Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Основы политико-просветительной работы"
Описание и краткое содержание "Основы политико-просветительной работы" читать бесплатно онлайн.
Подготовка текста и примечания А Г. КРАВЧЕНКО и Л С. ФРИД
Возьмем вопрос о коммунах. У нас есть коммуны, которые возникли еще в 1920–1921 гг. Прошли годы, и никто не обращал на них внимания. Но начиная с прошлого года коммуны стали привлекать общее внимание — и что же оказывается? Обыкновенно в коммунах, которые продержались с 1920 г., крупную организующую роль играли рабочие в качестве ли председателей, или заместителей председателей: сплошь и рядом рабочий, машинист, металлист, был главным инициатором коммуны, и он, оказывается, сыграл в организации коммуны крупную роль.
Нельзя отожествлять термины «колхоз» и «коммуна». Коммуна — это организация вполне определенная, более высокая, а колхоз пока нечто довольно расплывчатое. Именем «колхоза» обозначаются организации очень разного типа. Правда, сейчас замечается такое явление, что от низшей формы колхозного движения переходят к более высокой. Но это длительный процесс. Так вот, если мы возьмем коммуну как таковую, мы должны сказать, что здесь рабочие сыграли положительную роль. И в тех крупных хозяйствах, которые теперь создаются на новых местах, в том колхозном движении, которое имеется сейчас, рабочие играют крупную роль.
Мне пришлось недавно быть на Северном Кавказе и видеть совхоз «Гигант». Что больше всего поражало в этом «Гиганте» — это то, что директор громадного совхоза — ленинградский рабочий с Выборгской стороны, великолепный организатор. И в активе, который там подобран, есть рабочий Сталинградского завода и другие. Если вы посмотрите на этот совхоз, он резко отличается от старых совхозов, которые организовались на месте старых имений. Там — бывшие владения всяких князей и крупных помещиков. Все это сказывается на батрачестве, получается известное недоверие. Многие вопросы, которые трудно разрешить в старом совхозе, разрешаются легко в новом. Например, возьмем вопрос об отдельных тарелках — в старом совхозе этот вопрос не разрешен: «Тащат, — говорят, — тарелки, едят из общих мисок»; а в «Гиганте» этот вопрос разрешается очень просто — никто ничего не тащит: дух другой. Взаимоотношения между рабочим и директором совершенно другие, не похожи на отношения в старых совхозах. И тут чувствуешь, какую громадную роль может играть рабочий в стройке совхозов на новых основах.
Сейчас в деревне больше всего пошел спрос на организатора. К колхозному движению громадное стремление. Даже кулаки и то согласны, да их не берут в колхозы. Но весь вопрос в том, что не хватает организаторов. На Средней Волге, например, приходилось спрашивать партийцев, как у них идет колхозное движение. «Да у нас, говорят, все хотят в колхоз». Но — «даешь организатора!»
Деревня этих организаторов не очень выделяет. И тут, конечно, будет очень велика роль рабочих-организаторов, у которых организаторские таланты вырабатываются на работе в заводе, на предприятии. Это одна сторона дела, рисующая, как меняющееся хозяйство, переходящее на крупные рельсы, приближается к заводу и к индустрии.
Точно также возьмем шефство три-четыре года тому назад: очень трудно было что-нибудь организовать. Выходила как-то просто «подачка» деревне. Деревня смотрела на шефа как на дающего. Придет подшефный, оденет лапти похуже и смотрит, как получить от рабочего некоторую сумму материальных благ, а настоящей смычки не получается! Агитпроп очень много возился с шефскими обществами, и все это как-то натыкалось на большие трудности, которые создает психология мелкого собственника. Сейчас смычка идет на другой почве. Когда едет рабочая бригада и помогает чинить машины, организовать хозяйство, — уже совершенно другой взгляд на нее. Смотрят уж не как на даятеля всяких благ, а смотрят как на товарищей по работе, которые оказывают им серьезную поддержку своим трудом, и умением.
Вопрос о культуре. Так же как все нуждаются в хлебе, так масса стремится к культуре. На любом съезде Советов вы можете наблюдать, как прямо с низов прет эта страшная тяга к знанию. Мы, политпросветчики, и вы, культотдельщики профсоюзов, знаем, как сейчас напирают с низов относительно всякой культработы. Между тем, если посмотреть, как эта работа поставлена, надо сказать — очень плохо. Вот я смотрела работу на Северном Кавказе и должна сказать, что культработа страшно слаба. Возьмем какой-нибудь Дом крестьянина: там открыты столовые, спальни, но даже ключей от комнат, где ведется культработа, никак не могут найти; в этих комнатах поэтический беспорядок: колосья, модели машин, тракторов и т. п. — все смешано… Настоящей культ-просветработы, настоящего культурного строительства, которого требует масса, которого она жаждет, нет, и, я думаю, не будет до тех пор, пока наше культурное строительство не будет идти следом за перестройкой хозяйства.
Надо создать не только избы-читальни, какие у нас существуют, — с одним избачом, которого постоянно снимают то на хлебозаготовки, то еще куда-нибудь. Конечно, пока это перестроится, и такая изба лучше, чем ничего. Но, когда читаешь в «Молоте» (газета Северного Кавказа) о съезде по культработе, о том, как все одно и то же говорят: «Приехали — изба на запоре, избач мобилизован на хлебозаготовки», — когда из месяца в месяц читаешь об этом, думаешь, что надо из этого вылезти, построить гораздо более мощные культурные центры. Где это сделать — в маленьком городке, который ничего не представляет в производственном отношении?.. Нет. Устраивать мощные культурные центры надо при тракторных станциях, при крупных производственных центрах, в' больших коммунах и совхозах, где был бы не один работник, а целые группы. Эти центры могли бы стать культурной базой, обслуживающей всю округу.
В тракторных станциях будут мастерские. У нас сейчас в коммунах и в деревне самая большая проблема — это проблема подростков. Окончил четырехлетку — и некуда ему деться. Не знает, бежать ли ему в город, или обратиться в беспризорника. Нет выхода. И вот важно, чтобы при тракторных мастерских были общежития для подростков, где бы эти подростки могли обучаться и управлению машинами и некоторым способам обработки земли. Очень важно, чтобы были организованы вечерние агрономические курсы. Ведь при тракторных станциях обязательно будут агрономы, техники и рабочие. И вот они будут влиять определенным образом на подростков.
При тракторных станциях нужна организация культработы также и со взрослыми крестьянами. Нужно создать сельскохозяйственные отделения рабочих университетов. Если мы видим Дом крестьянина в забросе, так потому, что нет никаких производственников, которые работали бы около этого Дома крестьянина, а тут они будут работать при тракторной станции и помогут создать мощные культурные учреждения.
Конечно, сейчас все дело еще в самом начале. В строящихся новых совхозах должен быть такой подход: первым делом строят баню, общественную прачечную, общественную столовую, ясли и все, что обслуживало бы быт. Так делается в «Гиганте». Если действительно будут обращать внимание на бытовую коммунальную сторону, если будут действительно превращать совхозы и коммуны в культурные центры, так это будет тем, что победит старую, косную деревню и превратит ее в нечто совершенно другое.
Уже сейчас психология крестьянства меняется. Раньше стремились из бедняка в середняки, а из середняков — куда? В зажиточные, в кулаки. Дальше идти было некуда. Не очень приятно переходить в зажиточные. Выхода не было, а сейчас меняется психология. Виден выход. Сейчас на местах все бурлит. Мне приходилось говорить с товарищами, работающими по разным коммунам: они говорят, что сейчас деревня кипит, в ней ломается старая, мелкособственническая психология. И тут рабочему классу и профсоюзам надо всячески приходить на помощь. Сейчас такой момент, когда этой перестройке в деревне надо не только хозяйственно помочь, необходимо помочь всем своим влиянием. В совхозе «Гигант» — высокая техника, но это может быть и в капиталистических условиях. Но что в корне отличает «Гигант» от капиталистических предприятий — это его организация, организация рабочих, помощь окружающему населению, пролетарская установка… В ней гвоздь. Именно это производит на крестьян громадное впечатление — на крестьян и на всех посетителей. Я т. Юркина[177]спрашиваю: «Надоедают вам посетители? Говорят, приходит масса экскурсий?» Он отвечает: «Что же, это необходимо. Только, к сожалению, ленинградские рабочие не едут, а им надо бы посмотреть».
Ясно, что рабочие должны хорошо знать это новое строительство, потому что они могут сыграть в этом деле большую роль. Тут надо подумать, как в хозяйственных центрах, которые будут делаться все более и более могучими центрами и влиять на деревни, организовать и быт и культурную жизнь так, чтобы это было показательно.
На Северном Кавказе сейчас рядом с «Гигантом» имеются совхозы старого типа. Но и они стремятся обслужить окружающих крестьян тракторами. В совхозе «Хуторок» поехали тракторные колонны в деревню. «Черт с вашими тракторными колоннами», — отвечает окружающее население — казаки. Поехали дальше. Там тоже начинается борьба. «Что же это, — говорят, — горючим все семена стравите!»
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы политико-просветительной работы"
Книги похожие на "Основы политико-просветительной работы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы"
Отзывы читателей о книге "Основы политико-просветительной работы", комментарии и мнения людей о произведении.