» » » » Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству


Авторские права

Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству

Здесь можно скачать бесплатно "Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Альманах «Странный мир», год 1991. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
Издательство:
Альманах «Странный мир»
Год:
1991
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству"

Описание и краткое содержание "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству" читать бесплатно онлайн.








Н


НЕДРЕМАННОЕ ОКО (Спас Недреманное Око) — символический тип изображения Христа, сложившийся на основе некоторых ветхозаветных пророчеств, в которых Христос сравнивается со львом (Быт ХLIХ, 8–9, Откр V, 5 и др.). Средневековое естествознание приписывало льву ряд фантастических свойств (оживление львят львицей на третий день после рождения, сон с открытыми глазами и др.), которые в свою очередь получали сложное символическое истолкование — в них видели прообраз смерти и Воскресения Христа. В частности, сон с открытыми глазами — это смерть человека, не могущая никак отразиться на Боге («плотию уснул, яко мертв, а не Божеством»- Азбуковник XVII в.). Все эти представления находят отражение в иконе, где представлены юный Христос на ложе, склонившаяся над ним Богоматерь и ангелы с орудиями страстей (орудия страстей раскрывают истинный смысл сна, в котором пребывает Христос — это сон смерти). Наконец, образ недремлющего Христа-Льва (Пс СХХ, 2–4) имеет и более конкретное значение — постоянной заботы Бога о человеке. Описанный сюжет появляется в византийском и древнерусском искусстве на рубеже XIV–XV вв.

НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА — 1. Горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Хорив (Исх III, 2); важнейший ветхозаветный прообраз Богоматери, непорочно зачавшей и родившей Сына Божия Иисуса Христа.

2. Наименование чудотворной иконы Богоматери, символически раскрывающей сразу несколько аспектов ее почитания и составленной на основе важнейших ветхозаветных прообразов воплощения Христа. В центре иконы располагается изображение Богоматери с младенцем, которая, как правило, держит в своих руках ряд символических атрибутов, связанных с ветхозаветными пророчествами: Гору из пророчества Даниила, Лествицу Иакова, Врата Иезекииля и т. п. Это изображение заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырехугольниками — зеленым и красным (естественный цвет Купины и цвет объявшего ее пламени). Вокруг него, в свою очередь, располагаются изображения четырех ветхозаветных сюжетов: Моисей перед Купиной, Лествица Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иесеево. Другая тема иконы — служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы — их изображения располагаются в лучах восьмиконечной звезды; среди них — архангелы и безымянные ангелы — олицетворения стихий, известные из Толковой Палеи, книги Еноха и других апокрифических сочинений. В целом эта тема нашла свое отражение во многих богослужебных текстах, откуда, очевидно, и была заимствована (ср. напр. «Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу» — Акафист Богоматери, кондак IX и др.). Предание, повествующее о чудесах, совершенных иконой, не сохранило истории ее обретения; в русской иконописи она известна с середины XVI в. Память 4 (17) сентября.

НЕРУШИМАЯ СТЕНА — особый эпитет, присваивавшийся, как правило, изображениям Богоматери Оранты (см.); заимствован из Акафиста Богоматери («Радуйся, царствия нерушимая стено» — икос XII).

НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ (260?- 343? гг.) — святитель, архиепископ Миры Ликийской, прославившийся многочисленными чудесами при жизни и после смерти. Христианская традиция относит его служение ко времени римских императоров Диоклетиана и Константина. Участник (?) 1 Вселенского (Никейского) собора (325 г.). Самое раннее житие его, составленное Симеоном Метафрастом (IX в.), содержит главным образом описания совершенных им чудес. Св. Николай традиционно почитается как заступник «сирых и убогих», покровитель плавающих и путешествующих, а также сельского хозяйства. Образ святого часто фигурирует в народных легендах и преданиях. Память св. Николая Чудотворца православная церковь отмечает дважды: 6 (19) декабря — преставление и 9 (22) мая — перенесение мощей святого из Миры в итальянский город Бари.

НИКОН (1605–1681) — шестой патриарх Московский и Всея Руси. Принял пострижение в Анзерском скиту на Белом море, с 1643 г. — игумен Кожеозерского монастыря (близ Каргополя), с 1646 г. — архимандрит московского Новоспасского монастыря. Митрополит Новгородский с 1648 г., в 1652 г., по рекомендации Алексея Михайловича, был избран патриархом. Инициатор богослужебной реформы (исправление богослужебных книг и икон по греческим образцам, некоторые изменения в обрядах, введение регулярной церковной проповеди и т. п.), вызвавшей к жизни движение за сохранение старых обрядов, которое привело к церковному расколу. Был сторонником усиления патриаршей власти и ее превосходства над властью светской, что и стало в конце концов причиной конфликта с царем (первоначально Алексей Михайлович оказывал Никону значительную поддержку). Был низложен в 1666 г. и сослан в Ферапонтов, а затем в Кириллов-Белозерский монастырь. В 1681 г. возвращен из ссылки, скончался на пути в Ярославль.

НИЛ СОРСКИЙ, преподобный (1433–1508 гг.) — русский святой, подвижник и проповедник. Принял пострижение в Кирилловом-Белозерском монастыре. Совершил паломничество в Святую Землю, в Константинополь и на Афон; основал свой собственный скит на р. Соре, близ Кириллова-Белозерского монастыря. Занимался переписыванием и редактированием агиографических сочинений. Участник соборов 1490 и 1503 годов — на последнем выступил с резкой критикой монастырского землевладения и других форм собственности, расценивал их как препятствие на пути аскетического самоуглубления и сосредоточения. Позиция Нила Сорского шла вразрез с общепринятой точкой зрения, что породило впоследствии особое религиозное движение «нестяжателей», вступивших в полемику с последователями Иосифа Волоцкого (см.). Нилу Сорскому принадлежит ряд посланий, а также «Предания ученикам» и монастырский общежительный «Устав», в котором излагаются правила аскетической жизни, причем акцент делается прежде всего на духовной стороне аскезы и технике «умной молитвы». Развивал мистико-аскетические традиции византийского общества на русской почве (см. Исихазм). Память 7 (20) мая.

НИМБ (лат. — облако, туча) — условное обозначение сияния вокруг головы в изображениях Христа, Богоматери, святых и т. д. Известен в античности, начиная с эпохи эллинизма; с IV века распространяется в христианском искусстве. Нимб бывает разной формы (круглый, треугольный, шестиугольный и т. д.) и разного цвета. Круглый нимб с вписанным в него крестом (т. наз. «кресчатый нимб») — важнейший атрибут, который присваивается только историческим и символическим изображениям Христа.

НОВЫЙ ЗАВЕТ — часть Библии, излагающая жизнеописание Иисуса Христа, а также содержание его проповедей и др. основы христианского вероучения; название выражает идею нового договора, завета между Богом и людьми — в противоположность первоначальному Ветхому Завету (см.). Включает в себя 27 книг: четыре Евангелия, Деяния апостолов, 21 послание апостолов (из них 14 принадлежат апостолу Павлу) и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Состав канонических книг Нового Завета был определен в 363 г. на Лаодикейском соборе и окончательно подтвержден VI Вселенским (III Константинопольским) собором (680–681 гг.).

НОМОКАНОН (греч. — закон-правило) — византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся церкви, составленные в VI–VII веках и впоследствии дополненные. Одна из редакций «Номоканона» была положена в основу древнерусской «Кормчей книги» (XIII в.) — основного руководства по православному церковному праву в России.


О


О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ — особое песнопение, составленное в честь Богоматери, текст которого включен в Октоих (см.); используется как задостойник в литургии Василия Великого (вместо песнопения «Достойно есть» в литургии Иоанна Златоуста). Одноименная икона иллюстрирует прежде всего начальные строки песнопения: «О тебе радуется обрадованная вся тварь, архангельский собор и человеческий род, освященная церковь, раю словесный…» — и представляет Богоматерь с младенцем на престоле, в окружении божественной славы; за нею — собор ангелов и храм, расположенный на фоне райского сада. У подножия престола Иоанн Дамаскин — автор «Октоиха», протягивающий текст своей молитвы Богородице; под ним изображены все чины святости: праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, мученицы итд. — в соответствии с текстом тайной ходатайственной молитвы, которую произносит в алтаре священник, в то время как хор исполняет песнопение. Венчает композицию полукруг неба — как правило, с изображением небесных ангельских сил («…чрево твое пространнее небес соделала…»). Икона «О тебе радуется» появляется в русской живописи в конце XV — нач. XVI вв.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству"

Книги похожие на "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Е. Гладышева

Е. Гладышева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству"

Отзывы читателей о книге "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.