Неизвестен Автор - Иудаистские праздники, комментарий
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Иудаистские праздники, комментарий"
Описание и краткое содержание "Иудаистские праздники, комментарий" читать бесплатно онлайн.
Д-1. Жизнь и смерть
Д-2. От момента смерти до похорон: некоторые детали
Д-3. Траур шива: некоторые детали
Д-4. Перезахоронение
Д-1. Жизнь и смерть
Д-1.1. Что происходит с душой после смерти
Д-1.2. Отношение иудаизма к самоубийству
Д-1.3. Разрешается ли приблизить смерть умирающего или агонизирующего человека?
Д-1.1. Что происходит с душой после смерти
По мнению материалистов, души не существует. Это означает следующее: если бы можно было разложить тело человека на белки, жиры, углеводы и т.д., а затем взять все нужные атомы и соединить их в нужном сочетании, то полученный объект оказался бы полноценным человеком. В противоположность этому религиозный взгляд основывается на том, что, кроме материальных составляющих, в человеке есть еще один особый компонент: "душа", и без нее тело не может стать человеком. ясно, что ни то, ни другое положение доказать невозможно, и каждый выбирает для себя ту точку зрения, которая ближе к его интуитивному ощущению окружающего мира.
Человеческая душа имеет очень сложную структуру, и ее "самая внутренняя сущность" непосредственно связана с Богом и непрерывно получает от Него жизненные силы.
Жизнь души не заканчивается со смертью тела. Вера в бессмертие души, а также в воскрешение из мертвых является неотъемлемым и фундаментальным убеждением иудаизма. Танах неоднократно упоминает будущее воскрешение из мертвых и Грядущий Мир. Вот, например, что сказано в книге Даниэля (12:1-2): "И спасется в то время народ твой, все те, которые найдены будут записанными в книгу [жизни]. И пробудятся многие из спящих во прахе земном: одни - для вечной жизни, а другие - на поругание и вечный позор". И еще (Даниэль 12:13): "Ты же иди к концу и успокойся, и встанешь по жребию своему в конце дней".
Главная награда, ожидающая праведников, - это Мир Грядущий. Талмуд (Берахот 34а) утверждает, что мы не можем знать о Мире Грядущем почти ничего определенного. Талмуд говорит также (Берахот 17а), что праведники в Мире Грядущем наслаждаются сиянием Шехины (Божественного Присутствия), близостью к Всевышнему, и это наслаждение выше всех земных благ. Однако это вечное и высшее счастье не дается человеку просто так. Он "зарабатывает" его делами своей земной жизни, раскаянием при жизни в своих дурных поступках и муками очищения, которые душа претерпевает после смерти.
Мудрецы рассказывают следующую притчу. Один могущественный царь встретил очень бедного человека и спросил его: "Отчего ты удручен?" "У меня нет того и сего" - ответил бедняк. Тогда царь сказал: "я сделаю тебя счастливым!" И предоставил бедняку роскошный дворец и все, что тому было нужно, приказав слугам давать ему все, что бы он ни попросил. Через некоторое время пришел царь к бывшему бедняку и спросил: "Ну как, теперь ты счастлив?" - "Нет, ответил тот, - все это не доставляет мне настоящего наслаждения, потому что все это я получаю даром, оно не заработано мной; и хлеб, который я ем, есть "хлеб стыда".
Человек не может по-настоящему наслаждаться тем, что он получает незаслуженно. И поэтому Всевышний, в Его великой Благости, предоставляет душам возможность заработать Божественный свет - и благодаря этому увеличить наслаждение от контакта с ним.
В Каббале имеется понятие о Верхних Мирах (известных как Ацилут, Бриа и Иецира, т.е. миры Эманации, Сотворения и Формирования), пребывая в которых, душа может заниматься постижением, но лишена возможности действовать. Действовать душа может лишь в нашем, нижнем, мире, который называют миром Асия (Действия). Из него она воздействует и на все Верхние Миры. Для этого Бог и посылает ее в этот мир, чтобы, действуя, она зарабатывала свет, о котором сказано в Псалмах (97:11): "Свет посеян для праведных, и для прямых сердцем - радость".
Когда Бог создавал этот мир, Он придал ему свойства, позволяющие душе трудиться в мире, чтобы заработать свой свет. Всюду в этом мире рассеяно Божественное Присутствие, но в "скрытом" состоянии. Работа человека состоит в том, чтобы "открывать" спрятанный Божественный свет. Тем самым Проявление Божественного света в мире увеличивается, и весь мир в целом поднимается (улучшается). Цель этого процесса - сделать мир таким, чтобы Божественный свет был в нем открыт и все, что наполняет миры, могло беспрепятственно воспринимать Божественный свет и наслаждаться им. Работа по поднятию мира совершается, когда человек исполняет Божественные заповеди - как "заповеди отношений между человеком и человеком", так и "заповеди отношений между человеком и Богом". Выполняя работу по поднятию мира, человек и сам поднимается на более высокий уровень. Поэтому душа человека больше наслаждается Божественным светом, ибо она ощущает его как "заработанную награду". Таким образом, через приобщение к Божественному плану и через реализацию Торы в окружающем мире и в своей душе человек поднимает и ее самое. Став как бы "партнером" Бога в сотворении этого света - в том, чтобы этот свет пришел в мир, - человек "зарабатывает" себе Божественный свет.
Но, пребывая в этом мире, человек не только поднимается на большую высоту, он и загрязняется - когда преступает заповеди или совершает другие неправильные поступки, т.е. действует вопреки тому, для чего Бог послал его в этот мир. Всякий обычный человек участвует в обоих этих процессах: он и поднимается, и загрязняется.
Сначала "планировалось", что человек будет жить вечно. Но из-за греха Адама в мир была внесена смерть. Это означает, что хотя человеческая душа сохранила качество вечности, она проходит через стадию смерти, чтобы очиститься, находясь в Верхних Мирах, после чего снова спуститься в этот мир (при воскрешении мертвых). Жизнь души по-прежнему вечна, но ее жизнь в теле имеет перерыв - между моментом телесной смерти и воскрешением мертвых.
После пребывания в этом мире душе необходимо очищение. Это очищение происходит в Гейhиноме. (Обычная русская транскрипция этого слова "геенна", что понимается как "ад". Но это неверно, это понятие означает скорее "чистилище".) Пройдя через Гейhином, душа попадает в "Ган Эден" ("райский сад"), где она может постигать Божественный свет и наслаждаться им. Некоторые из Мудрецов считают, что через какое-то время душа может быть послана в мир еще раз, чтобы она могла еще раз исполнить поставленную ей Божественную задачу и через это подняться до нужного уровня.
Наказание в Гейhиноме длится не больше двенадцати месяцев. И поскольку обычно считается, что умерший не был законченным злодеем, предположительно время его наказания ограничивается одиннадцатью месяцами, и это - период чтения Кадиша.
Как же душа наказывается в Гейhиноме? По некоторым мнениям, перед нею разворачивают полную картину того, что она сделала в этом мире, и рассматривают отдельно каждый ее поступок и его последствия в этом мире и в Верхних Мирах. Перед душой предстает все, от чего она в этом мире отворачивалась, на что не хотела смотреть и о чем не хотела думать, и ей внятны ощущения, пережитые жертвами ее дурных поступков в этом мире.
И сказали наши Учителя, что один час мук Гейhинома хуже, чем семьдесят лет тяжелой жизни в этом мире.
В сущности, Бог, да будет Он благословен, не назначает человеку специального наказания, - человек сам наказывает себя тем, что сделал дурного в этом мире. Своими дурными делами в этом мире он сам готовит себе наказание в Гейhиноме.
Исходя из этого, можно понять, почему раскаяние уменьшает (или, если оно очень сильно, глубоко и искренне, - даже полностью уничтожает) наказание за грех. В еврейском понимании раскаяние должно включать как муки совести по отношению к уже совершенному поступку, так и все возможные попытки исправления его последствий, и усилия по недопущению подобного в будущем. И если человек раскаивался в этом мире, то в Гейhиноме его душа не будет уже так мучиться из-за совершенного греха.
И наоборот: чем больше в этом мире человек игнорирует голос своей совести, тем тяжелее наказание он уготавливает для себя после смерти, когда его совесть "проснется", и он уже не сможет заглушить ее в себе.
Поскольку Верхние Миры не есть миры действия, то, пребывая там, душа никак не может исправить последствия своих действий на земле. Из-за этого она ощущает беспомощность, что также является наказанием для души. Поэтому очень хорошо для умершего, если его родственники могут исправить какие-то неправильные поступки, совершенные им в этом мире. Д-1.2. Отношение иудаизма к самоубийству
Иудаизм отрицает право человека лишить себя самого жизни. Человек сотворен Богом и не является хозяином собственной жизни. Тора (Бытие 8:5) говорит: "И кровь вашу с душ ваших взыщу". Иными словами: тот, кто пролил собственную кровь, ответит на Суде перед Создателем.
Самоубийство - тяжкий грех. Но правило это не абсолютно. Наши Мудрецы приводят исключение из него: гибель царя Шауля, павшего на свой меч, чтобы не стать пленником филистимлян и не посрамить таким образом народ Израиля. Они не только не осуждают, но и восхищаются героями, которые предпочли смерть осквернению Имени Бога. Известный пример - самопожертвование защитников Масады, избравших смерть, но не римский плен и рабство.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Иудаистские праздники, комментарий"
Книги похожие на "Иудаистские праздники, комментарий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Иудаистские праздники, комментарий"
Отзывы читателей о книге "Иудаистские праздники, комментарий", комментарии и мнения людей о произведении.