Джон Робинсон - Темницы, Огонь и Мечи. Рыцари Храма в крестовых походах.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Темницы, Огонь и Мечи. Рыцари Храма в крестовых походах."
Описание и краткое содержание "Темницы, Огонь и Мечи. Рыцари Храма в крестовых походах." читать бесплатно онлайн.
Александр Филонов о книге Джона Джея Робинсона «Темницы, Огонь и Мечи».
Я всегда считал, что религии подобны людям: пока мы молоды, мы категоричны в своих суждениях, дерзки и готовы драться за них. И только с возрастом приходит умение понимать других и даже высшая форма дерзости – способность увидеть и признать собственные ошибки. Восточные религии, рассуждал я, веротерпимы и миролюбивы, в иудаизме – религии Ветхого Завета – молитва за мир занимает чуть ли не центральное место. И даже христианство – религия Нового Завета – уже пережило двадцать веков и набралось терпимости, но пока было помоложе – шли бесчисленные войны за веру, насильственное обращение язычников (вспомните хотя бы крещение Руси, когда киевлян загоняли в Днепр, чтобы народ принял крещение водой)… Поэтому, думал я, мусульманская религия, как самая молодая, столь воинственна и нетерпима к инакомыслию. Конечно же, я заблуждался, закрывая глаза на одни факты и ловко подтасовывая другие. На самом же деле причина вовсе не в религии, а в культуре народа – часть которой составляет и религия, что и дает возможность манипулировать фактами на мой манер.
Так бы я и пребывал в этом заблуждении, если бы судьба не распорядилась так, что в мои руки попала эта книга – вроде бы всего лишь очередной труд, посвященный популярной у историков теме: крестовым походам. Вернее, истории ордена рыцарей-тамплиеров, монахов-воинов, – но она неотделима от истории крестовых походов, окруженных множеством легенд и домыслов. Да и сам орден веками будоражил умы не только ученых, но и писателей. Свежих примеров не счесть в современной литературе жанра фэнтези – да и детективного заодно. В этой книге автору, искренне увлеченному этим орденом, удалось добиться того же – подать реальную историю, как детектив, читающийся на одном дыхании… При этом он, что называется, сумел пройти по грани: подать сухие факты интересно, взглянуть на общеизвестные события с неожиданной стороны – но при том не опуститься до сюсюканья популяризаторов, разжевывающих читателю все подряд. Из всех исторических трудов подобного рода на память с ходу приходит только «История государства Российского» пера Карамзина, написанная с такой же любовью к предмету и столь же увлекательно.
Тут читатель может укорить меня: дескать, все это замечательно, но при чем тут высокопарные рассуждения о религиях, поставленные во главу угла? А притом. Автор не ограничивается узким взглядом на факты, широкими мазками набрасывая общую картину.
Если Вы читали Томаса Вулфа, то найдете что-то общее с ощущением глобальной взаимосвязи всего на свете, так хорошо удававшимся этому гениальному писателю – религии, политики, военного искусства и культуры с жизнью простых людей и сильных мира сего. Как ни странно, автор чужд какой бы то ни было предубежденности (увы, как ни крути, это большая редкость…), не приукрашивая поступки одних и не усугубляя деяния других. Можно сказать, досталось и нашим, и вашим – всякому по делам его.
Что же касается жанра книги – я даже затрудняюсь его определить: для исторической монографии написано слишком живо, для исторического романа недостает домыслов и инсинуаций… Пожалуй, как всякая искренняя работа, этот труд не умещается в тесных жанровых рамках. Скажем так: это настоящая книга, которая тревожит ум и будит чувство. Но ведь для этого книги и нужны, разве не так?
И, наконец, возвращаясь к тому, с чего я начал: с красивой, но совершенно беспочвенной гипотезы… Впрочем, прочитав книгу, сами разберетесь.
Теперь проступок Юлиана сменился серьезным преступлением, и на сей раз Китбуга отправил в экспедицию целую армию, дошедшую до самого Сидона и устроившую там форменную резню. Морской замок, расположенный на острове неподалеку от берега, спасли только подкрепление и припасы, доставленные генуэзским флотом из Тира. Так Юлиан напрочь перечеркнул перспективу союза крестоносцев с монголами против общего мусульманского недруга.
Ныне тамплиеры прирастили свои владения не сражениями, а ростовщичеством, забрав у несостоятельного Юлиана владения в Сидоне и Бюфоре за долги. Однако приобретения принесли почти столько же проблем, сколько и пользы. Обладание новыми крепостями означало, что в попечении о защите полученной собственности храмовникам придется еще больше разредить и без того скудные гарнизоны замков. Людей на все едва-едва хватало, поскольку прецептории тамплиеров в Европе не справлялись с вербовкой новых братьев.
Тем временем на монгольском курултае тоже не все шло гладко: две соперничающие клики князей стравили китайского хана Хубилая с его же младшим братом Ариг-Бугой. Хулагу поддерживал Хубилая, зато хан ближней Золотой Орды отдавал предпочтение Ариг-Буге. Но этим раскол не ограничивался. Хулагу все более и более склонялся к христианам, а ханам Золотой Орды пришелся по нраву ислам, и ее воины без колебаний убивали и подвергали гонениям христиан, встреченных на Кавказе. Не одобряли они и действий Хулагу в Багдаде и Сирии. Когда же в Монголии вспыхнула война между сторонниками Хубилая и Ариг-Буги, Хулагу пришлось исхитряться, чтобы в конфликт не вовлекли его собственную армию и войска его родственников из Золотой Орды, остановившиеся севернее.
В это время султан Кутуз Египетский надумал нанести монголам удар, решив, что момент самый что ни на есть подходящий, пока изрядная часть монгольского войска ушла, а оставшиеся монголы откровенно схлестнулись с христианами в Сидоне.
Египетская армия выступила 26 июля 1260 года. Авангардом командовал мамелюк Бейбарс. Даже его собственных сил хватило, чтобы изгнать небольшую монгольскую рать из Газы, не дожидаясь подхода главных египетских сил, – и вспыхнула война. Китбуга, устроивший ставку севернее Баальбека (в современном Ливане), собрал свое войско и двинулся на юг вдоль восточного берега Тивериадского озера.
Кутуз же, желая пройти на север навстречу Китбуге через земли крестоносцев, отправил в Акру послов, дабы испросить официального разрешения и, поелику возможно, уговориться о приобретении провизии по пути. Магнаты Акры никак не могли прийти к единому мнению касательно просьбы египтян – да и ни в чем другом, если уж на то пошло, поскольку их собственные внутренние раздоры достигли полного накала. Их очень встревожил налет монголов на Сидон, но генуэзцам, выручившим графа Юлиана, пришлось не по нраву, что тамплиеры завладели городом, каковой Генуя помогла спасти за собственный счет. После долгих споров – частью серьезных, частью мелочных – бароны порешили удовлетворить требования Кутуза, прекрасно сознавая, что тем самым открыто выступают против монголов.
Придя к соглашению с католиками, Кутуз повел армию на север, встав лагерем в окрестностях Акры, где на местных купцов излился золотой дождь прибылей от продаж огромных запасов провизии и боеприпасов. Еще пребывая в лагере, Кутуз узнал, что монголы обошли Тивериадское озеро и приближаются к Иордану, повторяя маршрут нашествия Саладина в 1183 году. Повелев своим войскам седлать коней, Кутуз повел их на юго-восток, чтобы перехватить монголов.
Когда Китбуга направил свою рать на запад, через Иордан и вверх по пологому склону Иудейской равнины, Кутуз занял позиции близ Айн-Джелуда, «Источника Голиафа», где долина сужается до каких-то четырех километров, зажатая между крутыми склонами горы Гилбоа на юге и Галилейскими холмами на севере. К тому времени Кутузу уже стало ведомо, что численностью его воинство несказанно превосходит монгольскую рать, и потому он скрыл изрядное число кавалеристов среди окрестных холмов. Китбуга же, явно пребывая в заблуждении, будто ему противостоит все египетское войско без остатка, с ходу приказал перейти в атаку, возглавив ее самолично. Египетским авангардом, поскакавшим ему навстречу, командовал Бейбарс.
После яростной стычки, в которой силы противников оказались равны, Бейбарс велел трубить заранее намеченное отступление за холмы. Ликующие монголы устремились в погоню, чтобы через считанные минуты обнаружить, что их окружили и разгромили численно превосходящие резервы египетской кавалерии, таившиеся среди холмов. Когда же схваченный Китбуга предстал перед султаном, Кутуз всячески унижал того поносными словами. Но гордый монгольский полководец, не склоняя главы, ответствовал: «От самого рождения есмь верный раб моего хана; аз не таков, как ты, убийца своего господина!» Кутуз, оскорбленный высокомерием пленника, приказал отрубить Китбуге голову, незамедлительно отослав ее с курьером в Каир как доказательство египетской победы.
Конница мамелюков преследовала удирающих монголов до Бейсана, что на западном берегу Иордана, где те надумали дать бой, но к тому времени и кони, и люди были так изнемождены, что едва держались на ногах. При первом же натиске египтян монголы дрогнули и беспорядочно бежали во все стороны, очумело спеша спастись от верной погибели. Египтяне одержали безоговорочную победу.
В западных курсах истории редко услышишь хотя бы мельком упоминание о сражении при Айн-Джелуде, а между тем это важнейшее событие повлияло на весь ход истории Запада. Преуспей монголы в завоевании Египта, они без труда одержали бы сокрушительные победы по всей северной Африке на территориях современной Ливии,
Алжира, Туниса и Марокко. Они зажали бы христианскую Европу стальным кольцом от Польши до Гибралтарского пролива, получив возможность вторгаться в нее с такого множества различных направлений, что никакая европейская армия не смогла бы заслонить им путь. (В курсах же истории Ближнего Востока, напротив, битве при Айн-Джелуде придают важнейшее значение; так, в честь этого сражения названа бригада Армии Освобождения Палестины.)
Когда победившие египтяне отбили у врага Дамаск, Халеб и прочие крупные города Сирии под мстительный смех местных христиан, Бейбарс заявил, что своими деяниями во время кампании заслужил особую награду, потребовав себе Халебский эмират. Тут Кутуз вдруг отверг просьбу Бейбарса, и вскоре стало ясно, что он вовсе не намерен делиться завоеванным ни с кем из своих победоносных полководцев.
На пути обратно в Египет войско устроило ради отдыха дневку в дельте Нила. Кутуз отправился на охоту, взяв с собой Бейбарса и еще нескольких мамелюкских полководцев. В разгар охоты один из вышеозначенных приблизился к султану как бы с прошением. Следуя обычаю, он взял султана за руку, якобы намереваясь облобызать ее, и крепко ухватился за десницу государя, не выпуская ее. Бейбарс же с саблей наголо в этот момент подъехал к Кутузу сзади, пронзив изогнутым клинком тело султана насквозь.
И когда победоносная армия триумфально въезжала в массивные врата под восторженные вопли толп, вытянувшихся вдоль главной улицы Каира, во главе процессии ехал новый султан Египта – Рукн ад-Дин Бейбарс.
24. Месть Бейбарса 1260-1274.
ороль Манфред, напрочь отвергший все притязания Папы на Сицилию и Неаполитанское королевство, достойно поддержал традиции Гогенштауфенов, отобрав у церкви доходы и привилегии. Папа же Урбан IV надумал действовать, исходя из убеждения, что короля Манфреда, да и весь род Гогенштауфенов, надлежит гнать и с Сицилии, и из Италии.
И к кому же мог обратиться французский Папа за помощью в восстановлении папского престола, как не к французской королевской фамилии, – разумеется, в обмен на солидное вознаграждение? Папа предложил Людовику IX Французскому увенчать короной Сицилии младшего брата короля – Карла, графа Анжу и Прованса. Подобный шаг несомненно привел бы к войне с королем Манфредом, но в этой войне Франция получала всяческую духовную и денежную поддержку церкви, на какую только она была способна.
Восхищенный подобной перспективой, Карл д'Анжу, человек весьма амбициозный и жестокосердный, согласился не раздумывая. Не довольствуясь жалкой ролью младшего брата короля, он сам жаждал взойти на трон. Будучи опытным военачальником, он не страдал отсутствием воли и напора, потребных для достижения сей высокой цели. У жены его было три сестры, все три стали королевами, она же – всего-навсего графиней. Супруга с восторгом поддержала предложенный план, суливший поставить ее на одну доску с заносчивыми сестрицами. Людовик же не только одобрил панские виды на его брата, но и ввел во Франции специальный налог, дабы помочь Карлу наполнить военную казну, необходимую для создания и снабжения армии. Началась вербовка наемников, коим предстояло составить большую часть войска Карла. Все эти события в Европе пока никак не сказались на Святой Земле, но в конечном итоге нанесли ей такой удар, от какого Заморью уже не суждено было оправиться.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Темницы, Огонь и Мечи. Рыцари Храма в крестовых походах."
Книги похожие на "Темницы, Огонь и Мечи. Рыцари Храма в крестовых походах." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джон Робинсон - Темницы, Огонь и Мечи. Рыцари Храма в крестовых походах."
Отзывы читателей о книге "Темницы, Огонь и Мечи. Рыцари Храма в крестовых походах.", комментарии и мнения людей о произведении.