Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Основы политико-просветительной работы"
Описание и краткое содержание "Основы политико-просветительной работы" читать бесплатно онлайн.
Подготовка текста и примечания А Г. КРАВЧЕНКО и Л С. ФРИД
Стачечное движение 1905 г. было своеобразным соревнованием. Начинали забастовку те заводы, где рабочие были наиболее сознательны, наиболее организованны, наиболее подготовленны к дружным, одновременным, широким революционным выступлениям. Эти заводы увлекали за собой другие, иногда шли «снимать» более пассивных, менее сознательных рабочих других заводов. Пример заражал, увлекал, организовывал, укреплял внутреннюю революционную борьбу.
Владимир Ильич тщательнейшим образом изучал стачечное движение 1905 г. — это движение он изучал с точки зрения сознательности, сплоченности, активности масс. «Только борьба воспитывает эксплуатируемый класс, только борьба открывает ему меру его сил, расширяет его кругозор, поднимает его способности, проясняет его ум, выковывает его волю»[172].
Прошли годы. Власть в нашей стране перешла в руки рабочего класса. Иные цели стоят перед ним в данный момент. Сейчас перед массой стоит задача строительства социализма в тех формах, которые диктуются данным моментом нашего переходного периода.
«…Социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс»[173], — так говорил Ильич. И как бы интенсивно ни шло хозяйственное строительство, оно ничуть, ни капли не походило бы на социалистическое строительство, если бы в него не были втянуты массы. Социалистическое соревнование — это средство поднять массы к единому, дружному действию, спаять их на этом действии, зажечь общим энтузиазмом, поднять сознательную дисциплину. И не только это является результатом социалистического соревнования: оно учит также коллективному учету и контролю.
Для того чтобы было возможно соревнование, нужен учет всех обстоятельств, всех возможностей, нужен взаимный контроль, умелое подведение итогов. Нужна конкретизация цели, обсуждение путей ее достижения, определенный план и т. д.
Несомненно, соревнование имеет очень большое воспитательное значение, тем большее, чем более умело поставлено, чем более оно продумано, чем меньше в нем. треска и звона.
В области промышленности соревнование широко развернулось, но оно должно охватить всю жизнь, необходимо соревнование и просветительных учреждений. Сейчас просвещение остро привлекает внимание масс, и мы знаем — без участия масс его построить нельзя. Нельзя остаться в стороне от общего движения, которое уже на первых своих шагах обнаруживает свои положительные стороны, вооружает массы умением контролировать, учитывать, правильно оценивать факты, а следовательно, учит и управлять. Соревнование — это кусок учебы.
Соревнование просветительных учреждений началось в области ликвидации безграмотности. Осенью прошлого года Главполитпросвет объявил «Ликбезовскую спартакиаду». Ее проводили не везде. Равнодушно к этому делу отнесся Ленинград и вообще те губернии, где рабочий актив уже грамотен и безграмотность ютится лишь по далеким деревням да среди городской бедноты. Зато вплотную взялись за работу Нижне-Волжская область с Саратовом во главе, Сибирь, Урал, взялся в Москве Бауманский район, взялись отдельные районы и деревни. О работе Бауманского района в Москве, Саратова и всей Нижне-Волжской области известно хорошо. Возьму Сибирь. Барнаульский округ, получив задание от крайоно об обучении в 1928/29 учебном году 10 тысяч человек, увеличил эту цифру до 34 тысяч человек и вызвал на соревнование Бийский округ, который вызов принял, увеличив контрольную цифру крайоно с 14 тысяч до 30 тысяч.
Фактический охват учебой выразился: по Барнаульскому округу — 32 тысячи, по Бийскому — 37 тысяч; Барабинский округ увеличил задание крайоно с 14 тысяч до 20 тысяч и вызвал на соревнование Славгородский и Рубцовский округа. Вызов был принят. Славгородский увеличил задание с 15 тысяч до 20 тысяч, Рубцовский — с 10 тысяч до 20 тысяч. Фактически обучается в Барабинском — 24,5 тысячи, в Славгородском — 18 тысяч. Минусинский окружной съезд Советов постановил ликвидировать неграмотность в округе в течение двух-трех лет и вызвать на соревнование Ачинский округ.
К сожалению, мы не можем еще дать карты РСФСР с обозначением того, как в какой области, в каком округе шла ликвидация безграмотности. Надо дать на этой карте точные указания, где (в каком крае, в каком округе) сколько безграмотных. И затем дать картину того, где (в каком крае, в каком округе, а если можно, то и в каком районе) что сделано, что было намечено и что достигнуто. К 15 сентября, к годовщине объявления ликбезовского похода, надеемся, такую картину сможем дать. Огнями вспыхнут районы, где в деле ликвидации безграмотности была проявлена революционная энергия; черной краской зальются районы, где отделы народного образования проспали дело ликвидации безграмотности, проявили недопустимую небрежность в этом деле.
Надо сказать, что ликбезовская спартакиада хотя и сдвинула дело ликвидации неграмотности с мертвой точки, приковала к нему внимание, но элементы соревнования в ней не проводились достаточно четко. Подведем итоги. Второй год ликбезовской спартакиады должен быть отмечен большей четкостью учета. Без учета нет спартакиады.
Читать и писать учатся не для того, чтобы читать вывески и расписываться. Вот почему Главполитпросвет объявляет в дополнение к ликбезовской спартакиаде еще спартакиаду библиотечную. Она началась уже изданием популярной брошюрки Крупской о библиотечном деле[174], в которой разъясняется, какое громадное значение имеет библиотечное дело и что может и должен делать каждый для укрепления этого дела. Затем издаем брошюру «Ленин о библиотечном деле»[175]. Будем печатать целую серию массовых брошюрок о проводимых в жизнь начинаниях, стараясь обобществить[176] инициативу отдельных групп читателей, начинаний Советов и т. д.
Перекличка уже началась. Библиотекари г. Саратова бросают вызов:
«Товарищи библиотекари!
Мы, работники политпросветских и профсоюзных библиотек г. Саратова, участники великого культурного похода против неграмотности, вызываем наших товарищей из других мест Нижне-Волжского края, товарищей Средне-Волжской области и Бауманского района Москвы на соревнование по обслуживанию книгой малограмотных. Выполним завет Ильича: «Книгу в массы!»
Бауманский район принял вызов саратовских библиотекарей.
Проводим соревнование изб-читален по линии летней работы. Соответствующие статьи помещены уже в «Бедноте». Соревнование будем проводить через «Бедноту».
Начинает эта работа развертываться и по линии клубной.
Относительно начатого соревнования по линии Главпрофобра и Главсоцвоса приходится судить по материалам, предоставленным информационным отделом Организационно-планового управления. Когда читаешь многочисленные вырезки из газет и различные сообщения о соревновании просветительных учреждений, бросается в глаза то, что во всех сообщениях формулировки до крайности общие. Например: «Мы, серпуховские рабфаковцы, обращаемся к совпартшкольцам с вызовом на соревнование по повышению процента посещаемости, по улучшению качества учебы». Тут все неопределенно, нет никаких мерил, в какой срок, в чем должно заключаться улучшение качества. Неизвестно, почему именно надо соревноваться по повышению посещаемости и т. д. Или «Известия» сообщают, что вузы, техникумы и рабфаки Москвы, Ленинграда, Казани, Саратова, Харькова, Свердловска и других городов вступили в социалистическое соревнование на лучшую и более быструю подготовку специалистов, за повышение академической успеваемости и т. д. и т. д.
По той же линии идут и совпартшколы.
Школы-девятилетки также вовлекаются в соревнование. В «Учительской газете» мы читаем: «Школьный совет девятилетки имени III Интернационала (Брянск) обязуется перед лицом всей общественности все силы и внимание мобилизовать на борьбу за качество учебы… Мы вызываем брянские семилетки имени Луначарского и имени Октябрьской революции, Бежицкую, Смоленскую и Карачевскую девятилетки для выполнения следующих задач: сократить до минимума второгодничество, добиться максимального повышения успеваемости, стопроцентного уплотнения рабочего времени, полного выполнения программ, объявить решительную борьбу с опозданиями, пропусками».
«Северная правда» пишет: «Кострома. Четвертая школа-девятилетка вызвала все другие девятилетки города на поднятие учащимися академической успеваемости и дисциплины». Опять «все» — вне времени и пространства; неизвестно, кто именно — учащиеся, пионеры, школьный совет, заведующий школой или кто еще все это постановил…
Поражает большое количество таких общих, необоснованных, мертвых постановлений, неизвестно от кого исходящих.
Я хотела бы остановиться еще на одной стороне дела. Социалистическое соревнование потому социалистическое, что оно происходит не по приказанию, а добровольно, и потому, что оно происходит не ради получения каких-либо выгод, а потому, что участники соревнования воодушевлены той целью, которую себе соревнование ставит. Социалистическое соревнование есть средство воспитания добровольной, сознательной дисциплины, и всякие индивидуальные премии этому лишь мешают. А между тем вопрос о премировании кое-где всплывает, есть и попытки «распоряжений», чтобы проводили соревнование. Чего доброго, будут составляться и «сметы на соревнование».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы политико-просветительной работы"
Книги похожие на "Основы политико-просветительной работы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы"
Отзывы читателей о книге "Основы политико-просветительной работы", комментарии и мнения людей о произведении.