» » » » Эрнест Лависс - Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая


Авторские права

Эрнест Лависс - Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая

Здесь можно скачать бесплатно "Эрнест Лависс - Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ОГИЗ, год 1939. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Эрнест Лависс - Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая
Рейтинг:
Название:
Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая
Издательство:
ОГИЗ
Жанр:
Год:
1939
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая"

Описание и краткое содержание "Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая" читать бесплатно онлайн.








Для понимания роли аграрной партии, как и всей парламентской истории современной Швеции, надо помнить о двух обстоятельствах. Во-первых, в случае конфликта между палатами вопрос решается совместным голосованием обеих палат (plenum); с другой стороны, реформа 1865 года отнюдь не ввела парламентарного режима, как его понимают во Франции. Министры продолжают быть советниками короля, который назначает и удерживает их в должности по своему усмотрению. Парламент может без конца чинить препятствия воле короля, но не может навязать ему своей воли.

«Соглашение». Военные реформы. Вопросы налогового обложения и военные реформы обычно тесно связаны друг с другом, так как всякое увеличение военных сил требует новых расходов. В Швеции они связаны были больше чем где-либо вследствие совершенно особых условий и довольно своеобразных обстоятельств. Податная реформа состояла в уменьшении налогов с земельной собственности, и в число повинностей, от которых последнюю хотели избавить, входили и повинности, связанные с indelta. С другой стороны, никакие начинания не могли быть осуществлены без содействия аграрной партии, т. е. той самой партии, которая выступала против очень существенной стороны военного устройства и вместе с тем требовала уменьшения расходов. Таким образом, задача сводилась в сущности к увеличению армии без новых денежных затрат, более того — при снижении некоторых налогов. Задача могла показаться неразрешимой, и в течение нескольких лет действительно считали невозможным найти приемлемый выход. Во время сессий палат в конце царствования Карла XV в сейм вносились тщательно разработанные законопроекты, но они неизменно отвергались вследствие упорства крестьян. В первый год царствования Оскара II положение оставалось неизменным. Чтобы выйти из тупика, обе противостоявшие друг другу партии решили столковаться. Сторонники военных реформ, т. е. представители большинства верхней палаты, вступили в переговоры со сторонниками налоговых реформ, т. е. с аграриями, господствовавшими в нижней палате. Эти переговоры, происходившие в недрах состоявшего из представителей обеих палат конституционного комитета сейма, привели к соглашению, заключенному 6 мая 1873 года. Объявленная комитетом резолюция гласила, что шведская армия должна быть подвергнута полной реорганизации; indelta уничтожается. Но вместе с тем в резолюции указывалось и на необходимость коренного преобразования поземельного обложения и отмены части налогов, взимаемых с земельной собственности. Сейм одобрил действия своей комиссии и предложил правительству принять необходимые меры. С этих пор реформы военные и налоговые реформы неразрывно связаны, сделавшись предметом настоящего торга между сторонниками тех и других. Соглашение 1873 года в известной мере устраняло принципиальную оппозицию, но оно не являлось решением вопроса. Оставалось найти формы его применения, практические средства удовлетворения обеих партий; многие министры пытались этого достичь, но безуспешно.

Первый законопроект, внесенный вслед за соглашением в 1875 году и предлагавший отмену indelta, не был принят. Пришедшее затем к власти министерство во главе с де Геером представило в 1877 году новый проект, который был отвергнут, затем, в 1881 году, — другой, но и его постигла та же судьба; считая себя неспособным довести дело до какого-либо конца, министерство вышло в отставку. Тогда король обратился к партии, которая своей — оппозицией препятствовала всякой реформе, и составил кабинет во главе с графом Поссе, вождем аграриев; из числа последних некоторые, впрочем, уже пытались, хотя и безуспешно, посредством вносимых ими в палату проектов постановлений указать то решение, какое они считали целесообразным. Новое министерство поручило изучение вопроса специальным комиссиям, и выработанный таким путем проект был в 1883 году предложен на обсуждение палат совместно с проектами о земельном налоге — процедура, вполне соответствовавшая духу соглашения. Но, как это часто бывает, аграрии не считали себя обязанными поддерживать своего вождя, после того как он очутился у власти, и их стремление к экономии в государственных расходах взяло верх над всеми иными соображениями. До 1881 года они уже неоднократно отвергали требуемые на сооружение броненосца кредиты; так же они поступили и на этот раз. Проект реорганизации армии подвергся в нижней палате таким изменениям, что верхняя палата отклонила его, и граф Поссе, лично тоже несогласный с новой его формулировкой, в свою очередь вышел в отставку, уступив место Тейзелиусу, первому разночинцу, призванному на столь высокий пост (июнь 1883 г.).

Однако за время этих многочисленных прений и этой бесконечной борьбы мало-помалу изменялись и воззрения самих аграриев. Indelta снова приобрела сторонников. Тем самым облегчалось разрешение вопроса; преемнику Тейзелиуса Темптандеру удалось достичь его (май 1885 г.): некоторые поземельные налоги уменьшены были на 30 процентов; с другой стороны, резерв подвергся реорганизации, причем продолжительность учебных сборов была значительно увеличена. Таким образом, после двенадцатилетних усилий соглашение 1873 года привело к известным результатам. Однако последние представлялись далеко не полными; само правительство первое — кто бы ни стоял во главе кабинета: Темптандер, Вильдт (1888), Окерьельм (1889) или Вострем (1891) — считало эти результаты недостаточными. Трудно определить, какими мотивами оно руководствовалось в дальнейших своих мероприятиях: исходило ли оно из общих теоретических соображений, или же, наоборот, действовало под влиянием своей иностранной политики и страха, внушаемого ему некоторыми из соседей, — как бы то ни было, оно не переставало деятельно заниматься увеличением сухопутных и морских военных сил, так же как и сооружением укреплений, особенно в провинции Норланд. Оно несколько раз требовало кредитов. В частности, — в 1891 году внесены были различные проекты; принятые верхней палатой, они были отвергнуты нижней. Наконец, в следующем году король созвал чрезвычайную сессию, которая приняла значительное увеличение армии, компенсированное изменениями в земельных налогах.

Протекционисты и фритредеры. Военные и налоговые вопросы, лежавшие в основе соглашения 1873 года, таким образом, долгое время преобладали в шведской политике; тем не менее они постепенно стали утрачивать свое значение, и вскоре после 1885 года возникли другие задачи, вызвавшие новую борьбу и новое распределение партий. Аграрии, как мы видели, были люди практической жизни, очень привязанные к непосредственным материальным интересам, а с другой стороны — земледельцы; вот почему их чрезвычайно интересовали таможенные тарифы, и если они в теории охотно допускали свободную торговлю, то на деле значительно предпочитали протекционизм. Наоборот, партия, некоторое время именовавшая себя центром и являвшаяся преемницей старинной партии, называвшейся партией бургомистров (borgmästareparti), состоявшей из представителей городов, т. е. купцов и промышленников, проповедовала свободную торговлю. Отсюда возникла борьба, протекавшая тем более бурно, что в это время страну не волновали споры по важным политическим вопросам. Впрочем, борьба эта вскоре сосредоточилась вокруг одного определенного пункта, который привел к расколу среди аграриев. Одна группа, получившая прозвание «новой аграрной партии», домогалась запретительных пошлин на зерновой хлеб, тогда как старая партия в этом единственном пункте относилась благосклонно к свободной торговле. Благодаря поддержке верхней палаты старая партия победила, но положение изменилось на выборах 1887 года, приведших к своеобразным результатам. В сущности эти выборы обеспечили фритредерам большинство в 20 голосов. Но выборы в Стокгольме, пославшем 22 фритредера, были опротестованы из-за легкой погрешности, обнаруженной в списке партии, одержавшей победу. В подобных случаях, по шведскому закону, избранными считаются кандидаты, внесенные в ближайший по порядку избирательный список. Но так как избиратели обнаруживают всегда большую дисциплину, то не оказалось ни одного разношерстного списка. В результате прошли 22 протекциониста, большинство оказалось прямо противоположным первоначальному. К власти призвано было министерство Бильдта, проводившее крайний протекционизм и установившее пошлину на зерновой хлеб (1888). Однако в 1890 году фритредеры вернули себе большинство в нижней палате, но не могли получить его в совместном заседании обеих палат (plenum), так как в верхней палате они оставались в меньшинстве. Борьба продолжалась с переменным успехом; подробное изложение этих перипетий представляется здесь излишним.

Избирательное право. Отношения с Норвегией. Среди других черт, характерных для этих лет, приходится отметить некоторые успехи социалистов, впрочем, довольно малочисленных, и агитацию, организованную с целью добиться расширения избирательного права. Наиболее употребительным для этого приемом являлся созыв в Стокгольме своего рода официозного парламента, получившего название «народного сейма», заседания которого, впрочем, не представляли большого интереса. С течением времени появился новый фактор, который вскоре стал играть значительную роль, — норвежский вопрос. Различные шведские партии могли придерживаться разных взглядов на тактику, которую следовало применять по отношению к братскому норвежскому народу, и проявлять — одни более, другие менее примирительные тенденции; однако все они, за очень редкими исключениями, выступали вполне единодушно в защиту прав Швеции, как только являлось предположение, что эти права в опасности. Правая снова торжественно провозгласила их ненарушимость, и обе аграрные группы снова слились воедино (январь 1895 г.), приняв резолюцию, утверждавшую необходимость сохранения унии и совместной работы обоих народов на поприще реформ. Однако все эти события могут быть правильно освещены, только принимая во внимание историю Норвегии, к которой нам и надлежит перейти.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая"

Книги похожие на "Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эрнест Лависс

Эрнест Лависс - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эрнест Лависс - Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая"

Отзывы читателей о книге "Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.