» » » » Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству


Авторские права

Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству

Здесь можно скачать бесплатно "Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Альманах «Странный мир», год 1991. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
Издательство:
Альманах «Странный мир»
Год:
1991
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству"

Описание и краткое содержание "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству" читать бесплатно онлайн.








ИОАНН ЗЛАТОУСТ (ок. 350–407 гг.) — святитель, один из отцов церкви, выдающийся проповедник и толкователь Св. Писания. Происходил из Антиохии, где и получил первоначальное философское и богословское образование. По окончании учения в течение четырех лет совершал аскетический подвига пустыне, а затем был рукоположен в диаконы (381 г.); с 386 г. — священник, с 397 г. — архиепископ Константинопольский. Красноречивые обличения столичного духовенства и знати в роскоши и суетности создали Иоанну множество врагов, среди которых была также императрица Евдоксия. В 404 году Иоанн Златоуст был изгнан из Константинополя и окончил жизнь в ссылке. До нашего времени сохранилось более 800 проповедей и бесед и множество экзгетических сочинений Иоанна Златоуста. Особое внимание в них уделяется проблемам общественной нравственности — нравоучительные слова Иоанна отличаются поистине энциклопедическим охватом социальных проблем и посвящены вопросам труда, общественного устройства, семьи, воспитания детей; особое внимание уделял вопросу о собственности, которую, в целом, безоговорочно осуждал. Авторитет священства ставил выше светской власти, мечтал о разграничении сфер влияния церкви и государства. Создатель особого чинопоследования Божественной литургии, известного как литургия Иоанна Златоуста. Память 13 (26 ноября) и 21 января (9 февраля) — перенесение мощей.

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ (Иоанн Предтеча) — великий пророк, Предтеча и Креститель, последний в ряду пророков — предвозвестников явления Мессии, предуготовлявший умы и сердца людей к Его приятию. Выступил с эсхатологической вестью и проповедью покаяния («Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» — Мф III, 2). Над теми, кто принимал эту весть, Иоанн Креститель совершал в реке Иордан особое таинство, по которому он имеет свое прозвище — «крещение покаяния для прощения грехов» (Мк I, 4, Лк III, 3). Всенародно свидетельствовал о мессианском сане Христа (Ин 1, 29 и др. — см. Богоявление), выполняя, таким образом, ту роль, которую иудейское предание отводило Илие (отсюда сближение Иоанна с Илией — (Мф XI, 14 и др). История чудесного рождения, служения и мученической кончины Иоанна Крестителя достаточно подробно изложена в канонических Евангелиях. Кроме того, новозаветное толкование (Мф XI, 10, Мк I, 2) относит к Иоанну Крестителю ветхозаветные пророчества «вот, я посылаю ангела моего, и он приготовит путь предо мною» (Малах III, 1) и «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Ис XI, 3); на этих пророчествах основаны изображения Иоанна в ангельском образе, в том числе и позднесредневековая икона «Иоанн Предтеча — ангел пустыни». С памятью Иоанна Предтечи связаны следующие церковные праздники: Зачатие Иоанна Предтечи — 23 сентября (6 октября), Рождество Иоанна Предтечи — 24 июня (7 июля), Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29 августа (11 сентября), Первое и Второе обретение главы Иоанна Предтечи — 24 февраля (9 марта), Третье обретение главы Иоанна Предтечи — 25 мая (7 июня) и Собор Иоанна Предтечи — 7 (20) января.

ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК. преподобный (ок. 525–606 гг.) — христианский святой, отшельник и подвижник. Принял пострижение в Синайской обители, провел в уединении более 40 лет, за несколько лет до смерти был избран игуменом. Автор знаменитого руководства к монашеской жизни «Лествицы райской», в которой рассматривал монашеский подвиг как процесс непрерывного и сложного восхождения по лестнице духовного очищения и самосовершенствования и давал аллегорические описания различных стадий на этом пути. Сочинение Иоанна Лествичника пользовалось огромной популярностью среди византийского и русского монашества. Память 30 марта (12 апреля).

ИОНА — ветхозаветный пророк из числа 12 малых, живший, предположительно, в IX–VIII вв. до Р.Х. Библейская книга Ионы повествует об отослании пророка в ассирийский город Ниневию с проповедью покаяния. Иона однако уклоняется от этого поручения и бежит от гнева Божия. Выброшенный в море корабельщиками, Иона, по велению Бога, оказывается проглоченным гигантской рыбой, в чреве которой он остается три дня и три ночи; вняв молитве Ионы, Бог приказывает рыбе извергнуть его на сушу. Согласно новозаветному тексту, Иисус Христос предсказывает свою смерть и воскресение на третий день, уподобляя эти события трехдневному пребыванию Ионы в чреве кита (Мф XII, 39–40); изображения Ионы как одного из ветхозаветных прообразов Христа получили широкое распространение в ранеехристианском искусстве.

ИОРДАН (евр. — спускающийся с Дана /возвышенность/) — главная река Палестины, впадающая в Мертвое море. Неоднократно упоминается в Библии. В окрестностях Иордана явился с проповедью Иоанн Креститель; здесь, близ Вифавары, произошло Крещение Господне (см. Богоявление).

ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ, преподобный (1439/1440 — 1515 гг.) — русский святой, богослов и проповедник, выдающийся публицист и церковный деятель. Принял пострижение в 1459 году в обители Пафнутия Боровского, в 1479 году основал новую обитель близ Волоколамска. Создатель нового общежительского устава, принципиально изменившего жизнь русского монашества. Неутомимый борец с ересями, автор «Просветителя», направленного против новгородско-московской ереси жидовствующих; добился осуждения и казни ряда еретиков. В своих сочинениях развивал ряд идей, которые были положены в основу особого церковно-политического движения иосифлян, одержавшего полную победу в борьбе с «нестяжателями», последователями Нила Сорского. Среди них — необходимость укрепления церковно-монастырской собственности ради поднятия общественного статуса церкви и специально организованной благотворительности, признание авторитета самодержавной власти и ориентация на политический союз с нею, строгая дисциплина и благочестие в религиозной жизни и в то же самое время — внешняя пышность и великолепие. Наконец, в своем «Послании к иконописцу» (возможно, адресованном Дионисию), Иосиф Волоцкий выделяет понятие внешней красоты и совершенства иконописного изображения как средства религиозного воздействия, подчеркивая вместе с тем назидательно-просветительское значение иконы. Память 9 (22) сентября.

ИПОСТАСЬ (греч. — сущность, основание) — богословское понятие, введенное для разграничения лиц Св. Троицы; по своему происхождению — философский термин, использовавшийся последователями Аристотеля в значении «индивидуальный, реально существующий». Первоначально между богословами не существовало единого мнения относительно употребления этого термина: одни употребляли его в значении «сущности», другие — в значении «лица». После собора 362 года, созванного Афанасием Александрийским специально для разрешения противоречий, понятие «ипостась» стало употребляться только в значении лица Св. Троицы при указании отличительных свойств каждого из трех лиц. В дальнейшем это понятие было окончательно доработано богословами Ново-Никейской лиги — Василием Великим и Григорием Богословом (см. также Троица).

ИРМОЛОГИОН (греч.) — собрание ирмосов; богослужебная книга, которая содержит изменяемые и неизменяемые молитвы, извлеченные из других богослужебных книг и предназначенные для церковного пения.

ИРМОС (греч. — связывающий, соединяющий) — первый стих каждой из девяти песен канона утрени, определяющий своим мелодическим и ритмическим строем пение всех последующих стихов данной песни (тропарей) — последние, в свою очередь, сообразуются с ирмосом в числе стоп и слогов.

ИСАЙЯ (евр. — спасение Господне) — старший из четырех великих пророков Израиля, совершавший свое служение во дни правления иудейских царей Озии, Иофама, Ахаза, Езекии и Манассии, от которого претерпел мученическую кончину (VIII в. до Р.X.). Библейская книга Исайи содержит описание его призвания (Ис VI), обличительные речи, пророчества о судьбе еврейского и других народов и, наконец, знаменитые пророчества о Мессии и множество символических прообразов его явления; среди них наиболее известно пророчество о чудесном рождении Христа, которое приводится в тексте Нового Завета: «се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Ис VII, 14). Память 9 (22) мая.

ИСИХАЗМ (греч. — безмолвничество) — мистико-аскетическое течение в византийском и древнерусском монашестве; учение о пути единения с Богом через очищение человека и сосредоточение всех его душевных и духовных сил. Сформировалось уже в ранневизантийскую эпоху (IV–IХ вв.) в египетских и синайских монастырях, а затем получило широчайшее распространение на Афоне. В первой половине XIV века основные теоретические положения исихазма были обоснованы в сочинениях Григория Синаита, Николая Кавасилы и, в особенности, Григория Паламы (см.) — создателя фундаментального учения о сообщаемости Божественных энергий, которое имело чрезвычайное значение для аскетической практики. К последователям исихазма на Руси принадлежали Сергей Радонежский, Нил Сорский и другие подвижники.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству"

Книги похожие на "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Е. Гладышева

Е. Гладышева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству"

Отзывы читателей о книге "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.