» » » » Вячеслав Волков - Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие


Авторские права

Вячеслав Волков - Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Вячеслав Волков - Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Санкт–Петербургский институт психологии и акмеологии, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Это учебное пособие является одной из наиболее удачных попыток в сжатой форме помочь студентам освоить курс философии и подготовиться к экзамену как в традиционной, так и в тестовой форме.






Джон Локк (1632–1704). Будучи механистическим материалистом, Д. Локк развил эмпиризм Ф. Бэкона и Т. Гоббса и создал сенсуалистическую теорию познания, согласно которой источником всех знаний является чувственный опыт, который делится на внешний, доставляющий ощущения и определения понятий предметов и внутренний, который дает знания о внутреннем мире человека. Большой вклад внес Д. Локк в политическую теорию. Он стал родоначальником концепции либерализма, которая ставит свободу личности выше общества и государства и закрепляет этот статус правом частной собственности.

Готфрид Лейбниц (1640–1716) — немецкий философ, в своем произведении «Рассуждение о метафизике» выступил против материализма Б. Спинозы и Д. Локка. Вселенная у Г. Лейбница состоит из множества духовных субстанций (монад), излучаемых Богом. Монады имеют двуединую природу: активную (духовную) и пассивную (материальную).

В теории познания Г. Лейбниц рационалист. Источником истин разума является у него абстрактное мышление, но которое может функционировать лишь под воздействием показаний органов чувств. Парадоксом воззрений Г. Лейбница является то, что он к объективному идеализму приходит благодаря своему научному рационализму.

Джордж Беркли (1685–1753) — английский философ, абсолютизировав идеи Г. Локка о чувственном опыте, создал систему субъективного идеализма. Он считал, что внешний мир «есть мое ощущение».

Дэвид Юм (1711–1776) продолжил традицию субъективного идеализма и агностицизма. Он отрицал сам вопрос о существовании объективного мира, поскольку сознание человека не может выйти за пределы субъективных ощущений, а, следовательно, не может и познать мир. Действительность у Д. Юма — это просто поток «впечатлений», причины которых непознаваемы.

В XVIII веке получил широкое распространение французский материализм, развивавшийся по двум направлениям. Первое вело свое происхождение от материалистической физики Р. Декарта (Ж. Ламетри и Д. Дидро), а второе брало свое начало в материалистическом сенсуализме Д. Локка (К. Гельвеций и П. Гольбах). Оба направления объединяли механистический материализм, атомарно-молекулярная физическая картина, сенсуализм, последовательный детерминизм, утилитарный характер этических представлений, идеализм в понимании общественных явлений. Материализм стал основой французского Просвещения, что не помешало, однако деятелям этой эпохи пронизать все свои труды идеей апологии Разума, его светоносной силы, уничтожающей мглу и хаос. Просветители (Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро и др.), как следует из самого слова, заботились о распространении просвещения среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и людьми, утопающими в роскоши. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здравого смысла.

Цивилизация понималась большинством просветителей согласно идеям прогресса как этап, пришедший на смену дикости и варварству. Ж.Ж. Руссо одним из первых обратил внимание на противоречия между культурой и цивилизацией.

Идеи философии Просвещения ярко воплощены в первой в мире «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел», написанной во Франции.

Эпоху Просвещения называют веком философии в истории европейской культуры.

Немецкая классическая философия — это вершина европейской рационалистической философии, она возникла и развивалась под влиянием ряда социальных, политических и духовных факторов в Германии в конце

XVIII — первой половине XIX веков. Представители: И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель.

Главным достоинством этой философской системы стала ее глубокая и всеохватная диалектичность.

Второй особенностью немецкой классической философии является ее идеализм.

Третья особенность — перенесение центра внимания на субъект познания и его взаимодействие с объектом.

Иммануил Кант (1724–1804) родоначальник немецкой классической философии, создал систему трансцендентального критического идеализма. В своих произведениях «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и др. он сосредоточил основные усилия на критическом анализе познавательных способностей человека.

И. Кант признавал объективное существование материальных предметов, но считал их непознаваемыми по своей сущности — «вещами в себе». Познать человек может только явления (феномены) вещей, находящиеся в беспорядке и хаосе, вне времени и пространства. Только человек, познавая, вносит определенный порядок: размещает все явления в пространственные и временные рамки, сообщает им закономерности и причинно-следственные связи. Познание происходит в чувственном опыте, но благодаря априорным (то есть уже данным в уме и независимо от всякого опыта) формам, категориям и идеям. Ступенями познания являются: чувственность, рассудок и разум.

И. Кант выдвинул положение о так называемых антиномиях — противоречиях, в которые впадает разум человека, как только он пытается решать вопросы, выходящие за пределы мира явлений.

И. Кант выдвинул нравственное обоснование бытия Бога и создал учение об общей для всех людей морали. Ее основой является так называемый категорический императив (повеление) — существующий в сознании человеческого рода вечный, неизменный закон и идеал поведения людей, изначально создающий этику долга, которая дает практическую уверенность в свободе морального поступка. Однако вразрез с категорическим императивом И. Кант выдвинул принцип самоценности каждой личности, которая не должна быть приносима в жертву даже во имя блага всего общества.

Иоганн Фихте (1762–1814) — является создателем классической системы диалектического субъективного идеализма, по которой самосознание субъекта первично и активно.

Фридрих Шеллинг (1775–1854) создал свою систему объективного идеализма — философию тождества духа и природы, субъекта и объекта. На его взгляд материя и дух есть состояние одного и того же абсолютного разума. Ф. Шеллинг первым выдвинул диалектическое положение о тезисе, антитезисе и синтезе, как ступенях развития всего сущего.

Георг Гегель (1770–1831) в «Науке Логики» подробно изложил созданный им объективный диалектический идеализм. Исходный пункт его философии — тождество бытия и мышления, где мышление — это не человеческая деятельность, а независимая от человека объективная сущность.

Основой всего сущего Г. Гегель считал развитие абсолютной идеи в виде движения понятий. Вначале абсолютная идея — это «чистое бытие», лишенное любого содержания, то есть «ничто». Но затем «чистое бытие» и «ничто» порождают понятие «становление». «Становление» приводит к возникновению понятия «наличное бытие». В силу внутренней противоречивости абсолютная идея порождает все новые и более богатые по содержанию понятия до полного развертывания своего содержания. В этом процессе она порождает природу и начинает существовать в виде материальных явлений в виде: механических, химических, биологических, а так же человеческого общества.

Главная заслуга Г. Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал обобщающий диалектический анализ всех философских категорий, сформулировал на идеалистической основе три основных закона мышления: закон взаимопроникновения противоположностей; закон взаимоперехода количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания, а так же три принципа анализа действительности: восхождение от абстрактного к конкретному; соответствие исторического и логического; принцип развития.

Людвиг Фейербах (1804–1872) — антропологический материалист, был первым философом, подвергшим критике систему Г. Гегеля. Он показал, что абсолютная идея Гегеля — это не что иное, как человеческий разум, оторванный от человека и превращенный во внеприродное существо, творящее мир из самого себя.

С середины XIX века все определеннее стала возникать потребность в иных, неклассических типах философствования. И вскоре возникают четыре крупные философские школы: марксизм, позитивизм, «философия жизни» и неокантианство.

Марксизм. В своей важнейшей работе «Экономическо-философские рукописи 1844 года» Карл Маркс (1818–1883) выступил в защиту гуманизма, основанного на идее свободной и творческой сущности человека. К. Маркс доказывал, что реализации этой сущности препятствуют различные формы отчуждения (отстранения) человека: от природы, от своей собственной «родовой» сущности, от другого человека, от общества — и как основа всех этих форм — отчуждение труда, базирующееся на частной собственности. Процесс обратный отчуждению К. Маркс назвал процессом присвоения человеком своей подлинной родовой сущности, в ходе которого коренным образом меняется отношение человека к природе и к другим людям.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие"

Книги похожие на "Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Волков

Вячеслав Волков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Волков - Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.