Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Основы политико-просветительной работы"
Описание и краткое содержание "Основы политико-просветительной работы" читать бесплатно онлайн.
Подготовка текста и примечания А Г. КРАВЧЕНКО и Л С. ФРИД
Выступавшие здесь от Центрально-Черноземной области говорили, что крестьянки там живут очень грязно, жизнь их очень неустроенна и т. д. Надо сказать, что в ЦЧО население очень бедное. Из одной коммуны, например, писали о том, что нет денег на покупку отдельных тарелок. И только потом, когда выяснилось, что все чуть-чуть не перезаразились от больных, женщины от страха нивесть сколько слез пролили, — только после этого завели отдельные тарелки, чашки для каждого, чтобы предупредить распространение всякой заразы.
ВЫТЕСНЯЙТЕ РЕЛИГИЮ КУЛЬТРАБОТОЙТеперь несколько слов относительно религии. Кто-то из выступавших рассказал, как они устраивали соревнование по уничтожению икон. Но надо сознаться, что еще много от старого осталось в колхозах. Женщина привыкла верить в бога. Часто она боится, как бы бог не наказал ее. И только когда она увидит, что в колхозе можно дружно жить, что жизнь там делается гораздо более налаженной, — только тогда она окончательно освободится от религиозного дурмана.
Надо сказать, что церковь притягивает женщин своей внешней обстановкой — пением и т. д. Поэтому важно, налаживая жизнь колхозов, обратить внимание также на то, чтобы сделать там жизнь покрасочнее, повеселее: ставить собственными силами спектакли, петь хором, устраивать совместные прогулки, танцы и т. д. Одним словом, надо организовать жизнь повеселее, чтобы эта жизнь увлекала и не было потребности пойти куда-то и послушать какое-то надрывное церковное пение.
ОБМЕНИВАЙТЕСЬ ОПЫТОМОбмен опытом — чрезвычайно важное дело. К сожалению, пока все это делается самотеком, а не систематически. Важно, чтобы все те коммуны, которые уже имеют большой опыт, которые уже правильно наладили, работу, были на виду; чтобы более слабые колхозы ходили и смотрели, как там дело поставлено.
Через наши школы, через наши учебники, которые посылаем на места, через популярные книжки мы стараемся познакомить с этим опытом лучших коммун и подрастающее поколение и взрослых. Но одно дело прочесть в книжке, а другое — собственными глазами посмотреть. Это делается самотеком. Следует, чтобы в более сильные коммуны ездили организованно и обменивались впечатлениями. Нужно обращать внимание на те стороны, которые особенно важны; на то, как там труд организован, как там женщины организованы.
ГОРОД ИДЕТ НА ПОМОЩЬ ДЕРЕВНЕЯ должна сказать, что сейчас деревня, колхозное движение предъявляют большие требования к городу, и если еще несколько лет тому назад профсоюзы, например, почти не интересовались деревней, то сейчас в профсоюзах вопрос о деревне, о помощи колхозному движению обсуждается очень горячо. Вы знаете постановление о том, что 25 тысяч рабочих посылаются в колхозы на работу. Сейчас рабочие начинают играть в колхозном строительстве крупную роль. Весь свой организационный опыт рабочий несет в деревню.
Вот маленькая картинка из жизни.
Заходит ко мне приехавший из деревни уполномоченный, начинает рассказывать, как у них в Тверском округе (Кашинский район) организовалось семь колхозов, как они думают Переходить на сплошную коллективизацию, как они построили школы. Долго и горячо говорил он, а я его спрашиваю: «Вы-то кто такой?» — «Я, — говорит, — ленинградский рабочий, из Выборгского района». — «Что же, вы родом из этого села?» — «Нет, меня мобилизовали на работу по колхозам, и эта работа такая интересная, важная, что я теперь на ней остаться хочу».
Недавно мне пришлось провожать в деревню т. Емельянова, который в свое время скрывал Владимира Ильича. Он рабочий — многие годы работал на Сестрорецком заводе. Старик уже, но с большим воодушевлением едет в деревню.
Таких людей, которые с величайшим энтузиазмом едут на помощь в деревню, много и среди культурных работников. Недавно в Наркомпросе мы провожали первую культурную бригаду, которую составили из наших крупных работников, много лет работавших и по ликвидации неграмотности, и по рабочим университетам, и по дошкольному делу. Их послали в Сибирь, в район сплошной коллективизации. Когда мы их провожали, то вспоминали старое — вспоминали тот год, когда белые подходили к Орлу и когда Наркомпрос отправлял первую совпартшколу туда, на фронт. Сейчас, неделю тому назад, мы тоже отправляли наших работников на новый фронт — на фронт колхозный, чтобы они своим знанием помогли налаживать культурную работу. Это первая культурная ласточка. Конечно, одна такая бригада сейчас является каплей в море, но это движение — посылка культурных бригад в деревню, — я думаю, в ближайшем будущем примет крупный размах. Важно, чтобы работницы, у которых имеется большой организационный опыт, также ехали в деревню.
Недавно одна наша выдвиженка, ткачиха, поехала в. Самарский округ — в округ, где создаются новые крупные колхозы. Она побыла там и сразу увидела очень много недостатков, которые на местах видели, но не знали, как их изжить. Например, был там уполномоченный по хлебозаготовкам, который проводил неправильно обложение. Она потребовала немедленной его смены. Посмотрела, как работают избачи, провела широкую работу среди женщин, организовала их на борьбу с кулачеством, и сразу по ее приезду создался большой сдвиг в этом селе.
ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЕДУЩИХ В ДЕРЕВНЮВажно, чтобы те культурные силы, которые сейчас едут в деревню, были правильно использованы. Очень часто приедет человек, живший в городе, и не знает, как приступить к работе в деревне. Надо тем, кто едет, сказать, что их задача не только научить, но и прежде всего самим поучиться, самим присмотреться хорошенько к жизни колхозниц, посмотреть, какие тяжелые стороны есть в этой жизни… Только после этого можно будет оказать действительную помощь.
Но и вам, колхозницам, не надо обращать сразу внимание на каждую ошибку, не надо строго судить, если человек что-либо не так сделал. Вы с ним поговорите, расскажите о своих нуждах, научите работать. А то бывает так. Приедет комсомолка. Конечно, комсомольцы — народ молодой, думают, что с маху все можно взять. Приедет и что-нибудь вначале напутает, а ее сразу берут в штыки: «Нет, матушка. Чего суешься? Это не так надо делать». Лучше будет, если к ней подойти по-товарищески и объяснить, как ей надо вести себя, чтобы действительно поделиться с вами своими знаниями. Тогда не будет таких случаев, что человек приедет и не сумеет подойти, а его не сумеют использовать, а в итоге окажется, что зря только время затрачено и много нервов испорчено.
БОЛЬШЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИТеперь такое время, когда рабочие и работницы особенно готовы идти на помощь коллективному движению, когда культурные работники стремятся помогать колхозам. Теперь главный вопрос в том, чтобы на местах сами колхозницы как можно лучше сорганизовались, чтобы они подняли свой культурный уровень, свою грамотность, выработали в себе привычку сообща читать газеты, сообща читать и обсуждать нужные книги, учиться, выдвигать из своей среды наиболее способных на всякие курсы, готовить из них кадры культурных работников.
Во всех органах просвещения и в рабочей среде теперь есть ясное понимание того, что надо идти на помощь колхозному движению. Нужно эту помощь колхозному культурному движению оказать во что бы то ни стало. Но, с другой стороны, необходимо колхозницам сорганизоваться на этом важном культурном фронте. Овладев знанием, колхозница внесет чрезвычайно много во все колхозное движение. Недаром Владимир Ильич говорил, что женщина сыграет громадную роль в строительстве. У женщин есть терпение, у них есть настойчивость. Посмотрите и послушайте, как говорят председательницы сельсоветов, посмотрите, как они настойчиво, неустанно работают. В колхозах идет классовая борьба, и нужно сказать, что те женщины, которые освободились от старых пут религии, от старых предрассудков и стали сознательными, не остаются позади, идут впереди настойчивыми, уверенными шагами.
Культура и техника помогут укрепить наше колхозное движение, укрепить связь между рабочим классом и широкими слоями крестьянства.
И тогда, когда это будет, наше колхозное движение сделает нашу страну непобедимой и эта страна будет гореть факелом для трудящихся других стран. Так говорил Владимир Ильич. Мы видим теперь, что к этому дело идет.
1929 г.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРНАЯ РАБОТА В ДЕРЕВНЕ
Культурный фронт в данный момент — самый тяжелый фронт. С одной стороны, у людей голова кружится от открывающихся возможностей, и они теряют необходимую трезвость мысли, выливают свои настроения в кипах сногсшибательных резолюций; с другой стороны, мы видим на практике самую реакционнейшую недооценку культурной работы, особенно массовой культурной работы в деревне, культурной работы в социалистическом секторе, игнорирование культурных потребностей масс, барскую недооценку самодеятельности масс.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы политико-просветительной работы"
Книги похожие на "Основы политико-просветительной работы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы"
Отзывы читателей о книге "Основы политико-просветительной работы", комментарии и мнения людей о произведении.