» » » » Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству


Авторские права

Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству

Здесь можно скачать бесплатно "Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Альманах «Странный мир», год 1991. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
Издательство:
Альманах «Странный мир»
Год:
1991
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству"

Описание и краткое содержание "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству" читать бесплатно онлайн.








ЕВХАРИСТИЯ (греч. — благодарение) — одно из семи таинств православной церкви; причащение присуствующих на литургии хлебом и вином (Святыми Дарами), приготовленными и освященными во время литургии. Совершается в воспоминание о последней трапезе Христа со своими учениками (см. Тайная вечеря), во время которой он преломил хлеб и раздал вино, чудесным образом претворившиеся в плоть и кровь Сына Божия (Мф XXVI, 17–35, Мк XIV, 12–31, Лк XXII, 17–38). Таинство причащения, учрежденное самим Христом, прообразует крестную жертву Спасителя и делает всех участвующих в нем причастниками тела Христова, т. е. христианской церкви. Изображение сцены евхаристии (причащения апостолов) широко распространяется в Х-ХI веках и помещается обычно в абсиде православных храмов, т. е. там, где собственно происходит христианское богослужение. Включает в себя две группы апостолов (по шесть), возглавляемые соответственно Петром и Павлом, и одно или два изображения Христа — причащающего вином, а также изображения прислуживающих ангелов.

ЕКТЕНИЯ (греч. — распространение) — ряд молитвенных прошений, входящий в православное богослужение и обнимающий все существенные нужды и потребности христианской церкви. Главные виды ектений: великая, малая, сугубая и просительная. Первые две (соответственно — 11 прошений и 2 прошения) называются также мирными, поскольку провозглашаются диаконом (или священником) после возгласа «Миром Господу помолимся» на литургии и вседневной вечере. Изложения текста ектений встречаются в сочинениях церковных писателей, начиная с IV века.

ЕЛЕОН — гора к северо-востоку от Иерусалима, отделенная от него рекой Кедрон, где происходили многие ветхозаветные и, в особенности, новозаветные события. На склонах Елеонской горы располагались дом Лазаря и Гефсиманский сад; с нее спускался Христос во время Входа в Иерусалим, там произошло Вознесение Господне.

ЕЛЕУСА (греч. — милостивая) — особый эпитет, присваивавшийся различным изображениями Богоматери (см. Гликофилуса).

ЕНОХ — седьмой ветхозаветный патриарх после Адама; за свою праведность был взят живым на небо (Быт V, 2-24). Согласно апокрифической книге Еноха, он был призван Господом для суда над падшими ангелами. До Воскресения Христова Енох и Илия, также взятый живым на небо, были единственными людьми, пребывавшими в Царствии Небесном — это нашло свое отражение в некоторых изображениях Страшного Суда.

ЕПИТРАХИЛЬ (греч. — нашейник) — знак священного сана; одежда, плотно обхватывающая шею сзади, а спереди — свободно спускающаяся через грудь книзу. Происходит от ораря раннехристианских священников, спускавшегося с плеч двумя концами.

ЕФРЕМ СИРИН, преподобный (нач. IV в. — 373 г.) — подвижник и проповедник. Происходил из города Низибия в Месопотамии. Вел подвижническую жизнь в окрестностях родного города под руководством отшельника Иакова Низибийского, а затем — в пещере близ Эдессы, где проповедовал и обращал язычников в христианство. Незадолго до смерти был рукоположен в диаконы Василием Великим, отказался от епископского сана. Автор ряда богословских и нравоучительских сочинений, а также молитвенных песнопений. Среди его наследия особой популярностью пользовалась группа произведений эсхатологического характера — слова о Страшном Суде, конце мира, пришествии Антихриста и пр., которые, наряду с текстами Св. Писания, были использованы в иконографии «Страшного Суда». Память 28 января (10 февраля).


Ж


ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ — по свидетельству первых трех Евангелий, галилейские жены, приготовившие миро (благовония и умащения) для погребения распятого Иисуса Христа; первыми получили благовестие о Воскресении Христовом от ангела, явившегося им у Гроба Господня (Мф XXVIII, 5–8, Мк XVI, 1–8, Лк XXIV, 2–4) (см. также Воскресение). Память 8 (21) апреля.

ЖЕРТВЕННИК — особое помещение в северной части алтаря православного храма, где во время литургии на специальном четырехугольном столе приготавливаются для Евхаристии Святые Дары, т. е. совершается проскомидия.

ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК (Богоматерь Живоносный Источник) — наименование чудотворной иконы Богоматери, происходившей из храма, основанного, по преданию, в 450 году византийским императором Львом Мудрым. Храм был основан близ целебного источника, местонахождение которого было чудесным образом указано Богоматерью. Икона «Богоматерь — Живоносный источник» представляет Богоматерь с младенцем по пояс в небольшом бассейне, круглом или овальном, к которому со всех сторон припадают страждущие и жаждущие исцеления. Помимо иллюстрации предания, это изображение имеет и догматический смысл — Богоматерь, родившая Спасителя, есть источник жизни вечной (этот смысл раскрывается в некоторых богослужебных текстах). В позднесредневековом искусстве образ «Живоносного источника» получает прежде всего назидательно-аллегорическое толкование. Память 5(18) апреля.


З


ЗЕРЦАЛО — в византийской и древнерусской живописи изображение прозрачной сферы в руках архангела; символ предначертания, предвидения, переданного архангелу Богом.

ЗНАМЕНИЕ (Богоматерь Знамение) — широко распространенный тип изображения Богоматери, основанный на важнейшем из пророчеств Исайи, неоднократно приводимое в новозаветных текстах (Ис VII, 14) — «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил». Представляет Богоматерь с поднятыми и раскинутыми в стороны руками (Оранту), несущую на груди изображение Христа-Эммануила (обычно в круглом медальоне). Центральная тема этого изображения — воплощение Сына Божьего в человеческом образе; кроме того, оно имеет дополнительный литургический смысл (см. панагия). Изображения Богоматери Знамение получают широкое распространение в ХI-ХII вв. — как в византийском, так и в древнерусском искусстве. Однако само наименование «Знамение» известно только на русской почве и связано, очевидно, с текстом ветхозаветного пророчества Исайи («Господь даст вам знамение…»). Во всех остальных местах подобным изображениям присваивались самые разнообразные эпитеты, заимствованные главным образом из молитвенных песнопений в честь Богоматери. Из икон этого типа особую известность приобрела на Руси икона Богоматерь Знамение Новгородская, оказавшая чудесную помощь новгородцам во времена их битвы с суздальцами в 1169 году. Память 27 ноября (10 декабря).



И


ИАКОВ (Израиль) — ветхозаветный патриарх, внук Авраама, сын Исаака и Ревекки, родоначальник двенадцати родоплеменных союзов, составлявших еврейский народ (см. Двенадцать колен Израиля). Жизнеописание Иакова изложено в ветхозаветной Книге Бытия (Быт XXV, 16 — ХLIХ, 33). Христианская традиция придает особое символическое значение двум событиям из жизни Иакова: борьбе Иакова с ангелом (Быт XXXII, 24–32) и видению лествицы (Быт XXVIII, 10–17); оба они понимаются как ветхозаветные образы Боговоплощения, раскрывающие различные его аспекты. Через борьбу с ангелом Иаков как бы преображается (это находит свое отражение в перемене имени: Иаков — Израиль), прообразуя таким образом грядущее обновление твари. Что же касается видения лествицы с движущимися по ней вверх и вниз ангелами, то оно знаменует собой восстановление связи Неба и земли, утраченной в результате грехопадения и вновь обретенной через вочеловечение Сына Божия; сама лествица при этом символизирует Богоматерь — «Радуйся лествице небесная, ею же сниде Бог» — (Акафист Богоматери, икос 2). Изображение видения Иакова встречается в византийском и древнерусском искусстве довольно часто — обычно в сочетании с другими ветхозаветными прообразами воплощения (например, в иконе «Неопалимая Купина»).

ИЕЗЕКИИЛЬ (евр. — Бог укрепляет) — третий из четырех великих пророков Израиля, живший во времена вавилонского пленения, после разрушения Иерусалима (587 г. до Р.Х.). Библейская книга пророка Иезекииля содержит описание его призвания — т. наз. «Видение Иезекииля» (Иез I–III, 15), пророчество о разрушении Иерусалима (Иез IV–XXV) и о других проявлениях гнева Божия, прообразующие конец мира и наступление Страшного Суда (Иез ХIХ-ХХХII). Наконец, в заключительной части книги Иезекииль описывает грядущее восстановление Израиля и строительство Нового Иерусалима и иерусалимского храма (Иез ХХХIII-ХLVIII). Это описание перекликается по смыслу с заключительной частью Апокалипсиса (Откр XXI–XX) и воспринимается в христианской традиции как пророчество о воскресении мертвых и торжестве праведников в Царствии Божием — Небесном Иерусалиме. Видение «подобия славы Господней» в виде радужного пламени, окруженного тетраморфами (существа с четырьмя лицами: человека, льва, тельца и орла) и огненными колесами, полными глаз (престолами), нашло свое отражение в христианском искусстве; в частности, оно послужило одним из источников для иконографии «Спасав силах» (см.). Кроме того, заключительная часть книги Иезекииля содержит также один из ветхозаветных прообразов воплощения — т. наз. «Врата Иезекииля», символизирующие непорочное зачатие и чудесное рождение Христа («…Ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены» — Иез ХLIV, 2). Изображения «Врат Иезекииля» обычно сочетаются с другими ветхозаветными прообразами воплощения. Память 21 июля (3 августа).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству"

Книги похожие на "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Е. Гладышева

Е. Гладышева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству"

Отзывы читателей о книге "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.