Надежда Крупская - Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи"
Описание и краткое содержание "Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи" читать бесплатно онлайн.
Подготовка текста и примечания А Г. КРАВЧЕНКО и Л. С. ФРИД
Быстрые темпы хозяйственного и культурного строительства требуют создания в сравнительно короткие сроки кадров специалистов. Им, как и всем участникам соцстройки, приходится много самостоятельно учиться. Им нужны книги. В наших условиях научные библиотеки не могут быть чем-то замкнутым, доступным лишь узкому кругу лиц. Они должны помогать научной квалификации кадров, уже вступивших в работу, и готовящихся к ней специалистов.
Научные библиотеки должны шире открывать свои двери людям, всерьез желающим учиться, углублять свои знания. Необходимо продумать, как это наилучшим образом сделать. В Библиотечное управление войдут не только массовые, но и научные библиотеки.
Очень важный и большой вопрос — это вопрос снабжения библиотек книгами. Как питать библиотеки? Чем питать?
Книги имеют способность, как говорится, «морально устаревать», они особенно устаревают морально в условиях нашей быстротекущей жизни. Книги, написанные по старым цензурным условиям эзоповским языком, книги, написанные для прежних господствующих классов, касающиеся вопросов, волновавших эти классы, если они даже были художественно написаны, мало интересуют современного массового читателя. Он жаждет книг, близких ему, говорящих о вещах, волнующих его в данную минуту. Ударника социалистической стройки старой литературой не накормишь. И библиотека, которая не пополняется все время вновь выходящей литературой, теряет для читателя интерес, он перестает ходить в библиотеку, равнодушен к ней.
Между нашими массовыми библиотеками и современными нашими писателями нужно установить тесную связь.
Писателю нужно учитывать запросы читателей, и при составлении планов издательств голос библиотечного читателя должен быть слышен.
Это одна часть вопроса. Другая — техника снабжения, техника распределения. Что греха таить, наши книгоснабжающие органы сплошь и рядом рассуждают в отношении библиотек по старинке: «На тебе, боже, что нам не гоже», — лучшее пустим в продажу, а библиотеке сбудем то, что останется. А распределение книг у нас должно быть социалистическое, и в первую голову лучшей книгой мы должны снабжать органы коллективного пользования книгой — библиотеки, а не частного потребителя. Надо будет много и много затратить сил, чтобы сломить установившиеся традиции в снабжении библиотек.
Далее идет вопрос учета. Учет на библиотечном фронте у нас хромает на все четыре лапы. Берешь данные одной области — там учтены лишь политпросветские библиотеки, данные другой области включают профсоюзные библиотеки, данные третьей не включают профсоюзных, зато включают библиотеки изб-читален и т. д. и т. п. Зато учет каждой библиотеки включает в себя массу показателей, отнимает уйму времени. Материалы получаются несравнимые — материалы, которыми нельзя оперировать. Очевидно, придется держать совет с ЦУНХУ и Госпланом, как провести учет самых основных данных, но учет настоящий, без которого все финансово-плановые вопросы повисают в воздухе, все расчеты производятся «на глазок».
Библиотека не может работать без библиотекаря.
Библиотекарь — душа дела. От него зависит очень многое. Он должен быть энтузиастом своего дела, уметь работать с массой читателей, владеть методами библиотечной работы, уметь при помощи этих методов организовывать всю работу библиотеки. Библиотекарь в наших советских библиотеках не может быть простым техническим выдавальщиком книг, он должен владеть не только техникой выдачи, записи книг, умением учитывать число подписчиков, хотя обязательно должен уметь делать и это.
Это умение необходимо, но далеко не достаточно.
Наша советская массовая библиотека не может, не должна превращаться в бюрократическое учреждение, она должна быть живым культурным центром, а это требует от библиотекаря умения подходить к массе, работать с массой, знать ее запросы, умения направлять ее интересы в определенное русло, будить самодеятельность читателей, вести среди них большую инструктивную работу. Советский библиотекарь должен быть человеком образованным и политически подкованным, советский библиотекарь — ответственный участник социалистической стройки- В деревне его роль не меньше, а еще больше, чем в городе.
До крайности важен поэтому умелый подбор библиотечных работников, правильная их подготовка и переподготовка. По данным на 1933 г., 36 % библиотекарей не имеют никакой библиотечной подготовки, 24 % имеют семилетнее образование и либо годичный стаж библиотечной работы, либо библиотечную подготовку на краткосрочных курсах. Другими словами, 60 % теперешних библиотекарей — неподготовленные новички в этом деле, и понятна громадная текучесть этого состава, а текучесть на библиотечном фронте означает фактическое разбазаривание библиотечных фондов, отучивание читателей от библиотеки. Из остальных 40 % — 15 % библиотекари, имеющие образование в объеме библиотечного техникума (очного или заочного), а также работники с незаконченным средним образованием, имеющие практический стаж работы не. менее двух лет. Как видим, этот разряд также очень слабо подготовленный, и только остальные 25 % можно назвать настоящими библиотекарями.
Итак, на фронте библиотечных кадров мы имеем форменный прорыв. Об этом надо сказать открыто, надо обратить исключительное внимание на подготовку кадров. Это сейчас самая ударная задача. Было бы громадной ошибкой по случаю организации Библиотечного управления закрывать при педтехникумах существующие библиотечные отделения, свертывать и ту небольшую работу, которая имеется в настоящее время. Надо прежде всего укрепить то, что есть, а затем надо будет предоставить Библиотечному управлению материальные возможности развернуть необходимую сеть специальных библиотечных техникумов.
Но дело подготовки и переподготовки библиотечных работников будет иметь успех лишь в том случае, если положение библиотекаря — и материальное, и моральное — будет улучшено. Тут нужна большая забота со стороны Библиотечного управления и Цекпроса. Библиотекаря нужно окружить таким же вниманием и заботой, каким окружают учителя. Нужно, чтобы лучшие силы мобилизовали себя на этот фронт. Недаром еще в 1919 г. Владимир Ильич в специальном письме во внешкольный отдел писал о необходимости организации на библиотечном фронте социалистического соревнования. Соцсоревнование — путь к выдвижению лучших работников, путь превращения их работы в практический показ того, как надо поднять дело на должную высоту. Соревнование, правильно, поставленное, зажигает огнем энтузиазма работников в той области работы, где оно проводится.
Ряд причин — и наше прошлое бескультурье, и слабая постановка библиотечного дела, и необходимость сосредоточить главное внимание на создании базы соцстроительства — привел к тому, что библиотека не вошла еще в быт. Бывает так: под боком великолепная доступная библиотека, но люди не знают об ее существовании, а если и знают, то им и в голову не приходит, что ею можно и надо пользоваться. Надо проделать большую работу по привлечению массового читателя. Каждая библиотека должна обрасти читательским активом, который может сделать очень много для поднятия работы библиотеки на должную высоту.
Ильич считал, что и в библиотечном деле, как и в ликвидации безграмотности, важно, чтобы массы сами взялись за это дело. Их надо только систематически инструктировать об очередных задачах библиотечного строительства.
В СССР существуют испытанные пути ликвидации трудностей. Мы умеем мобилизовать силы. Теперь, когда внимание партии, внимание Советской власти направляется на библиотечное дело, нельзя ни минуты сомневаться, что дело быстро пойдет вперед. Будут помогать Советы и их секции, поможет печать. Комсомол уже примыкает к этому делу. Несомненно, помогут политотделы МТС, уже приходят письма из политотделов по поводу библиотек. Помогут Цекпрос и вся масса просвещенцев, которые понимают роль библиотек в деле строительства социализма, которые будут учить и ребят и взрослых, как пользоваться библиотекой. Помогут рабочий актив, ударники колхозных полей, помогут писатели, помогут инженерно-технические работники, вузовские работники и студенты, будут помогать все советские органы.
И тогда наша Страна Советов станет не только грамотной, она станет читающей, использующей все достижения науки, все, что веками добыто человечеством в области знания, техники, искусства, впитает в себя весь опыт применения знаний на практике. Масса научится по-настоящему учиться. Развитие библиотечного дела будет подкреплением школе, облегчит во много раз ее работу.
1933 г.
ВНИМАНИЕ ДЕТСКИМ БИБЛИОТЕКАМ
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи"
Книги похожие на "Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи"
Отзывы читателей о книге "Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи", комментарии и мнения людей о произведении.