Надежда Крупская - Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи"
Описание и краткое содержание "Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи" читать бесплатно онлайн.
Подготовка текста и примечания А Г. КРАВЧЕНКО и Л. С. ФРИД
Конкурс всесоюзный, и необходимо, чтобы в него включились все республики.
Волнует, что включение идет медленно, потому что нужно сугубое внимание обращать, чтобы бывшие когда-то отсталыми республики на всех участках стали передовыми, в том числе и на библиотечном фронте. Конкурс на лучшую сельскую библиотеку — кровное дело всех республик.
У нас в СССР каждая республика имеет свое культурное лицо, и в конкурсе надо особенно тщательно учитывать национальные особенности населения каждой республики, хозяйственные и бытовые его особенности. Вопрос о библиотеке неразрывно связан с целым рядом других вопросов: с оседлостью, со степенью грамотности, с количеством литературы на данном языке, с тем, насколько эта литература отвечает запросам широких масс населения, близка и понятна им.
Чтобы поставить как следует конкурс на лучшую сельскую библиотеку в нацреспубликах, нужно, чтобы эти республики сами вплотную взялись за это дело. Им виднее, где и как устраивать читки, как обслуживать женщин, как переводить книжки на язык живых образов, как подбирать книжки, какую консультацию давать, как развивать передвижные формы библиотечной работы. Одно дело передвижные формы работы где-нибудь под Москвой, другое дело в Казахстане и других республиках.
Нужна совместная работа в деле конкурса всех республик, нужна всяческая взаимопомощь, нужен широко поставленный обмен опытом.
Недопустимо шаблонизирование работы массовых библиотек, шаблонизирование форм соцсоревнования.
Необходим, однако, обмен опытом, серьезно поставленный.
Необходимо, чтобы в каждой республике в конкурс включились все заинтересованные организации. Особенно важна помощь краевых научных библиотек, шефство их над селом, шефство неформальное, а живое. товарищеское. РСФСР одной не разрешить задач, поставленных конкурсным комитетом. Не только в городе, но и на селе в РСФСР много читателей разных национальностей. Они пользуются обычно обыкновенными библиотеками. Там для них устраиваются обычно особые полки. Но разве этого достаточно? Нужно там и работу ставить по-особенному, нужен особый подбор книг. Важно, чтобы товарищи-библиотекари соответствующей национальности посоветовали, как лучше вести работу.
Поднять библиотечное дело на селе, в национальных республиках и областях, поднять работу в национальных уголках и отделах сельских библиотек — такова задача, выдвинутая в числе других конкурсом.
Я хотела бы остановиться еще на одном вопросе. Наше русское село долгое время жило замкнутой жизнью и мало интересовалось жизнью других национальностей. Теперь эта национальная замкнутость изживается, но не изжита еще до конца. Поэтому при комплектовании сельских библиотек надо обращать внимание на то, чтобы на село посылались книжки о жизни других национальностей, входящих в СССР, и художественные произведения этих национальностей. Художественная литература, правильно подобранная, особо способствует сближению разных национальностей, их взаимопониманию. На эту сторону дела надо обратить внимание. Взаимопонимание различных национальностей страхует от шовинизма, воспитывает дух интернационализма. Чрезвычайно укрепляет связь между различными национальностями совместная работа над общим делом. Мы видим это на хозяйственном фронте. Нужна большая совместная работа нацреспублик и областей и на фронте культурном, в том числе и на библиотечном.
1935 г.
РАБОЧИЕ ДОЛЖНЫ ПОМОЧЬ БИБЛИОТЕКАМ НА СЕЛЕ
Конкурс на лучшую сельскую библиотеку начался 15 июля и должен закончиться к 1 января 1936 г.
Недавно в Библиотечном управлении Наркомпроса состоялся пленум жюри конкурса. Съехались представители конкурсных комитетов от двадцати пяти краев и областей. Они рассказали о работе, ведущейся на местах в связи с конкурсом. Особенно интересно и оживленно развернулось соревнование между библиотеками в Куйбышевском крае. Больших сдвигов добилась Западная область. Вплотную взялись за работу Калининская область, Крым.
Библиотеки ремонтируются, украшаются, пополняются новыми книгами. Повсюду книги тщательно переплетаются. Библиотеки обрастают передвижками. С каждым днем растет число читателей. Они чаще посещают библиотеку, принимают участие в налаживании ее работы. Чувствуется, что конкурс попал, что называется, в точку и отвечает назревшей потребности.
Но ведь нам нужно не только, чтобы было как можно больше сельских библиотек, чтобы работа их была как можно лучше налажена, чтобы библиотеки на селе возможно лучше обслуживали население; нужно, чтобы сельские библиотеки стали подлинными культурными очагами. Для этого необходимо, чтобы к конкурсной работе примкнули все культурные силы страны, чтобы каждый помогал сельской библиотеке чем может.
Быстрый рост нашей крупной промышленности вызвал огромный приток на фабрики и заводы рабочей силы, приходящей из деревни. У нас громадное число рабочих, не порвавших еще связи с селом, рабочих, которым очень близко все то, что делается в их родном селе. Сравнивая жизнь города и села, они видят, как много еще надо сделать, чтобы поднять культуру села до уровня культуры города.
Сейчас в городах стали укрепляться массовые библиотеки. Если два-три года тому назад городские массовые библиотеки искали читателей, вербовали их, то теперь в большинстве библиотек — большой наплыв читателей. Библиотекари даже вздыхают, что не могут удовлетворить запросов всех читателей библиотеки и обслужить их как следует.
Рабочий пошел в библиотеку. Через книгонош, через передвижки библиотека внедряется в быт.
И рабочий, пришедший из деревни, полюбивший книгу, не может пройти равнодушно мимо конкурса на лучшую сельскую библиотеку. Он может сделать очень и очень многое. Пусть он напишет к себе на село своим братьям и сестрам, своим товарищам о работе городских библиотек, о прочитанных книгах, о читках, о беседах с писателями, с представителями науки, приходящими в библиотеку.
Пусть он напишет об этом читателям сельских библиотек.
Пусть организует у себя в цехе шефские группы по помощи сельским библиотекам.
Пусть эта группа советуется с агрономами, с библиотекарями, с врачами, с техниками, как и чем можно помочь библиотеке. Пусть группа соберет лучшие книги для отсылки их в сельские библиотеки.
Надо всячески помогать колхозам именно в культурном отношении. Ведь одна из задач строительства социализма — подтянуть культуру села до уровня культуры города.
Рабочие, если возьмутся за это дело, несомненно, проявят богатую инициативу, проявят рабочий, пролетарский почин.
Есть целый ряд профсоюзов, тесно связанных с селом. К числу таких профсоюзов принадлежат, например, железнодорожники, строители, которые могут очень многое сделать для улучшения работы сельских библиотек.
В особенности это относится к союзам сельскохозяйственных рабочих. В совхозах библиотечное дело за время конкурса значительно продвинулось вперед, особенно в зерновых и свиноводческих. Здесь многого добились ЦК союзов совместно с политотделами. Нужно только, чтобы рабочие и профорганизации этих совхозов организовали около возникших библиотек библиотечные советы, окружили свои библиотеки вниманием, заботились, чтобы библиотеки влияли и на окружающие колхозы, служили для них показом.
Библиотечное дело — лишь одно из звеньев культурной революции, о которой так горячо писал в последний год своей жизни Ильич. Но это то звено, которое может и должно потянуть за собой и ряд других звеньев.
Пишите, товарищи, в Библиотечное управление Наркомпроса (Москва, Чистые пруды, 6), что надо бы, по-вашему, сделать для поднятия библиотечного дела на селе. Нам важны ваши советы.
1935 г.
КАК РЕЦЕНЗИРОВАТЬ КНИЖКИ В ПОМОЩЬ БИБЛИОТЕКАРЮ И ЧИТАТЕЛЮ МАССОВЫХ БИБЛИОТЕК
Сейчас быстро растет число читателей массовых городских и сельских библиотек, быстро растут их запросы, выходит много книг. Библиотекарь сейчас загружен работой, он не может инструктировать каждого читателя, подолгу растолковывать ему, что, как, в какой последовательности читать. Это было возможно, когда читателей было мало. Теперь, чтобы инструктировать читателя по ряду вопросов, надо быть очень хорошо подкованным. Не может быть библиотекарь энциклопедистом каким-то. Кроме того, читатель, массовый читатель, уже вырос, сам знает, какая ему книжка в данную минуту всего интереснее, всего нужнее.
На помощь ему должна прийти рецензия, рекомендательный список.
Но чтобы рецензия помогала, надо, чтобы она была написана определенным образом. Возьмем такую тему: «Что читать по механизации сельского хозяйства».
Рецензии для книг на эту тему должны быть написаны: 1) простым языком, без ненужных малопонятных терминов; 2) должны в сжатой форме излагать, о чем говорится в книжках; 3) какая польза от чтения той или иной книжки (какие теоретические или практические знания она дает); 4) какими знаниями нужно обладать, чтобы ее понять.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи"
Книги похожие на "Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи"
Отзывы читателей о книге "Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи", комментарии и мнения людей о произведении.