Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Основы политико-просветительной работы"
Описание и краткое содержание "Основы политико-просветительной работы" читать бесплатно онлайн.
Подготовка текста и примечания А Г. КРАВЧЕНКО и Л С. ФРИД
Сейчас есть курсы заочного обучения. При помощи этих курсов можно очень многому научиться, но обычно не знают, как их выписать; стоят они гроши, но как их достать, как получить, что с ними делать, — об этом часто в колхозах ничего не знают. Важно, чтобы инструкторы, которые приедут, толково, обстоятельно объяснили, как нужно учиться при помощи заочных курсов.
Вооружившись знаниями, колхозницы сделают чрезвычайно много в организации всей жизни колхоза. Они помогут также и подрастающему поколению — ребятам, помогут им сорганизоваться.
Нужно сказать, что ребята в колхозах заражаются жизнью взрослых. Они начинают организовываться, и те письма, которые мы получаем от детей колхозников, гораздо интереснее, чем письма других ребят. Дети пишут о том, что на работе, которую они делают в помощь коммунам, они учатся жить и работать сообща. Они рассказывают, как к ним тайком от родителей бегают дети крестьян из тех деревень, которые не перешли в колхозы, и крестьяне через них узнают о колхозной жизни, заинтересовываются этой жизнью.
СТРОЙТЕ КУЛЬТУРНУЮ РАБОТУ ПО ПЛАНУНа происходившем недавно съезде заведующих крайоно принят целый ряд резолюций, в которых говорится о том, что дело культурного строительства должно быть широко развернуто, что нужен фонд для строительства изб-читален и Домов культуры.
Конечно, каждая колхозница уже сейчас понимает, что под лежачий камень вода не течет, что культуру также надо брать с бою. Поэтому тут надо проявлять большую организованность, большую напористость. Надо организовываться для того, чтобы выставлять определенные требования, надо проводить самообложение на культурные нужды, добиваться встречных кредитов, добиваться культурных работников.
Однако рассчитывать на большие средства сейчас не приходится. Чтобы перестроить нашу деревню, надо прежде всего иметь достаточное количество тракторов, машин и т. д. Здесь раздавались голоса: «Мы сами рады впрячься, чтобы сообща вспахать землю». Эти слова говорят об энтузиазме, охватившем колхозниц, но, конечно, по-настоящему хозяйство можно перестроить только тогда., когда у нас будут тракторы и комбайны, а чтобы тракторные заводы построить, нужно раньше построить металлургические заводы, добывать уголь и т. д. Стало быть, главное внимание сейчас надо уделить индустриализации, развитию промышленности. Вот почему на просвещение нам дают очень ограниченные средства.
Но и при таких ограниченных средствах, какие мы имеем, можно было бы добиться значительно больших результатов, если бы мы строили нашу работу более организованно, более планово Между тем если мы ясно понимаем, что в хозяйстве нужен план, то в области культурной работы у нас пока каждый за себя еще работает. Работает отдел народного образования, рядом работают культотдел, разные кооперативные организации, и никакой увязки между ними нет. Наркомпрос употребляет большие усилия, чтобы объединить все силы и средства. Мы говорим в шутку, что в культурной работе необходимо переходить, так сказать, на «колхозное строительство».
Мы сейчас проводим такой опыт. Есть показательный район — Орехово-Зуево, рабочий центр, который принимал большое участие в классовых боях. Там работают и культотделы профсоюзов и отдел народного образования. По району идет коллективизация. В то же время в культурной работе никакого плана там еще нет. И вот мы попробовали устроить там «библиотечный колхоз». В Орехово-Зуеве двадцать две библиотеки, и каждая врозь работает, каждая сама себе книги закупает и часто одни и те же, а руководства настоящего нет. Мы послали туда опытного товарища, договорились о том, чтобы библиотечную работу проводить сообща по всему городу, а потом и по всему Орехово-Зуевскому округу.
На примере этого «библиотечного колхоза № 1», как мы его в шутку называем, выяснилось сразу, что денег на это дело затрачивается порядочно, не одна сотня тысяч, а пока каждая библиотека была сама за. себя, то в ее распоряжении были такие гроши, что настоящей хорошей библиотеки, которая вела бы передвижную работу, снабжала книгами все библиотеки, организовать было нельзя.
Мы думаем, что и в колхозах наших тоже должно быть единство в культурной работе, нужно работать по плану. А то шеф, отдел народного образования пошлют одни книжки, культотдел — другие, а планомерной помощи нет.
Объединение всей помощи колхозному движению должно рассматриваться как ударная работа.
ВЫБИРАЙТЕ КУЛЬТУПОЛНОМОЧЕННЫХНедавно на конференции при Агитпропе ЦК ВКП(б) обсуждался вопрос об избах-читальнях. На этой конференции решено, чтобы сейчас в деревне были культуполномоченные, подобно тому как есть уже агроуполномоченные. Необходимо, чтобы на известное число, скажем на двадцать пять, дворов (по-разному в разных местностях) выбирался уполномоченный — человек грамотный, заинтересованный этим делом, свой человек. Культуполномоченный должен смотреть, чтобы безграмотные учились на ликпункте; чтобы и мужчины и женщины ходили в избы-читальни, пользовались библиотекой, подписывались на газеты, устраивали коллективные читки и обсуждение газет; чтобы самые нужные книжки также читали вместе; чтобы все дети ходили в школу; чтобы население втягивалось в культурную работу. Эти культуполномоченные будут входить в совет избы-читальни. Очень важно, чтобы именно в колхозах поскорее выбрали культуполномоченных.
Конечно, перед выборами культуполномоченного надо провести большую работу. Необходимо предварительно провести собрания бедноты, обсудить, кого выбирать, чтобы выбирались люди не просто хорошо грамотные — таких, пожалуй, среди кулаков больше, потому что они имели возможность раньше учиться, а беднота не имела этой возможности. Важно, чтобы человек был свой, знал нужды бедноты, понимал их. Такие есть среди бывших красноармейцев, делегаток; они умеют вести общественную работу, их и надо выбирать. Важно, чтобы эти культуполномоченные сорганизовались около избы-читальни, входили в ее совет, обсуждали сообща все культурные нужды своей деревни и как эти культурные нужды удовлетворить.
Конференция по избам-читальням, которая была при отделе агитации, пропаганды и печати (АППО) ЦК, признала, что особенно важно развертывать избы-читальни в социалистическом секторе, и не только избы-читальни, но и Дома культуры, что нужно создавать их при машинно-тракторных станциях и при тракторных колоннах.
СОЗДАЙТЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ СПОКОЙНОЙ УЧЕБЫКогда мы проводили культпоход по ликвидации безграмотности, у нас выделился на первый план Саратовский округ с г. Саратовом. Что там особенного было? Особенным было то, что ликвидацию безграмотности не брали независимо от других вопросов. Там правильно рассуждали. Что значит неграмотная женщина? Это не только то, что она читать и писать не умеет. Это значит, что она оторвана от всякой общественной работы, прикована к семье, живет в темноте, под влиянием религии и разных суеверий. Другими словами, надо не только обучить ее грамоте, но и постараться поставить ее в лучшие условия. И что же в Саратовском округе сделали? К той семье, из которой безграмотная женщина уходит учиться на ликпункт, прикрепляли соседку или комсомолку, и в часы, когда женщина уходит учиться, она знает, что есть кому остаться с ребятами, присмотреть за печкой и т. д. Так делалось не только в городе, но и в деревне. Взаимопомощь в культурной работе играет большую роль.
Другой вопрос — вопрос о совместных читках. Одна крестьянка из Центрально-Черноземной области, из бывшей Курской губернии, т. Брыкина, рассказала, как она проводила работу среди женщин. Долго она волновалась, что никто из женщин у них в деревне не ходит на собрания, и не могла ничего придумать, чтобы привлечь их. Потом она достала в женотделе книжки, стала ходить по избам и читать. Женщины заинтересовались, а затем уже стали сами просить: «Ты почитай нам еще, Брыкина».
«Я говорю: «Давайте по десяткам организуемся и будем делать так: вы работайте, а я читать буду», — рассказывала Брыкина. — Они стали по десяткам собираться и совместно читать. А как приехал докладчик из волости, я свои десятки обежала, всех позвала. Прихожу на собрание, смотрю — все женщины до одной собрались. Сердце хотело от радости разорваться».
Вот как по собственному почину крестьянка-беднячка сумела провести такую важную организационную работу, сумела на культурной работе объединить эти десятки неграмотных женщин, а потом привлечь их к общественной работе.
Мы видим, что там, где правильно ставится дело ликвидации неграмотности, — там женщина не только обучается грамоте, но и одновременно привлекается к общественной работе, гораздо активнее участвует, например, в перевыборах делегаток. Об этом говорят данные о выборах в этом и прошлом годах. Это показывает, как одно связано с другим, как темнота и неграмотность связаны со старым бытом, с тяжелыми условиями, в которых еще находится женщина.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы политико-просветительной работы"
Книги похожие на "Основы политико-просветительной работы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы"
Отзывы читателей о книге "Основы политико-просветительной работы", комментарии и мнения людей о произведении.