» » » » Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству


Авторские права

Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству

Здесь можно скачать бесплатно "Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Альманах «Странный мир», год 1991. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
Издательство:
Альманах «Странный мир»
Год:
1991
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству"

Описание и краткое содержание "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству" читать бесплатно онлайн.








ИСИХАЗМ (греч. — безмолвничество) — мистико-аскетическое течение в византийском и древнерусском монашестве; учение о пути единения с Богом через очищение человека и сосредоточение всех его душевных и духовных сил. Сформировалось уже в ранневизантийскую эпоху (IV–IХ вв.) в египетских и синайских монастырях, а затем получило широчайшее распространение на Афоне. В первой половине XIV века основные теоретические положения исихазма были обоснованы в сочинениях Григория Синаита, Николая Кавасилы и, в особенности, Григория Паламы (см.) — создателя фундаментального учения о сообщаемости Божественных энергий, которое имело чрезвычайное значение для аскетической практики. К последователям исихазма на Руси принадлежали Сергей Радонежский, Нил Сорский и другие подвижники.


К


КАДИЛО — металлическая чаша на цепочках, в которую на раскаленные угли кладут ладан; во время богослужения кадило раскачивают и встряхивают, распространяя благовония.

КАНОН (греч. — норма, правило) — 1. Совокупность правил, предопределяющих форму и содержание средневекового искусства; знак-модель умонепостигаемого духовного мира, т. е. конкретная реализация принципа несходного подобия (образа). На практическом уровне канон выступает как структурная модель художественного произведения, как принцип конструирования известного множества произведений в данную эпоху.

2. Особый жанр богослужебных песнопений. Состоит из девяти песен. Структура канона предполагает соотнесенность каждой их песен по образу и словесному составу с одним из событий библейской истории: 1) благодарственная песнь Моисея и Мариам после перехода через Чермное море (Исх XV, 1-19); 2) обличительная песнь Моисея, предостерегающая от идолопоклонства (Втор XXXII, 1-44); 3) благодарственная песнь Анны, матери пророка Самуила (1 Цар II, 1-11); 4) песнь Аввакума о воплощении (Авв III); 5) песнь Исайи о воплощении (Ис XXVI); 6) молитва пророка Ионы (Иона II,3-10); 7–8) молитва трех отроков в пещи огненной (Дан III, 26–45); 9) благодарственная песнь Богородицы по получении ею благовестия о рождестве Иисуса Христа (Лк 1, 46–55). Большинство богослужебных канонов были составлены Андреем Критским, Иоанном Дамаскиным и Козьмой Маюмским. Исполняется канон на утрене, полунощнице, повечерии и молебнах.

3. Постановление вселенских соборов об основах вероучения и церковной жизни.

4. Совокупность канонических книг Ветхого (22) и Нового Заветов (27).

КАФИЗМА (греч. — пение сидальное) — общее название разделов Псалтири (см.), на которые она подразделяется для удобства при ее богослужебном использовании; всего их двадцать. Порядок чтения кафизм указан в Типиконе и других богослужебных книгах. При чтении кафизм присутствующим в церкви дозволяется сидеть (ср. Акафист).

КИВОРИЙ (греч.) — сень над престолом, поддерживаемая колоннами; к киворию крепились завесы, закрывавшие престол в промежутках между службами. Появляется в IV–VI вв. В иконописи изображение кивория символизирует алтарь.

КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (?-444 г.) — святитель, один из отцов церкви, богослов и толкователь Св. Писания, создатель ортодоксального учения о Богочеловеке (см.). Представитель александрийской богословной школы; с 412 г. — архиепископ Александрийский. С 428 г. боролся против ереси Нестория, тогдашнего архиепископа Константинопольского. Участник III Вселенского (Эфесского) собора, осудившего ересь Нестория и утвердившего почитание Девы Марии Богородицей (431 г.). Автор многочисленных полемических сочинений против Нестория, в которых утверждалось нераздельное соединение природ в Христе, начиная с момента Его рождения в мир; в этих сочинениях был введен термин «ипостасное единство». Кириллу Александрийскому принадлежат также толкования на ряд ветхозаветных книг, собрание трактатов о Троице — «Тезаврос» и апологетическое сочинение, осуждавшее «Речи против христиан» Юлиана Отступника. Память 18 (31) января.

КИНОВАРЬ — сернистая ртуть, краска ярко-красного цвета, применяемая в иконописи.

КИОТ (греч. — ковчег) — деревянный украшенный шкафчик (часто створчатый) или остекленный ящик для икон.

КЛАВ (греч.) — нашивное украшение в виде вертикальных полос, идущих от плеч до нижнего края одежды.

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ, Тит Флавий (ок. 150 — ок. 215 гг.) — один из отцов церкви, богослов, апологет христианского вероучения. Изучал античную философию в Афинах и в Александрии, затем обратился в христианство. С 190 г. — главный наставник александрийского огласительного училища — в сане пресвитера; в 202 г. во время гонений Септимия Севера удаляется в Каппадокию. В своих фундаментальных апологетических сочинениях «Увещевание язычников», «Наставник» и «Строматы» (греч. — смесь, разное) Климент Александрийский соединяет основные понятия христианского вероучения с элементами неоплатонической и стоической философии; к их числу относится прежде всего учение о Логосе — творческой энергии Бога, источнике откровений в Ветхом Завете в эллинистической философии, который отожествлялся с Христом. Полемизируя с другими апологетами, противопоставлявшими филосовскому знанию абсолютную веру, и с гностиками, мистифицировавшими «высшее знание», открытое только избранным, Климент вырабатывает компромиссную позицию, которая впоследствии будет положена в основу христианской гносеологии (наука о познании). Согласно Клименту, вера — необходимый источник и достаточное условие спасения и в то же время — фундамент познания Бога как бесконечного процесса уподобления Ему; таким образом, Климент постулирует единство веры и знания.

КОВЧЕГ — в иконописи углубленное среднее поле иконной доски.

КОНДАК (греч. — палочка, вокруг которой наматывался пергаментный свиток) — особый жанр ранневизантийской церковной гимнографии, широко распространенный в V–VI веках; состоял, как правило, из 24 икосов. Автором большинства кондаков считается св. Роман Сладкопевец. Начиная с VII века, кондак как основная форма богослужебных песнопений вытесняется каноном; с этого времени кондаком называется краткое молитвенное песнопение, входящее в состав акафиста или канона и, возможно, представляющее собой какой-либо фрагмент прежнего кондака.

КОНСТАНТИН И ЕЛЕНА — христианские святые, способствовавшие распространению и утверждению христианства в Римской империи. Константин (274–337 гг.) был провозглашен римским императором в 306 году; с 325 г. после многочисленных войн восстановил единоличное управление Римской империей. Перенес столицу в Константинополь. В 313 году в Милане им был издан особый эдикт о веротерпимости, означавший официальное признание христианства и прекращение гонений; за ним последовал ряд законов, способствовавших возвышению христиан и упрочению их положения. Председательствовал на 1 Вселенском (Никейском) соборе (325 г.). Перед смертью принял св. крещение. Христианские историки особо выделяют т. наз. «видение Константина»: перед одной из решающих битв с его противником в борьбе за власть Максенцием в небе появился несомый ангелами крест с монограммой Христа и надписью «Сим победиши»; это видение послужило основой для возникновения разнообразных композиций на тему «Прославление Креста». Мать Константина Елена (248–327 гг.), приняв крещение, много делала для распространения христианства. В 326 г. совершила паломничество в Святую Землю, где, согласно преданию, обрела крест, на котором был распят Иисус Христос (см. Воздвижение Креста). Память Константина и Елены 21 мая (3 июня).

КОРПУСНОЕ ПИСЬМО — в иконописи особый технический прием, когда краски накладываются плотными, непрозрачными слоями.

КРЕСТОВО-КУПОЛЬНАЯ СИСТЕМА — архитектурная система (композиция), при которой к подкупольному квадрату в центре храма обращены четыре цилиндрических свода, образующие в плане крестообразную структуру (таким образом купол оказывается над перекрестьем двух взаимно перпендикулярных осей храма). Сформировалась полностью уже к V веку (церковь св. Давида в Салониках, Греция); получила широчайшее распространение в византийской и древнерусской архитектуре, начиная с IX–XI вв.

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ — см. Богоявление.

КТИТОР (греч. — строитель) — человек, предоставивший необходимые средства для сооружения храма или его ремонта, а также для снабжения его необходимыми принадлежностями и украшениями (в том числе и для украшения храма росписями).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству"

Книги похожие на "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Е. Гладышева

Е. Гладышева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству"

Отзывы читателей о книге "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.