Эрнест Лависс - Том 6. Революции и национальные войны. 1848-1870. Часть аторая

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Том 6. Революции и национальные войны. 1848-1870. Часть аторая"
Описание и краткое содержание "Том 6. Революции и национальные войны. 1848-1870. Часть аторая" читать бесплатно онлайн.
Эти усилия епископов не остались бесплодными. Прежде всего они имели относительный успех в Пруссии, где новая конституция (1850) приняла некоторые статьи Вюрцбургского меморандума. Согласно статье 12 этой конституции «церковь евангелическая и церковь римская, так же как и другие религиозные сообщества, являются свободными в устройстве своих собственных дел». Статья 13 разрешала им свободно сноситься со своими начальниками, а в статье 15 прусское государство в принципе отреклось от принадлежавшего ему доселе права назначения на церковные должности. Благодаря этим вольностям католическая церковь укрепилась в Пруссии между 1850 и 1870 годами и могла впоследствии дать отпор, предпринятому Бисмарком.
В Баварии равным образом епископы после двух последовательных жалоб (ремонстраций) добились от Максимилиана II (1848–1864) некоторых уступок, которые, при всей сьоей неполноте, улучшили положение церкви.
Фрейбургские докладные записки и Баденскнй конфликт. В церковной провинции Верхнего Рейна достигнуть соглашения было труднее. 21 марта 1848 года архиепископ Фрейбурга-в-Брейсгау, Герман фон Викари, потребовал от баденского правительства «более справедливого и либерального» обхождения с католиками; он ничего не добился. В 1850 году предложение, внесенное депутатом Гнршероы и клонившееся к отмене законов, враждебных церкви, было отвергнуто палатами. Тогда епископы Верхнего Рейна съехались во Фрейбурге и составили, по образцу Вюрцбургского меморандума, коллективную докладную записку, которая и была подана в 1851 году различным правительствам. Эти последние, со своей стороны, устроили совещание в Карлсруэ и медлили с ответом. Чтобы покончить с этим, епископы, снова съехавшиеся во Фрейбурге (февраль 1853 г.), решили послать вторую докладную записку. Тогда заинтересованные в этом деле правительства поспешили дать некоторые мелкие уступки и отказали в наиболее важных (5 марта). Получив новую докладную записку, баденское правительство ответило, что оно намерено придерживаться уступок, дарованных 5 марта, и будет строго пресекать всякую попытку пойти дальше.
Перед лицом такой непримиримости монсеньор Викари, несмотря на свой преклонный возраст, перестал колебаться. Он публично отлучил от церкви членов высшего церковного совета и в пастырском послании протестовал против «захватнической» политики государства. Потом он заместил собственной властью должности приходских священников и велел последним оправдывать его образ действий с церковной кафедры. Правительство, решившее осуществить свои угрозы, сначала отдало приказ заключить в тюрьму священников, повиновавшихся архиепископу; по так как почти все были виновны в этом, правительство было вынуждено, чтобы не прерывать повсеместно богослужения, заменить тюрьму штрафами или удержанием причитающегося жалованья. Тогда вмешался Пий IX и в двух обращениях (аллощциях) осудил поведение баденского правительства (декабрь 1853 — январь 1854 гг.). Последнее заупрямилось: различными постановлениями (апрель и май 1854 г.) оно присвоило себе управление церковными имуществами, а так как Викари воспротивился этому мероприятию, правительство возбудило против пего уголовное преследование и приказало держать его под домашним арестом в его дворце под надзором жандармов (май 1854 г.). Но ввиду агитации, начавшейся в пользу архие писке па, оно освободило его и вступило в переговоры с Пием IX. После долгих п тягостных препирательств правительство подписало наконец некоторые предварительные статьи, которые уладили это дело. Обнародование этих «предварительных статей», имевшее место в ноябре 1854 года, положило конец возникшему спору, но отнюдь не соответствовало требованиям епископов, которые продолжали держаться твердо и таким образом вынудили правительства договориться с ними или с папой.
Великое герцогство Гессен-Дармштадт первое заключило конвенцию с епископом Майнцским Кеттелером (1854); но позднее эта конвенция стала предметом таких яростных нападок со стороны законодательных палат, что епископ сам отказался от нее (1866). В 1857 году вюртембергское правительство договорилось со «св. престолом» и подписало новый конкордат. Конкордат этот был отвергнут парламентом в 1861 году, но заменен довольно либеральным законом (30 января 1862 г.). Герцогство Нассау договорилось в 1861 году с епископом Лимбургским. В герцогстве Ваденском папству меньше повезло: 28 января 1859 года великий герцог заключил с папой конкордат; но коалиция протестантов и либералов провалила его в парламенте в 1860 году, и правительство, отказавшись от возобновления переговоров, вернулось к мысли об урегулировании церковных дел законодательным путем (9 октября 1860 г.). Это послужило поводом для новых конфликтов, и, когда в апреле 1868 года архиепископ Викари скончался, правительство и капитул не могли договориться относительно выбора его преемника, и фрейбургская кафедра пустовала в течение четырнадцати лет.
Католическая церковь в Австрии; конкордат 1850 года. В Австрии, вследствие благожелательности к папству со стороны молодого императора Франца-Иосифа[261], положение, созданное применением иозефистских[262] доктрин, значительно облегчилось. По настоянию австрийского епископата, император отменил императорский placet (нам угодно), разрешил епископам свободно сноситься с папой и вернул им право ведать церковной дисциплиной и определять порядок боже-стгенной службы без вмешательства со стороны государства (1850).
Несколько лет спустя (18 августа 1855 г.) Франц-Иосиф заключил с Пием IX знаменитый конкордат, который по мысли договаривающихся сторон должен был положить конец иозефистской системе. Этот конкордат объявлял католичество государственной религией, признавал за церковью автономию и право владения имуществом, восстанавливал канонические постановления, касавшиеся епископской юрисдикции (за исключением тех, которые относились к судебным привилегиям духовенства), отменял для католиков начиная с X января 1857 года гражданский брак и поручал епископам, цензуру книг и наблюдение над всеми католическими школами, публичными и частными.
Император сохранил для иноверцев довольно широкую свободу. Несмотря на это, они энергично напали на австрийский конкордат и пустили в ход все средства, чтобы помешать его осуществлению или добиться его отмены. Они нашли поддержку со стороны высших чиновников школы Меттерниха, оставшихся иозефистами, успели воспрепятствовать исполнению большей части постановлений конкордата и в конце концов провели в 1868 году законы школьный и вероисповедный, проникнутые совсем иным духом, чем конкордат. Последний с тех пор сделался мертвой буквой[263].
Церковь в Португалии, Испании и Италии. В католических государствах латинского происхождения, т. е. Португалии, Испании, Италии и Франции, взаимное положение церкви и государства мало изменилось за время с 1846 по 1870 год.
В Португалии уголовный кодекс 1852 года все еще ставит акты, исходящие от римской курии, в зависимость от королевского разрешения (placet), и состояние церкви остается таким же, как в предшествующий период. Многие приходы не имеют священников. Мужских монастырей более не существует, а женские монастыри, где прием послушниц воспрещен с 1834 года, постепенно исчезают. В 1862 году в энциклике, обращенной к португальским епископам, Пий IX скорбел об этом положении, но улучшить его не мог.
В Испании отношения с папством, остававшиеся прерванными в течение нескольких лет, были восстановлены в 1848 году, и в марте 1851 года первая из заключенных конвенций, реорганизуя церковную иерархию, разделила Испанию и ее колонии на 58 епархий. Упразднение официалитетов (консисторий, имевших все права юридической личности и управлявших недвижимостью и другим церковным имуществом) и продажа церковных имений были признаны, но церковь снова получала право владеть землей. Второй конкордат, ратифицированный в 1859 году и ставший государственным законом в 1861 году, предусматривал неприкосновенность еще не отчужденных имений. Было учреждено несколько новых епископств, что повлекло за собой изменение границ между епархиями.
В Италии Савойская династия одновременно со своим стремлением присоединить папское государство усвоила враждебную церкви политику[264]. В 1850 году законы Сиккарди отменили церковную юрисдикцию, право убежища, предоставленное монастырям, и возможность для церкви приобретать недвижимые имущества без дозволения государства. В 1854 году другой закон провозгласил конфискацию монастырских имений. В 1855 году закон Кавура запретил все монашеские ордена, за исключением тех, которые занимались воспитанием детей или уходом за больными. 335 монастырей из 600 были закрыты. В 1858 году был установлен гражданский брак. В предшествующем году папа пригрозил отлучением авторам подобных законов. Это не помешало Виктору-Эммануилу распространить их действие на вновь завоеванные провинции в 1859 году, а в 1866 году снова конфисковать, церковные имущества, закрыть большую часть семинарий (267 из 288) и воспретить прием послушников во все монашеские ордена, дабы возможно скорее добиться их исчезновения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Том 6. Революции и национальные войны. 1848-1870. Часть аторая"
Книги похожие на "Том 6. Революции и национальные войны. 1848-1870. Часть аторая" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эрнест Лависс - Том 6. Революции и национальные войны. 1848-1870. Часть аторая"
Отзывы читателей о книге "Том 6. Революции и национальные войны. 1848-1870. Часть аторая", комментарии и мнения людей о произведении.