» » » » Александр Широкорад - Атлантический вал Гитлера


Авторские права

Александр Широкорад - Атлантический вал Гитлера

Здесь можно купить и скачать "Александр Широкорад - Атлантический вал Гитлера" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Широкорад - Атлантический вал Гитлера
Рейтинг:
Название:
Атлантический вал Гитлера
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-9533-4245-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Атлантический вал Гитлера"

Описание и краткое содержание "Атлантический вал Гитлера" читать бесплатно онлайн.



Атлантический вал стал самой грандиозной системой береговых укреплений в истории человечества. Его береговые батареи, бетонные подземные сооружения и различные средства противодесантной обороны представляли собой шедевры артиллерийской и строительной техники. В то же время Гитлер и его адмиралы допустили ряд непростительных просчетов, сделавших возможным успешное вторжение союзников в Нормандию. Западные историки уже полвека спорят о достоинствах и недостатках систем вала. А советское руководство со времен войны наложило табу на любую информацию об Атлантическом вале, и отечественный читатель впервые познакомится с ним в этой книге.






Черчилль был в восторге от своего блефа! Еще бы, он вывел из игры весь германский надводный флот в самый ответственный момент битвы за Атлантику!

Теперь германские подводные лодки были предоставлены сами себе, поскольку подавляющее количество германских бомбардировщиков сражались на Восточном фронте, а крупные германские надводные корабли ушли в Норвегию.

Ну и появился новый повод для отмены нескольких северных конвоев в Россию.

Блеф Черчилля привел к резкому увеличению численности оккупационных войск в Норвегии. В конце апреля 1942 г. армия «Норвегия» насчитывала пять пехотных дивизий, две дивизии внутренних войск, три гарнизона, подчинявшихся командирам дивизий, и 3‑ю горнострелковую дивизию, которая прибывала в течение месяца. Подкрепления и 20 «крепостных» батальонов были включены в состав дивизий.

В феврале 1942 г. в Эберсвальде на базе «40‑го танкового батальона особого назначения» началось формирование 25‑й танковой дивизии. В ее состав вошло 108 танков Т-IV, которые были самыми мощными машинами вермахта до появления «Тигров».

Вермахт собирался до 1 августа довести общее число тяжелых береговых батарей до 152 и начать устанавливать еще 66 артиллерийских батарей, две торпедные батареи и 21 мощный угольный прожектор. В июне Гитлер приказал министру оборонной промышленности оснастить Рейхсштрассе 50 всепогодным покрытием и начать строить строительство одноколейной железной дороги от Му через Фёуске и Нарвик до Киркенеса.

Всю весну и лето 1942 г. командование вооруженных сил Норвегии находилось в постоянной тревоге. Каждый конвой, шедший из Исландии в русские арктические порты, мог перевозить силы вторжения, а «надежные» сообщения о приближающейся высадке приходили почти ежедневно.

1 октября 1942 г. командование армии «Норвегия» сообщило, что имеет достоверные сведения о предстоящей высадке десанта вроде той, которая имела место в Дьеппе во время рейда в августе 1942 г. Но высадка в Норвегии считалась более опасной, поскольку, во-первых, могла привести к изменению политики Швеции, а во-вторых, даже если бы войска высадились не на материке, а на прибрежных островах, это все равно позволило бы им перерезать линию снабжения Северной Норвегии и Финляндии.

«С приближением нового года страх перед высадкой союзников в Норвегии и ее возможным влиянием на позицию Швеции становился все сильнее. Комментируя 16 ноября донесения о том, что недавние события в Северной Африке произвели сильное впечатление на шведское правительство, Гитлер заявил, что „недостаточная безопасность северных территорий“ заботит его намного больше, чем предстоящее широкомасштабное наступление в России. С целью усиления обороны Норвегии он запретил все обмены частей с Восточным фронтом и приказал немедленно прислать армии „Норвегия“ из Финляндии танковый батальон, и из группы армий „Север“ — батальон саперов. Кроме того, он пообещал прислать в Норвегию 5‑ю горнострелковую дивизию, как только группа армий „Север“ сможет ее отпустить, и одну военно-воздушную дивизию, как только та будет сформирована.

В декабре ставка Маннергейма сообщила армии „Нормандия“ о том, что у союзников существует план высадки в одном из „узких мест“ Норвегии (где-то между Тронхеймом и Нарвиком) с целью разрезать немецкие части в Скандинавии. Союзники рассчитывают на то, говорилось в сообщении, что немцы, прижатые спиной к шведской границе, потребуют разрешения пересечь территорию Швеции, на что шведы почти наверняка ответят отказом. Если немцы прибегнут к силе, то Швеция присоединится к союзникам и в Скандинавии будет создан второй фронт. Проанализировав эти сведения, армия „Норвегия“ пришла к выводу, что наиболее вероятным местом высадки является Будё, а наиболее вероятным временем — март или апрель 1943 г. В конце года Фалькенхорст назвал слухи о вторжении в 1942 г. „всего лишь попытками обмануть нас и сбить с толку“. Но в заключение сказал: „Однако сообщение о новой операции, запланированной на 1943 год, выглядит праводоподобно“»[11].

А британская разведка тем временем продолжала дурить немцам голову. В конце 1943 г. — начале 1944 г. был разработан план «Бодигиорд» вторжения в Норвегию летом 1944 г. В Шотландии было создано специальное англо-американское командование. Там же сосредоточилось большое количество военной техники. Но, увы, все это было сплошной липой, а 95 % боевой техники — макетами, которые должны были ввести в заблуждение германские разведывательные самолеты.

На самом же деле у союзников не было никаких планов вторжения в Норвегию, а Черчилль потирал руки от радости, когда получал сведения о строительстве десятков мощных германских береговых батарей, составлявших северное крыло Великого Атлантического вала.

Глава 4

Оборона Осло-фьорда

В отличие от всего остального побережья Атлантического вала, длинная береговая линия Норвегии предоставляла множество преимуществ обороняющимся, так как на большей ее части не имелось подходящих для вылазки мест. Изрезанное побережье, высокие скалы делали невозможной высадку десанта на участках во многие десятки километров. Там и не было необходимости строить береговые батареи.

Расположение германских береговых батарей на территории Норвегии


Немногочисленные отлогие участки берега, где могли пристать десантные суда, зачастую не имели рядом дорог, а через несколько сот метров, в крайнем случае километров, начинался горный рельеф местности.

Севернее Ставангера на побережье и во фьордах имелось несколько удобных участков, но они были каменистыми, и длина их редко превышала 20 метров. Кроме того, множество скалистых островов серьезно осложняли судоходство. Побережье к югу от Ставангера являлось исключением, так как было в основном ровным и песчаным, чем походило на взморье Западной Дании.

Там немцы построили многочисленные укрепления, в том числе бункеры и Ringstände с танковыми башнями. В прибрежные заграждения были включены даже «драконовы зубы».

Главное внимание немцы уделяли защите фьордов, где находились норвежские порты. К 1944 г. в систему береговой обороны Норвегии входило около тысячи орудий нескольких десятков образцов — германских, норвежских, французских, советских и т. д.

На побережье было установлено свыше 50 РЛС типа «Фрейя», «Вюрсбург», «Зеетант» и других, выполнявших задачи обнаружения воздушных и надводных целей, а также управлявших стрельбой береговой и зенитной артиллерии.

Рассмотрим основные районы размещения германской береговой артиллерии, двигаясь вдоль побережья с юга на север[12].

Артиллерийская группа «Фридрихштадт» была расположена на восточном берегу залива Бохус у входа в Осло-фьорд, в 20–30 км от сухопутной шведской границы. В состав группы входили 5 батарей в трех населенных пунктах:

1. Торгатен. Там в 1942 г. были установлены 4 германские пушки 10 cm K.17/04. В сентябре 1944 г. там разместили еще две французские пушки 10,5 cm K.331(f).

2. Кьёкен (Kjököen). Там в мае 1941 г. были установлены четыре германские пушки 10 cm K.17,04, а в апреле — две зенитные пушки 8,8 cm Flak (r). Последние представляли собой советские 85‑мм зенитные пушки образца 1939 г. со стволами, рассверленными под германский калибр — 88 мм.

3. Дале. Там в апреле 1945 г. были установлены четыре французские гаубицы 15,5 cm sFH(f) с дальностью стрельбы 11,1 км. До этого они находились на батареи в Квалсунде (Kvalsund).

Кроме того, в районе Фридрихштадта на железнодорожной станции Кнаттеру базировалась железнодорожная батарея № 689. В ее составе имелись две 28‑см пушки «Тяжелый Бруно». Формально эта батарея не входила в состав береговой обороны. Однако наличие железнодорожных путей на всем побережье от городка Халден на шведской границе до самого Осло позволяло 28‑см установкам держать под обстрелом залив Бохус и весь Осло-фьорд.

8-см железнодорожная установка «Тяжелый Бруно»


Артиллерийская группа Мокерё (Maakeröy) расположилась на западном берегу в устье Осло-фьорда. Большая часть батарей находилась в фортах бывшей норвежской крепости «Осло-фьорд». Батареи группы размещались в следующих местах:

Старый норвежский форт Булэрне. Там находились четыре 15‑см норвежские пушки L50 «Бофрс» с дальностью стрельбы 19,5 км. Кроме того, в июне 1944 г. были установлены еще четыре французские пушки 10,5 cm K.331(f) с дальностью стрельбы 19,5 км.

В форту Торас (Toraas) были установлены четыре 15‑см пушки L50 «Бофорс».

У местечка Нотерё (Nötteröy) с марта 1944 г. строилась мощная батарея с тремя французскими пушками 38 cm KM.36/35(f). Эти орудия первоначально предназначались для линкора «Клемансо». Однако к 9 мая 1945 г. эта батарея так и не была достроена.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Атлантический вал Гитлера"

Книги похожие на "Атлантический вал Гитлера" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Широкорад

Александр Широкорад - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Широкорад - Атлантический вал Гитлера"

Отзывы читателей о книге "Атлантический вал Гитлера", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.