представлениям о договоре между Богом и людьми, причем Бог дарует «избранному народу» обетованную землю, а народ обязывается соблюдать данный Богом закон. Ветхий Завет включает в себя книги исторического содержания, книги пророков, а также назидательные, философские, символико-аллегорические сочинения и собрания молитв (см. Псалтирь). Согласно христианской традиции, Ветхий Завет раскрывает только первый этап откровения Бога в мире, но вместе с тем содержит прообразы всех последующих актов: воплощения, искупительной жертвы и победы над смертью — и событий грядущих: второго пришествия, конца мира, Страшного Суда и т. д. Поэтому ветхозаветные тексты принято толковать не буквально, а в символическом духе. Кроме того, 11 ветхозаветных книг, входящих в состав Библии, не считаются каноническими (Товита, Иудифи, Премудрости, Маккавейские и др.) и рассматриваются только как исторические или назидательные.

ВИФЛЕЕМ (евр. — дом хлеба) — город в Иудее, близ Иерусалима, в котором родился Иисус Христос (Мф II, 1-12, Лк II, 1–7).

ВЛАХЕРНЫ — местность в северо-восточной части Константинополя, вдоль бухты Золотого Рога, где находился один из самых знаменитых на востоке храмов, посвященных Богоматери. Этот храм был основан в 451 году Пульхерией Августой. В 474 году, при императоре Льве Мудром здесь был помещен мафорий (покрывало) Богоматери, привезенный из Святой Земли, а уже с 511 года известны особые службы, посвященные Богоматери и совершавшиеся в этом храме. Именно во Влахернском храме происходили многие чудесные события, демонстрировавшие особое покровительство Богоматери Константинополю (см. Покров Богородицы). Храм был разрушен в XV веке.

ВЛАХЕРНЕТИССА — особый эпитет, присваивавшийся различным изображениям Богоматери, которые по своему происхождению были связаны с Влахернским храмом, т. е. спискам с почитаемых влахернских икон. Кроме того, этот эпитет иногда присваивался изображениям Богоматери-Оранты, поскольку именно такое изображение находилось, вероятно, в абсиде Влахернского храма (см. также Одигитрия).

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА Господня — один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 14(27) сентября и установленный в воспоминание о чудесном обретении голгофского креста св. Еленой в 326 году, во время экспедиции по святым местам. Обретенный крест был вознесен над толпой (воздвигнут) присутствовавшим при этом событии Макарием, епископом Иерусалимским, — откуда и происходит название праздника. Отмечается с IV века. Праздничный канон составлен Козьмой Маюмским. Икона «Воздвижение Креста» входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ — один из двунадесятых христианских праздников, установленный в воспоминание о Вознесении Спасителя во плоти на небо, в присутствии его учеников (Мк XVI, 19, Лк XXIV, 51, Деян I, 4-11) и отмечаемый на сороковой день после Пасхи. Восходит к апостольским временам. Праздничные каноны составлены Иоанном Дамаскиным и Иосифом Песнописцем. Каноническая иконография «Вознесения» складывается уже в IV веке и достаточно точно воспроизводит новозаветный текст (Деян I, 4-11). Исключение составляет лишь изображение Богоматери-Оранты, представляющей собирательный образ новозаветной церкви. Таким образом раскрывается догматический смысл праздника — рождение церкви Христовой, восприемниками которой становятся присутствующие при Вознесении апостолы. Икона «Вознесение» входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.

ВОЛЮТА (лат.) — скульптурное украшение, завиток на капители колонны.

ВОСКРЕСЕНИЕ — важнейший акт земной жизни Христа Спасителя, завершение его земного служения. Акт окончательной победы над смертью, прообразующий грядущее воскресение мертвых и открытие человечеству жизни вечной. Засвидетельствован во всех четырех Евангелиях (Мф XXVIII, Мк XVI, Лк XXIV, Ин ХХ-ХХI). Православный канон (за исключением позднейшего времени) отрицает возможность изображения непостижимой тайны Воскресения. Символической заменой подобного изображения служат, во-первых, «Явление ангела женам-мироносицам», описание которого содержится в канонических Евангелиях (Мф XXVIII, 1–8, Мк XVI, 1–8, Лк XXIV, 1–7) и, во-вторых, «Сошествие во ад», которое, в соответствии с апокрифическим Евангелием от Никодима, последовало сразу же за Воскресением Спасителя — воскресший Христос сошел во ад и извел оттуда ветхозаветных праведников и пророков во главе с Адамом и Евой.

ВОХРЕНИЕ — в иконописи постепенный переход от основного темного тона (санкиря) к более светлым. Достигается последовательным наложением слоев охры с добавлением белил (иногда только белил).

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ — собрания высшего духовенства и представителей поместных христианских церквей, на которых разрабатывались и утверждались основы христианского вероучения, формировались канонические богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции и осуждались ереси. Основные деяния Вселенских соборов:

I Никейский (325 г.) — принятие первой редакции Символа Веры, осуждение арианства, определение времени празднования Пасхи

II Константинопольский (381 г.) — выработка понятий, раскрывающих представление о Троице, уточнение и канонизация Символа Веры, осуждение арианства, савеллианства, макеллианства и др.

III Эфесский (431 г.) — осуждение несторианства и признание Девы Марии Богородицей

IV Халкидонский (451 г.) — осуждение монофизитства и определение понятия о Богочеловеке как о лице Иисуса Христа, единосущного Богу-Отцу

V (II Константинопольский, 553 г.) и VI (III Константинопольский, 680–681 гг.) — осуждение различных ересей

VII (II Никейский, 787 г.) — осуждение иконоборчества и утверждение правила о почитании икон и креста.

После разделения церквей (1054 г.) общехристианские соборы не проводились, хотя католическая церковь и называет вселенскими созываемые ею соборы.

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ — одна из основных форм христианского богослужения; совокупность молитв и священных действий, включающая в себя чинопоследование великой вечерни, литии (см.) с благословением хлебов, утрени и первого часа. Согласно свидетельству св. Василия Великого всенощные бдения совершались уже в раннехристианские времена — под воскресные дни и накануне некоторых праздников. Чин всенощного бдения символически воспроизводит основные события священной истории Ветхого Завета (вечерня) и Нового Завета (утреня).

ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ (Богоматерь Всех Скорбящих Радость) — наименование чудотворной иконы Богоматери. Помимо изображения Богоматери — самостоятельно или перед Христом — включает в себя изображения людей, обуреваемых недугами и скорбями, и ангелов, совершающих благодеяния от имени Богоматери. Согласно церковному преданию обретена в 1643 году. Память 24 октября (6 ноября).

ВХОД В ИЕРУСАЛИМ — один из двунадесятых христианских праздников, установленный в воспоминание о прибытии Христа в Иерусалим перед своей мученической кончиной и воскресением (Мф XXI, 1-11, Мк XI, 1-10, Лк XIX, 29–38, Ин XII, 12–15). Отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой. Другое название праздника — неделя Ваий (т. е. пальмовых ветвей), поскольку, согласно евангельским свидетельствам, жители Иерусалима вышли навстречу Иисусу с пальмовыми ветвями. В церковном ритуале, сложившемся в России, роль пальмовых ветвей играет верба; отсюда — Вербное воскресенье. Установлен с III века. Праздничный канон составлен Козьмой Маюмским. Икона «Вход в Иерусалим» входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству"

Книги похожие на "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Е. Гладышева

Е. Гладышева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству"

Отзывы читателей о книге "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.