» » » » Вячеслав Волков - Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие


Авторские права

Вячеслав Волков - Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Вячеслав Волков - Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Санкт–Петербургский институт психологии и акмеологии, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Это учебное пособие является одной из наиболее удачных попыток в сжатой форме помочь студентам освоить курс философии и подготовиться к экзамену как в традиционной, так и в тестовой форме.






Экзистенцианизм включает в себя:

• экзистенциальную отнологию М. Xайдеггера с её основным вопросом о смысле бытия;

• экзистенциадьное озарение К. Яспереа, для которого главным вопросом является понимание способа бытия и «осевое время», то есть период, связанный с возникновением великих культур;

• экзистенцианизм Ж.-Б. Сартра, ставящего в центр внимания свободу и ответственность человека;

• экзистенциализм А. Камю, который обосновал бунт, как утверждение свободы человека, выбирающего собственную сущность;

• экзистенцианизм Н. Бердяева и Л. Шестова.

Феноменология (Э. Гуссерль (1859–1938)) — учение, суть которого можно свести к трем главным идеям:

1. Философия не имеет никакого отношения ни к окружающему миру, ни к изучающим его наукам; ее предмет — это исключительно лишь явления (феномены) сознания, рассматриваемые как единственно и непосредственно данное.

2. Эти феномены понимаются не как психологические явления, но как некие абсолютные сущности, имеющие всеобщее значение, независимые от индивидуального сознания, но в тоже время находящиеся только в нем и не обладающие существованием вне его.

3. Указанные сущности познаются не рассудком, но непосредственно переживаются, а затем описываются так, как они созерцаются в акте интуиции

Центральное понятие феноменологии — «интенциональность», то есть такая направленность сознания на объект, при которой порождается предметный мир в его ценностно-смысловом значении по принципу: «нет объекта без субъекта». Основными требованиями феноменологического метода являются:

• феноменологическая редукция — воздержание от любых суждений, относящихся к объективной реальности и выходящих за границы «чистого» субъективного опыта;

• трансцендентальная редукция — рассмотрение самого субъекта познания не как реального, эмпирического, социального и психофизиологического существа, а как «чистого», трансцендентального сознания.

Прагматизм как философское течение возник и сложился в США. Основные принципы этой философии были высказаны Ч. Пирсом (18361914) и развиты в более популярной форме У Джемсом (1841–1910): классическую завершенность они приобрели в теоретических работах Д. Дьюи (1859–1952). Философия, по мнению теоретиков прагматизма, призвана «спуститься с небес» для решения жизненных проблем человека.

Сущность прагматизма может быть выражена очень кратко: человек должен действовать в иррациональном и непознаваемом мире, попытки достигнуть объективной истины бессмысленны, поэтому к научным теориям, социальным идеям, моральным принципам и т. д. следует подходить «инструментально», то есть с точки зрения их выгоды и удобства для достижения наших целей: то, что полезно, что приносит успех, — то и истинно. Таким образом, в философском плане прагматизм приводит к субъективизму и забвению объективных закономерностей.

Неотомизм стал официальной доктриной католической церкви в XX веке, разработанный в трудах Э. Жильсона, Ж. Маритена и других теологов-философов. Неотомизм — это обновленное и приспособленное к современным условиям учение крупнейшего систематизатора средневековой схоластики Фомы Аквинского. Неотомисты развивают идею гармонии разума и веры при примате последней и следующие из этого идеи подчинения философии богословию и теоцентризма. Неотомисты также разрабатывают теорию многомерной, развитой во всех отношениях души, которая только и делает человека настоящим человеком. В лоне неотомизма родилось и теологическое учение о вечных и временных ценностях, направленное на выработку религиозной ценностной альтернативы миру буржуазных утилитарных ценностей.

Преодолением неотомизма в рамках религиозной философии явилось учение Тейяра де Шардена (1881–1955), который обосновывал тезисы эволюционного пантеизма, психоэнергетизма, сверхжизни и сверхчеловека, как итога человеческой эволюции.

Философская герменевтика представляет из себя теорию понимания смысла речи, текстов и других творений человека для последующей интеграции научного знания в практическое сознание людей. Она появилась благодаря теоретическим изысканиям некоторых представителей «философии жизни» (В. Дильтей, В. Шлейермахер), а затем и экзистенциалистов.

Как искусство истолкования текстов герменевтика зародилась в Средние века.

Франкфуртская школа возникла в первой трети XX века. Свое название она получила в связи с тем, что ее основатели (М. Xоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, В. Беньямин и др.) начали свою деятельность в Институте социальных исследований при Университете им. И.В. Гете во Франкфурте — на — Майне. В теоретических воззрениях представителей этой школы произошло сплетение двух философских подходов: «философии жизни» А. Шопенгауэра и Ф. Ницше и диалектики Г. Гегеля, К. Маркса, Г. Лукача.

В 1930-х годах франкфуртская школа выступила с определенной переоценкой философского наследия Г. Гегеля. Его диалектика была воспринята как учение о «тотальном отрицании» и в целом вся гегелевская философия истолковывалась как только «отрицающая», всецело «негативная», созвучная ситуации непримиримости противоречий современной действительности и ее иррациональности. Эта методологическая посылка и легла в основу «критической теории общества». Согласно ее положениям в западной цивилизации овладение внешней природой сопровождалось подчинением внутренней природы человека одномерной усредненной Всеобщности («Мэн»). Из человека вытравлялось все импульсивное и непосредственное и заменялось рациональным и жестким. Всепроникающий принцип господства Всеобщности трансформировался в господство человека над человеком. В итоге субъектом господства выступает всеобщее, которое низводит единичное (человека) до голой функции, формирует не только его сознание, но и бессознательные влечения с помощью культурной индустрии СМИ. Господство изменяет сущность мышления: оно становится инструментом в чужих руках.

Структурализм. В 1960-е годы конкретно-научный структурализм из лингвистики распространился на другие гуманитарные науки и постепенно приобрел философскую форму и значение. Ведущими представителями структурализма являются К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан, Р. Барт. Согласно их воззрениям структура — это не просто устройство объекта, сочетание его частей или элементов доступное непосредственному наблюдению. Структура — это совокупность скрытых отношений, выявляемых «силой абстракции» в ходе движения от явления к сущности. Вычлененная таким образом структура поддается исследованию методами формальной логики и математики. Она открывает возможности дедуктивного построения теории, широких топологических обобщений, использования электронно-вычислительной техники.

Собственно философский структурализм стал складываться тогда, когда возник вопрос о статусе однотипных или даже тождественных структур, выявляемых в различных областях человеческой деятельности. Пытаясь ответить на этот вопрос, К. Леви-Стросс пришел к своеобразному кантианству — «кантианству без трансцендентального субъекта». Если у И. Канта априорные формы чувственности и рассудка накладывались на поступающее извне опытное содержание человеческих знаний, то у К. Леви-Стросса роль этих априорных форм играют бессознательные структуры или иначе — структуры бессознательного.

В философско-идеологическом плане структурализм отвергает исторический подход и саму историю как не подчиненную строгим структурным закономерностям. Отсюда получается, что главные философские противоположности — это структура — человек и структура- история. Тот, кто в этой дилемме выбирает человека и историю, тот против структуры и следовательно, науки. Тот же кто выбирает структуру и науку, должен пожертвовать человеком и историей.

Постмодернизм. В конце XX века большую роль в социальных исследованиях стала играть философия постмодернизма (Ж. Деррида, Ж. Делёз, Ф. Гаттари, У. Эко, Ж. Лакан, Ж. Лиотар, Ж. Бодрийяр, Ю. Кристева, Н. Маньковская, И. Ильин), ставшая маргинальной по отношению к науке, провозглашая индивидуалистический хаос концепций, подходов, типов рефлексии. Постмодернистами декларируется «новая философия», которая в принципе отрицает возможность достоверности и объективности, а такие понятия как «справедливость» или «правота» утрачивают свое значение. Поэтому главное понятие постмодернизма — симулякр, которое означает симулирование кажимости. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делезом хаосмосом, то есть первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие"

Книги похожие на "Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Волков

Вячеслав Волков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Волков - Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.