» » » » Вячеслав Волков - Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие


Авторские права

Вячеслав Волков - Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Вячеслав Волков - Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Санкт–Петербургский институт психологии и акмеологии, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Это учебное пособие является одной из наиболее удачных попыток в сжатой форме помочь студентам освоить курс философии и подготовиться к экзамену как в традиционной, так и в тестовой форме.






Схоластика имела два направления: номинализм и реализм. Номиналисты (Росцелин, Дунс Скот и др.) полагали, что общие понятия реально не существуют и являются вторичными. Это лишь названия общих групп предметов. Реалисты (Фома Аквинский и др.), наоборот, утверждали, что общие понятия по отношению к индивидуальным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе.

В XIII веке с философским обоснованием истинности догматов священного писания выступил итальянский схоласт Фома Аквинский (1225–1274). Он выдвинул пять рациональных доказательств бытия Бога.

Его учение, томизм стал официальной доктриной католической церкви. Фома Аквинский, в отличие от Тертуллиана, выдвинул теорию гармонии веры и разума. Вера и разум в томизме направлены к познанию Бога, но делают они это своими путями. Разум опирается на науку, вера — на теологию и философию. Возможность гармонии разума и веры базируется на том факте что Бог открывается человеку двумя путями: естественным — через сотворенный мир, а, следовательно, разум и знание, и сверхъестественным — через откровение а, следовательно, веру и теологию. Следовательно, знание — это область истин очевидных и доказуемых, вера — область истин неочевидных и недоказуемых. Проведя четкое различие между разумом и верой, Фома отделил науку и философию от теологии, обосновал их самостоятельность. Однако эта самостоятельность относительная, т. к. то, что признается ложным в теологии, не может быть истинным в науке. То есть Фома, признав ценность знания и науки, сохранил контроль теологии над философией и наукой. Тема веры и знания была важнейшей в средневековой философии наряду с размышлениями о триаде «Вера-Надежда-Любовь».

Христианские идеи творения, искупления, спасения и Божьего суда имели важные философские последствия.

Во-первых, идея линейной направленности в движении человечества к некой цели, которая исключила любые теории круговращения.

Во-вторых, идея изначального равенства всех людей («нет предо Мною ни эллина, ни иудея»).

В-третьих, идея стадийного общественного развития

В-четвертых, идея общества как совместного бытия людей

Философия эпохи Возрождения.

Ее сущностные черты:

— ориентация не на религию, а главным образом, на светскую жизнь, деятельность человека в этом мире и на искусство;

— антропоцентизм: центральная фигура философии теперь — не Бог, а человек. Бог — начало всех вещей, но центр всего мира — человек;

— появляется культ творческой деятельности, а вместе с ним — идея прометеизма: человек сотворец мира, сотрудник Бога;

— пантеизм («Бог во всем») приходит на смену теизму. Христианский Бог здесь утрачивает свой надприродный характер: он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется;

— общество не продукт божьей воли, а результат деятельности людей. В этих замыслах и деятельности человек не может быть ничем ограничен;

— оптимизм, вера в безграничные возможности человека, новый уровень самосознания (гордость и достоинство, жизнелюбие и свободомыслие, воля и энергия, образованность и высокое отношение к труду);

— гуманизм: человек — существо свободное, он творец самого себя и окружающего мира. Мотивы греховной природы человека ослабляются. Основная ставка делается не на помощь Бога — «благодать», а на собственные силы человека. Гуманизм лежит в основе натурфилософии Возрождения.

В целом же философия эпохи Возрождения с точки зрения ее основной проблематики — это:

пантеистическая философия природы (натурфилософия) (кардинал Николай Кузанский (1401–1464), выдвинувший учение о диалектическом совпадении противоположностей в Боге, способствовавший установлению гелеоцентрической системы и Джордано Бруно (1548–1600));

система социально-философских взглядов, которая развивалась по трем направлениям:

1. Становление идей социальной справедливости и равенства в произведениях Томаса Мора (создателя первой литературной утопии, написанной по-латыни) (1478–1535), Томмазо Кампанеллы (1568–1639) и Томаса Мюнцера (1490–1525). Все они, выступив за уничтожение частной собственности, предложили свои проекты утопического социализма, соответственно, государственного, теократического и антиго сударственного.

2. Создание в трудах (трактат «Государь») Николо Макиавелли (1469–1527) учения о фортуне и учения о государстве, возникающего в силу естественных причин, главным из которых являются материальный интерес и сила и обоснование принципов политического искусства.

3. Разработка систем моральной философии Эразмом Роттердамским (1469–1536), автором работы «Похвала глупости», обосновавшего тезис: «От великого до смешного один шаг» и Мишелем Монтенем (1533–1592).

Философия Нового и Новейшего времени

В XVI–XVIII столетия в Западной Европе проходило становление буржуазного способа производства в его мануфактурной форме. Потребности капитализма привели к росту производства, урбанизации, расширению рынка, а вместе с ним, и к усилению колониальных захватов. Все это обусловило успешное развитие механики, астрономии и математики. В это же время появляются и такие политические формы, как абсолютизм и парламентаризм. Данные обстоятельства оказали серьезное воздействие на развитие европейской философии. Особенности:

1. Господствующим философским направлением стал метафизический механистический материализм, а его главным философским оппонентом — субъективный идеализм.

2. Познание стало центральной проблемой философии. Была поставлена проблема метода научного познания: развиваются философский рационализм, выдвигавший на первый план логические основания науки, утверждавший первенство и независимость знания в познании, и философский эмпиризм, делавший упор на «возникновение» знаний из опыта и наблюдений. К эмпиризму примыкал сенсуализм, который считал, что единственным источником наших знаний являются ощущения.

3. Возрос интерес к человеку как творческому, активному началу, а также к общественным проблемам — к государству, праву, вопросам власти. Это привело к возникновению двух противоположных подходов в понимании общества: «исторического идеализма» и «исторического материализма», тесно переплетенных с механистическим натуралистическим взглядом на общество, как возникшим из естественного состояния.

4. С конца XVII по конец XVIII вв. утверждается философия Просвещения, исходными идеями которой стали культ науки (а, следовательно, Разума) и прогресс человечества.

Представители

Фрэнсис Бэкон (1561–1626) — английский философ, эмпирик, является родоначальником метафизического материализма. В своем главном произведении «Новый Органон» он развил материалистическое понимание природы и дал философское обоснование индуктивного метода познания.

Томас Гоббс (1588–1679) — английский философ, механистический и метафизический материалист, эмпирик. В книге «Левиафан» Т. Гоббс разработал договорную теорию государства и тем самым показал государство не как божественное творение, а как продукт сознания людей.

Ренэ Декарт (1566–1650) в своем произведении «Рассуждение о методе» выступил с обоснованием нового дедуктивного метода познания Кроме того, Р. Декарт полагал, что в мире существуют два независимых. первоначала: духовная («мыслящая») субстанция и материальная («протяженная») субстанция (пространство). Р. Декарт — деист. Деизм полагает, что движение возникает в результате божественного толчка. Первотолчок осуществил Бог и своим действием он сохраняет в материи то самое количество движения и покоя, которое вложил в нее при творении. Опираясь на свой метод, Р. Декарт создал механистическую физиологическую теорию строения нервной системы, а затем и дуалистическое учение о человеке, где тело дерегулирует эмоции, а разум, наоборот, их регулирует. Отсюда родилась неостоическая теория морали, основные постулаты которой сводятся к следующим положениям: свобода человека — это регулирующий эмоции разум; для правильного поведения необходимо познавать истину и действовать в соответствии с ней; к жизни надо относиться как к театру.

Бенедикт Спиноза (1632–1677) считал, что мир вечен и представляет собой единую, неделимую субстанцию — природу, равную Богу. Б. Спиноза — последовательный детерминист. У него все вещи возникают и изменяются под воздействием объективных причин: имманентных (внутренне присущих) для субстанции и внешних — для отдельных модусов. В теории познания Б. Спиноза был рационалистом. Он считал, что существуют две формы познания: чувственное (смутное, неистинное) и рациональное (истинное, ясное). В степени познания людьми необходимости он видел степень их свободы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие"

Книги похожие на "Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Волков

Вячеслав Волков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Волков - Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.