» » » » Александр Кондратов - Великий потоп. Мифы и реальность


Авторские права

Александр Кондратов - Великий потоп. Мифы и реальность

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Кондратов - Великий потоп. Мифы и реальность" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Гидрометеоиздат, год 1982. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Кондратов - Великий потоп. Мифы и реальность
Рейтинг:
Название:
Великий потоп. Мифы и реальность
Издательство:
Гидрометеоиздат
Год:
1982
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Великий потоп. Мифы и реальность"

Описание и краткое содержание "Великий потоп. Мифы и реальность" читать бесплатно онлайн.



Библейской легенде о «всемирном потопе» когда-то верили безоговорочно… У различных народов мира существуют рассказы о катастрофическом нашествии вод. Имеется ли рациональное зерно в легендах о потопе? Что говорит современная наука о возможности «всемирного потопа» — в прошлом, настоящем и будущем? Ответ на эти вопросы вы найдете в новой книге ленинградского писателя и ученого Александра Кондратова «Великий потоп: мифы и реальность».


Александр Кондратов — действительный член Географического общества, кандидат филологических наук, член Научного совета по кибернетике АН СССР. Его перу принадлежит свыше 60 научных работ и 32 книги, переведенные на двадцать языков мира. Особым успехом у советских и зарубежных читателей пользуется серия книг А. Кондратова, посвященная связям между историей человечества и историей океанов: «Тайны трех океанов», «Атлантика без Атлантиды», «Адрес — Лемурия?», «Следы — на шельфе».






«Мы убедились, что потоп действительно был…»

Переведенный и опубликованный Пёбелем текст, посвященный потопу и спасению Зиусудры, уникален. Однако в ряде других шумерских документов, написанных клинописью, упоминается и потоп, и «шумерский Ной» — Зиусудра. Так, в поэтическо-религиозном тексте, посвященном происхождению растения «нумун» (точно определить, какое именно это растение, шумерологам не удалось), говорится:

После того, как буря принесла дожди,
После того, как все постройки были разрушены,
После того, как яростная буря принесла дожди,
После того, как люди поднялись, как враги, друг на друга;
После того, как семя было насаждено, — да, насаждено,
После того, как зерно было порождено, — да, порождено.
После бури он сказал: «Я принесу дожди»,
После он сказал: «Я пролью в них дожди»,
После Потопа он сказал: «Я сотру с лица земли все».
Небеса повелевают. Земля даст рождение,
дает рождение растению «нумун»,
Земля дает рождение, небеса повелевают,
дают рождение растению «нумун».

Этот текст, где упоминается потоп, был открыт и переведен в 1964 году, спустя полвека после публикации Пёбеля. Его, как и поэму о потопе, конечно, можно отнести к памятникам шумерской поэзии, мифологии, космогонии. Однако потоп упоминается не только в поэтическо-религиозных произведениях шумеров, но и в их хронологических таблицах, в списках легендарных царей. Причем история Шумера делилась на два периода: период правления царей «до потопа» и правление царей «после потопа».

В конце III тысячелетия до н. э. шумерские жрецы составили список, подобный нашим хронологическим таблицам из учебников истории. Список начинался именами восьми царей, правивших Шумером. Два первых царя правили в городе Эриду, следующие три — в городе Бадтабира, затем правили в городах Ларак и Сиппар, последним перед потопом правил царь города Шуруппак. «Всего 8 царей, 5 городов… — говорит список. — Затем был потоп. После него была вновь ниспослана свыше царская власть.» Далее идет перечень «царей после потопа», начинающийся с «первой династии Киша», а затем приводящий имена и годы правления многочисленных династий различных городов-государств Шумера — Урука, Ура, Лагаша и т. д.

Первоначально подлинность списка царей, особенно его начала, вызывала у историков сильное сомнение. Ведь там приводятся фантастически длинные сроки правления царей «до потопа» (восемь царей правили в общей сложности 241 200 лет!), да и первых царей «после потопа» (23 царя первой династии города Киш правили 24 510 лет). И только в середине списка и в его конце приводятся реальные сроки правления того или иного властителя.

По мере того как шли раскопки в земле Двуречья, археологам и шумерологам удавалось отождествить того или иного царя из списка с реальной личностью правителя какого-либо города Шумера. Разумеется, фантастически длинные сроки правления первых царей Шумера не соответствуют действительности, так же как и годы жизни библейских патриархов, включая праведного Ноя, «на шестисотом году жизни» которого произошел всемирный потоп. Но столь же несомненно, что деление истории Шумера на эпоху «до потопа» и эпоху «после потопа» далеко не случайно.

Это подтверждает не только «список царей», но и другие шумерские источники. В одном из них говорится о том, что «потоп все уничтожил. После потопа, который уничтожил все, царская власть вновь спустилась с небес и город Киш стал местом правления царей» («до потопа» царская власть «спустилась с небес» — впервые — в город Эриду).

В другой табличке, найденной в городе Лагаш и посвященной истории Шумера от «начальных времен» до правления царя Гудеа (личности реальной, чей скульптурный портрет относится к одному из лучших образцов шумерского искусства), говорится о потопе, который «все смыл», который «разрушил земли» и причинил человечеству беды, хотя «семя человеческое было спасено». Сохранился текст, в котором Шуруппак дает наставления своему сыну Зиусудре. Зиусудра, как вы помните, был повелителем города Шуруппак. После потопа согласно ряду источников царская власть восстановилась («спустилась с небес», говоря языком шумерских жрецов) в городе Киш… Словом, мы имеем дело не только с чистой фантастикой и вымыслом жрецов, а с каким-то реальным событием, трансформировавшимся в сознании людей той отдаленнейшей эпохи в сказание о «всемирном потопе». Дело было за конкретными доказательствами того факта, что землю Двуречья действительно постигло 5000–6000 лет назад стихийное бедствие, оно носило характер катастрофы, и его можно назвать «потопом», хотя и не всемирным.

Предоставим слово английскому археологу Леонарду Вулли, который на протяжении двенадцати зимних сезонов, с 1922 по 1934 год, вел систематические раскопки на юге Ирака в Уре — одном из древнейших городов мира. В 1929 году он завершил раскопки царского кладбища. Сокровища, найденные в могилах, убедили Вулли в том, что следует копать еще глубже, чтобы найти истоки шумерской культуры. Для начала стали рыть маленькую квадратную шахту площадью полтора на полтора метра.

«Мы углубились в нижний слой, состоявший из обычной, столь характерной для населенных пунктов смеси мусора, распавшихся необожженных кирпичей, золы и черепков. Примерно в таком же мусоре располагались и гробницы, — рассказывает Булл и в своей книге “Ур халдеев”. — На глубине около метра внезапно все исчезло: не было больше ни черепков, ни золы, а одни только чистые речные отложения. Араб-землекоп со дна шахты сказал мне, что добрался до чистого слоя почвы, где уже ничего не найдено, и хотел перейти на другой участок. Я спустился вниз, осмотрел дно шахты и убедился в его правоте, но затем сделал замеры и обнаружил, что “чистая почва” находится совсем не на той глубине, где ей полагалось бы быть… Поэтому я приказал землекопу спуститься вниз и продолжать работу. Араб неохотно начал углублять шахту, выбрасывая на поверхность чистую землю, в которой не было никаких следов человеческой деятельности. Так он прошел еще два с половиной метра, и вдруг появились кремневые осколки и черепки расписной посуды.»

Вулли вновь спустился в шахту, осмотрел ее, а затем вызвал других участников экспедиции, изложив им суть дела. Они стали в тупик: почему вслед за «чистым» слоем, не сохранившим никаких следов деятельности человека, вдруг вновь появляется культурный слой, свидетельствующий, что здесь жили люди?

«Подошла моя жена, и я обратился к ней с тем же вопросом. “Ну, конечно, здесь был потоп!” — ответила она, не задумываясь. И это был правильный ответ, — пишет Вулли. — Однако вряд ли уместно говорить о всемирном потопе, ссылаясь на единственную шахту площадью в какой-то квадратный метр. Поэтому в следующий сезон я отметил на обнаженном нижнем слое царского кладбища прямоугольник площадью двадцать три метра на восемнадцать и приступил к раскопкам этого огромного котлована. В конечном итоге он достиг глубины девятнадцати метров.»

Какие же результаты дали раскопки Вулли в Уре? Предоставим слово их руководителю. «Мы убедились, что потоп действительно был, и нет никакой нужды доказывать, что именно об этом потопе идет речь в списке царей, в шумерийской легенде, а следовательно, и в Ветхом завете. Разумеется, это отнюдь не означает, что все подробности легенды достоверны. В основе ее лежит исторический факт, однако поэты и моралисты излагают историю потопа каждый на свой лад. Вариаций много, но суть остается неизменной. В Библии говорится, что вода поднялась на восемь метров. По-видимому, так оно и было. Шумерийская легенда рассказывает, что люди до потопа жили в тростниковых хижинах. Мы нашли эти хижины в Уре и в Эль-Обейде. Ной построил свой ковчег из легкого дерева, а затем просмолил его битумом. Как раз в самом верхнем слое наносов мы нашли большой ком битума со следами корзины, в которой он хранился. Я сам видел, как природный битум из месторождений Хита в среднем течении Евфрата грузят в такие корзины и отправляют вниз по реке.»

Разумеется, говорит Вулли, это был не всемирный потоп, а всего лишь наводнение, затопившее населенные районы между горами и пустыней в долине Тигра и Евфрата. Но для тех, кто в этой долине жил, она была целым миром. «Большая часть обитателей долины, вероятно, погибла, и лишь немногие пораженные ужасом жители городов дожили до того дня, когда бушующие воды начали наконец отступать от городских стен. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они увидели в этом бедствии божью кару согрешившему поколению и так описали его в религиозной поэме. И если при этом какому-то семейству удалось на лодке спастись от наводнившего низменность потопа, его главу, естественно, начали воспевать как легендарного героя.»

Кто пережил потоп


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Великий потоп. Мифы и реальность"

Книги похожие на "Великий потоп. Мифы и реальность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Кондратов

Александр Кондратов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Кондратов - Великий потоп. Мифы и реальность"

Отзывы читателей о книге "Великий потоп. Мифы и реальность", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.