» » » Свт. Григорий Палама - ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА


Авторские права

Свт. Григорий Палама - ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА

Здесь можно скачать бесплатно "Свт. Григорий Палама - ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство «ТЕКСТ», год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Свт. Григорий Палама - ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА
Рейтинг:
Название:
ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА
Издательство:
«ТЕКСТ»
Жанр:
Год:
2006
ISBN:
5–903298–03–6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА"

Описание и краткое содержание "ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА" читать бесплатно онлайн.



В книге собраны антилатинские сочинения святителя Григория Паламы (1296–14 ноября 1359), посвященные вопросу об исхождении Святого Духа: два «Аподиктических слова» и примыкающее к ним небольшое произведение «Против Векка».

Публикация данных сочинений, впервые переведенных на русский язык, существенно уточняет и расширяет представление российских читателей об аргументации православных богословов в их полемике с римо–католиками по одному из важнейших спорных вопросов, а также о самой методологии ведения полемики.

Книга предназначена для богословов, философов, историков и всех, интересующихся судьбами Церкви.






Ибо мудрым в вещах божественных и наученным божественным Духом ясно, что когда Дух называется [исходящим] от Обоих, — Отца и Сына, — или от Отца через Него, то это хотя по словам и сходится, но разнится по сути. И отчуждающим Духа от Сына мы справедливо могли бы сказать это, выстраивая с рассуждением свои слова по икономии [427], а усваивающим [Его] Богу через познание Духа как собственного Ему, мы, придерживаясь точности (ήκριβομένως), откроем и то и другое: что от Отца Дух прежде всех веков имеет ипостасное выступление, и что будучи вечно внутренне присущим Сыну, Он явно от Него произошел ради нас и после нас, говоря о выхождении в смысле явления а не [самого Его] существования.

78. Но и Сын, — говорит, — в Духе. Конечно, потому что и Дух является открывающим Его, и Он не только как человек, но и как Бог, согласно Григорию Богослову, посылается Им и воображается в сердцах верных, и обитает [в {стр. 167} них], и бывает видим посредством Его. Ибо божественный Кирилл говорит в «Сокровищах»: «Христов Дух, Который, как и Он, в нас принимает форму» [428]; и также: «Христов Дух, поскольку Божие Слово посредством Духа вселяется в нас» [429]. А что Он родился — не говорится, потому что рожденное всегда является и называется сыном родившего, и родивший — всегда отец; а «исходящее» применительно к Богу, как мы уже говорили, есть не просто и не только [название] Святого Духа. Но то, что выражает предвечное и бытийное выступление, являющееся отличным по своему образу от рождения Сына от Отца, есть [характерный признак] одного лишь Святого Духа; а то, чтобы являться от сокровенности и открываться, и публично являть Свою силу посредством совершаемых чудес, — принадлежит не только Святому Духу, но и Самому [Отцу], ибо наипророчественный среди царей говорит: Боже, внегда исходити Тебе посреде людей Твоих, внегда мимоходити Тебе в пустыни, земля потрясеся [430].

Поэтому–то и когда Отец некогда в древности являлся и через Моисея чудотворил, случилось, согласно богословнейшему Григорию, первое землетрясение, когда евреи переходили от почитания идолов к несовершенному, но истинному богопознанию. Но и во время [явления] Сына и Святого Духа произошло второе землетрясение, когда иудеи перестраивались от Закона к Евангелию [431], и всякий народ призывался к благовествуемому причастию обожения. Но и когда один только Сын Крестом проходил сквозь истинную пустыню, смерть и ад, и являлся посреде людей {стр. 168} Иудейских, то посредством бывших с неба божественных знамений земля потрясеся [даже] и чувственным образом. Видишь ли что в этом смысле «исхождение» является не только [принадлежностью] Духа, но общим [достоянием] Отца, Сына и Духа? Но это исхождение — позднейшее и во времени, ибо [Писание] говорит: посреде людей. Если же посреде людей, то [это значит, что] и после людей.

79. Так что мы хорошо сказали, что «исхождение» применительно к Святому Духу не всегда означает [Его] предвечное бытие от Отца, но бывает, что и следующее [за тем во времени] явление, по отношению к которому и Сын будет общником Отца, что явно показывает и божественный Кирилл, говоря, что «Духа испускает нам Сын из Своей сущности» [432]. Ведь, прибавив [предлог] «нам», он дает понять временной характер выделения (άναδόσεως) [Духа]. И Иоиль, — или, лучше сказать, через него Бог, — предвозвещая, что источаемое нам от Отца и Сына есть энергия и дар божественного Духа, не глаголет: «изолью Духа Моего», но излию от Духа Моего [433]. Ибо, как говорит и Златоустый отец, «часть он [здесь] подразумевает энергии, ибо Утешитель, конечно же, не делится на части» [434]. А корифей апостолов много где, или, скорее, везде, называет даром излитое тогда им. И опять же золотой богослов говорит: «Не Бог, но благодать изливается» [435].

80. Однако, мы не будем по причине этого считать, что Дух исходит от Отца и Сына, ибо мы бы скорее бесчестили Его, нежели прославляли, причисляя к тем, которые получили бытие через Сына. Поэтому мы считаем Его осо{стр. 169}бым образом (ίδιοτρόπως) и предвечно исходящим от одного лишь Отца, как и Сын [особым образом и предвечно] рождается. И веруя так, мы сславим Его и спокланяемся [Ему] со Отцем и Сыном.

И показывая это, богоносные отцы, в Символе православия свели во едино исхождение Духа от Отца и сопрославление Его со Отцом и Сыном, изрекши одно вместе с другим и передав [последующим за ними верным], так что не верующие в Духа Святаго от одного лишь Отца исходящаго, как, несомненно, и в [от одного лишь Отца] родившегося Сына, не могут и споклоняться вместе с ними Духу, созерцаемому в особой ипостаси.

81. Ведь если бы Он всегда был для Них общим, так что от Них [было бы] исхождение Духа, тогда Дух был бы только энергией и не [существовал бы] в [отдельной] ипостаси; ибо общее для Них — это только энергия. Конечно, Он является для Них общим как единосущный, но не всегда общим для Них как [сущий] от Обоих хотя бы сейчас — в конце веков — Он и изливался от Обоих; прибавлю же — что и от Себя Самого, поскольку Он и самовластно изливается к нам. Ведь и Сыну сказано, как говорится у пророка: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя [436]. Но мы знаем, что это рождение — во времени. Что же, разве не содействовал этому рождению и Дух, Которым при крещении воспринятое от нас смешение (φύραμα) Сына помазалось и явилось помазанным, из–за того, что оно и прежде крещения сделалось равнобожественным (όμόθεον), поскольку и в начале Сын Божий воплотися, по написанному, от Духа Свята и Марии Девы?

Скажешь ли тогда, — по причине этого Его во времени рождения, — что Сын прежде веков родился от Отца {стр. 170} и от Духа? Может быть, ты, — который доставляешь себе знание о Боге логическими методами и из того, что после, заключаешь, как сам говоришь, о сущем предвечно, — и вправду [скажешь это], и приведешь в качестве достовернейшего свидетеля Самого Сына, глаголющего через пророка: Господь посла Мя и Дух Его [437], ибо и это твое — считать за одно и то же послание и тропос существования. К тому же ты воспользуешься и этим [изречением] великого Павла и превратно истолкуешь [его], все равно — умышленно и злонамеренно или же заблуждаясь и не сознаваясь [в этом]. Овому бо, — говорит он, — Духом дается слово премудрости, иному же слово разума [438]. Но и Христос обитает в сердцах не неиспытанных — несомненно, что через [посредство] Духа — и мысленно созерцается и воображается [то есть, принимает образ], и является — тоже через [посредство] Духа. Стало быть, заключив об этом посредством просиллогизма, ты скажешь, что если через Духа, то и от Духа. Если же от Отца и Духа Сын явно посылается и приемлет крещение, — по которому всякий крестящийся рождается от Духа, — и воссиявает в сердцах — и это тоже через Духа, то собрав воедино это и тому подобное, и затем сделав общие выводы, как вы это умеете (κατά τας σας έπιστήμας), ты будешь считать и доказывать, что и Сын рожден и от Духа. Но, конечно, не мы, о мудрейший из смертных, совершенно непричастные этого твоего богословия [будем делать то же], но право и принесем и разделим [439] исповедание веры, говоря, что от изначально одного лишь Отца непосредственно суть Сын и Дух, хотя и особым образом Каждый из Них.

82. И к тому же, показывая характерную особенность тропоса [существования] Каждого, существование Сына от Отца называем рождением, а Святого Духа — исхождением. {стр. 171} А бывшее впоследствии во времени и после твари и применительно к ней мы всегда по смыслу разделяем от предвечного и безначального бытия Оных, а на словах иногда сближая (хотя и весьма редко) или слыша неких, сближающих [эти понятия], не отвергаем разницу в смыслах. Таково и сказанное Господом: Аз от Отца изыдох и приидох [440], и изыдох от Отца и приидох в мiр [441]. Ведь здесь «изыдох», будучи одним [и тем же словом], не один [и тот же] выражает смысл, ибо указывает и применительно к нам на послание от Отца к нам и ради нас, и на предвечное выступление из сущности и ипостаси Отца.

Так что же, ради того, что они выражены одним словом, соединим весьма и более чем весьма отстоящие друг от друга [понятия]? Или поскольку «изыдох» указывает и на послание, а послание Сына было от Отца и Духа, согласно [сказанному] Господь посла Мя и Дух Его [442], — скажу снова то, что уже много раз было сказано, — то будем учить, будто Сын и Слово Божие происходит от Отца и Духа? Отнюдь. Следовательно, и из–за того, что послание или явление, или выступление Святого Духа от Отца и Сына, — я говорю о [выступлении] во времени и с целью явления, — сходится иногда лексически воедино с предвечным, не станем учить, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, поскольку знаем Его как Бога от Бога, одинаково предвечного с произведшим Его Отцом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА"

Книги похожие на "ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Свт. Григорий Палама

Свт. Григорий Палама - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Свт. Григорий Палама - ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА"

Отзывы читателей о книге "ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.