» » » » Андрей Дворннченко - Древнерусское общество и церковь


Авторские права

Андрей Дворннченко - Древнерусское общество и церковь

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Дворннченко - Древнерусское общество и церковь" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Знание, год 1988. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Дворннченко - Древнерусское общество и церковь
Рейтинг:
Название:
Древнерусское общество и церковь
Издательство:
Знание
Жанр:
Год:
1988
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Древнерусское общество и церковь"

Описание и краткое содержание "Древнерусское общество и церковь" читать бесплатно онлайн.



В брошюре на основе древнерусских источников и исторических исследований дается научная трактовка распространения христианства на Руси и взаимоотношений церкви и древнерусского общества, противоположная богословской концепции «христианизации» Руси. Автор показывает, как сплоченный в городские и сельские общины народ определял и экономическую, и политическую деятельность церкви на Руси, контролировал церковную организацию во всех ее звеньях.

Рассчитана на лекторов, пропагандистов, всех интересующихся историей нашей Родины.






Итак, процесс распространения христианства на Руси растянулся на многие десятилетия. Это объясняется тем, что христианство было орудием в руках сил старого отживающего родоплеменного общества. Оно, по замыслам киевской верхушки, должно было сыграть роль тормоза, задержать расползание «сверхсоюза» с центром в Киеве. Вот почему новая религия «огнем и мечом» навязывалась из поднепровской столицы. Но остановить ход исторического развития было невозможно. Христианство и нарождающаяся церковная организация должны были или приспособиться к новым условиям или исчезнуть с исторической сцены. Инстинкт самосохранения толкнул христианскую церковь на первый путь.

«КАК КНЯЗЬ ВСХОЧЕТ И ЛЮДЬЕ…»

Что же представляло собой древнерусское общество в XI–XII вв.? В конце X — начале XI вв. на Руси начинается дофеодальный период, т. е. переходный период от доклассовой формации к классовой, феодальной, период, существование которого на материале стран раннесредневековой Западной Европы убедительно показал выдающийся советский исследователь А. И. Неусыхин. Древнерусский городской строй также перестраивается теперь уже на основе не родо-племенных, а территориальных связей. В результате этой перестройки сформировалась городская волость — система, состоявшая из главного города земли с зависимыми от него пригородами. Городские волости возникли из прежних племенных союзов, отчасти разрушая их. На смену полянам, кривичам, словенам и другим пришли «кияне», «смоляне», «новгородцы» и т. д. Прежний «сверхсоюз» с центром в Киеве распался на большое количество самостоятельных городов-государств, ставших главным средоточием общественно-политической жизни древней Руси. Ядро города-государства XI–XII вв. составлял старейший город — прежнее средоточие союза племен или крупного племени. Старейшим городам подчинялись пригороды, зависимое положение которых отражено в самом названии «пригород». Вполне вероятно, что зависимость пригородов от старших городов была следствием колонизации, освоения периферийных земель, исходивших из колонизационного центра — старшего города, который выступал как своего рода метрополия; она могла быть и фактом простого завоевания, покорения слабого сильным.

Основным органом самоуправления старейшей городской общины было вече — народное собрание всех свободных жителей города. Решению веча — главной городской общины должны были подчиняться жители пригородов. «Новгородцы бо изначала и Смолняне и Кияне и Полочане и вся власти яко на думу на веча сходятся. На что же старейшие сдумають, на том же пригороди стануть». На вече в главном городе сходился и весь сельский люд из окрестных мест. Прибывали сюда и делегаты из пригородов. Полномочия веча были очень широкими, собравшееся на вече «людье» решало самые разнообразные вопросы. Вообще, и на вече и вне его древнерусские люди, т. е. демократическая масса городского и сельского населения, составляли действенную политическую силу. Народ в Древней Руси принимал активное участие как в приглашении князей на княжение, так и в смещении их со «стола». Следует однако иметь в виду, что князь и община в этот период отнюдь не были антагонистами. Князь был необходимым элементом социально-политической структуры древнерусских городов-государств, волостей. Вот почему летописцы так тщательно и с такой тревогой фиксировали все периоды безкняжия. Князья, стремясь установить как можно лучший контакт с городской общиной, широко практиковали устройство пиров и дарений, что способствовало росту их популярности. Древнерусский князь, являясь одним из важнейших звеньев волостной администрации, жил в главном городе земли. В своих ратных делах он опирался на дружину, верхний слой которой составляли бояре. Бояре, служилые люди при князе занимали в то же время важные посты в администрации городской общины, получали в кормление волости. Однако костяк военной мощи каждой городской волости составляла не дружина, а «вой» — волостное ополчение, в которое входили свободные граждане главного города, пригородов и сельской местности. Свободное население было поголовно вооружено и в совокупности составляло «тысячу», в свою очередь состоявшую из сотен — более мелких территориально-административных образований и вместе с тем военных единиц. Главный город не мыслился без «области», «волости», т. е. без пригородов и сел. Город и волость находились в единстве друг с другом, составляя одно территориальное целое. Отсюда понятны названия «Киевская волость», «Черниговская волость», «Смоленская волость» и т. п. Эти волости, т. е. города-государства, имели свои государственные границы: «сумежья», «межи», «рубежи», часто упоминаемые летописью. Древнерусский город был в XI–XII вв. тесно связан с волостью и экономически. Он являлся не только центром ремесла и торговли, но также соединялся с волостью крепкими нитями к в области земледелия. Коллективное и индивидуальное землевладение, расположенное как близко от городя, так и разбросанное по волости, составляло неотъемлемую черту древнерусских городских общин.

Как уже отмечалось, город был тесно связан с волостью в военно-политическом плане. В войске участвовали сельские жители, город служил местом укрытия и убежища на случай военной угрозы для городского и сельского люда. На главный город земли часто возлагалась задача обороны городской волости.

Необходимо также отметить судебную связь главного города с землей. Суд над людьми, жившими в сельской местности, нередко осуществлялся в городе. Административно город был соединен с сельской округой и пригородами. Древнерусская городская община делилась на меньшие общины — самоуправляющиеся концы и сотни. По многочисленным исследованиям установлена непосредственная связь кончанско-сотенного устройства с сельскими областями, включая и административную.

Древнерусский город был культурным и религиозным центром. Здесь обитали сановники церкви, державшие в подчинении низшее волостное духовенство. В главных городах возвышались почитаемые всей волостью храмы, символизировавшие суверенитет местных общин. Волостные города как отдельные государственные образования в силу присущей им суверенности «правили» посольства друг к другу. Кроме того, главные города-государства направляли послов и в зарубежные страны.

Следует иметь в виду, что взаимоотношения городов и пригородов в рамках системы города-государства не оставались неизменными. Между старшими городами и пригородами нередко возникали конфликты. Более того, заметно стремление пригородов к обособлению. Часто это приводило к разложению прежних волостей-государств на новые более мелкие. К такому обособлению, преследующему цель формирования самостоятельных городов-государств, толкала сама социально-политическая организация древнерусского общества с присущей ей непосредственной демократией, выражавшейся в прямом участии народа в деятельности народных вечевых собраний — верховного органа власти города-государства.

Социально-политическая организация древнерусских городов-государств базировалась на соответствующих социально-экономических отношениях. Крупное феодальное землевладение в древней Руси развито не было. Вотчины, использовавшие труд рабов, полусвободных и полузависимых, были островками в море свободного городского и сельского общинного землевладения. Ростки нового феодального уклада тонули в остатках прежней общественно-экономической формации, накладывая, тем не менее, свои штрихи на общую картину социально-экономических отношений, характерную для «дофеодального» переходного периода от одной общественно-экономической формации к другой. Переходному характеру древнерусской экономики вполне соответствовала структура древнерусской семьи. Наиболее распространенными в Киевской Руси были большие семьи вместе с переходными своими формами (неразделенные семьи) при наличии широкого спектра семейных форм от большесемейных союзов до малой семьи. Переходная стадия была свойственна и древнерусской «малой» общине — верви, которая сочетала в себе родственные и соседские связи, элементы общинной и индивидуальной собственности, занимая промежуточное положение между семейной общиной и территориальной, т. е. была сельской общиной, если следовать принятой сейчас в исторической науке классификации общин.

Итак, города-государства XI в. — первой половины XIII в., сменив города — средоточия племен и союзов племен конца IX–X вв., стали основой социально-экономической и политической жизни древней Руси. Как показали сравнительно-исторические исследования, города-государства существовали не только в Древней Руси, но во многих других регионах земли.

В результате исследований, проведенных на историческом факультете Ленинградского университета, было установлено, что между городами-государствами Древней Руси и городами древнегреческого полиса существовало сходство. Для полиса и древнерусского города-государства одинаково были характерны единство города и сельской округи, эффективная форма социально-политической организации — республика. Как у полиса, так и у древнерусского города-государства исходной социальной ячейкой являлась сельская община. Обоим социальным организмам была присуща яркая выраженность общинных форм быта. В Древней Греции и на Руси XI — начала XIII вв. большую роль играло народное собрание. И там, и здесь важное место в народном ополчении принадлежало общинникам-земледельцам. И там, и здесь существовала определенная прослойка аристократического характера, поставлявшая политических лидеров для того или иного города-государства. Наблюдается известное сходство в деятельности Солона и Владимира Мономаха. В Древней Греции более могущественные города подчиняли себе меньшие города. То же мы видим и па Руси, где главный город господствовал над пригородами. Суверенная городская гражданская община, основанная на рабском труде иноплеменников, — так принято определять античный полис. Суверенная городская гражданская община, основанная на труде свободных земледельцев и ремесленников, — так можно определить город-государство на Руси XI — начала XIII вв. Историческую обстановку можно проследить по дальнейшей судьбе городов-государств на Руси. В Северо-Восточной Руси смертельный удар городам-государствам наносит татаро-монгольское нашествие. Здесь на обломках городов-государств постепенно создается Великое княжество Московское — мощное централизованное государство. Великий Новгород преобразуется, сохраняя прежнее обличье: под покровом оболочки древнерусского города-государства накапливаются острые социальные противоречия, которые и приводят к падению самостоятельности этого мощного когда-то северного исполина. Иной была судьба городов-государств Южной и Юго-Западной Руси. В XIV в. они вошли в состав федеративного государства Великого княжества Литовского. Сложившаяся ситуация (федеративное государственное образование) позволила городам-государствам определенное время еще сохранять свой статус и лишь под влиянием развития феодализма они распались, послужив строительным материалом для государства, носившего уже ярко выраженный сословно-классовый характер. Города-государства возникали в переходный период от первобытнообщинного строя к классовому.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Древнерусское общество и церковь"

Книги похожие на "Древнерусское общество и церковь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Дворннченко

Андрей Дворннченко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Дворннченко - Древнерусское общество и церковь"

Отзывы читателей о книге "Древнерусское общество и церковь", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.