Гари Коллинз - Пособие по христианскому душепопечению
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Пособие по христианскому душепопечению"
Описание и краткое содержание "Пособие по христианскому душепопечению" читать бесплатно онлайн.
Эта книга может стать пособием по христианскому душепопечению для пасторов и душепопечителей, руководством для их помощников из числа рядовых верующих, а также учебником для библейских учебных заведений. Работая над этой книгой, автор руководствовался библейским учением и старался быть в курсе всех имеющихся на текущий день концепций и данных из области душепопечения и психологии.
Религиозное издание
1) Страх. Необходимо выяснить, не испытывает ли физически больной человек или кто–то из его семьи те или иные страхи, описанные в этой главе? Нет ли дополнительных страхов, которыми больной может поделиться? Действительно ли эти страхи основаны на реальных фактах, или на самом деле они необоснованны? Страхи следует изложить, обсудить, оценить, а не пытаться отмахнуться от них даже в том случае, когда душепопечитель полагает, что они иррациональны. Молитесь с подопечным о его страхах и просите Бога даровать ему душевный мир и покой даже в тяжелом состоянии.
2) Жалость к себе. Когда человек болен, когда он вынужден сбавить жизненный темп, а иногда и остаться в одиночестве, у него появляется много времени подумать о сложившихся обстоятельствах. Часто он сбивается на мысли о том плохом, что принесла болезнь, или о жизни вообще, и все это может порождать жалость к себе. Отсюда могут возникнуть дополнительные проблемы: скука, одиночество и физическая болезнь порождают жалость к себе; жалость — гнев и уныние, а это в свою очередь — еще большую жалость к себе, что весьма негативно сказывается на лечении.
Жалость к себе и глубокое раздумье некоторое время могут быть даже приятны. Такие установки способны вызвать симпатию у ближних или чувство праведного негодования в отношении превратностей жизни. Однако если подобные установки сохраняются, человек со временем становится озлобленным[1158], что может отталкивать от него ближних.
Если человек охвачен жалостью к себе, мягко укажите ему на это. Больной может отреагировать гневом, но душепопечителю, оставаясь принимающим и понимающим, следует сохранить твердость. Помогите подопечному поразмышлять о положительных и отрицательных сторонах жизни. Может быть, что–то хорошее есть и в болезни?[1159] Может быть, болезнь несет с собой более объективное восприятие существующей ситуации? Призывайте подопечного молиться, исповедуя горечь перед Богом и прося Его о прощении и руководстве. После этого бывает полезно обдумать все, что можно предпринять, чтобы примириться с неизбежным. Признайте, что лучшее решение пока может состоять в отдыхе, который предоставляет организму время для физического возрождения. Скажите также о том, что во время болезни может произойти переоценка жизненных ценностей и появится время, которое можно будет посвятить общению с Богом.
3) Гнев. Гнев не всегда бывает неправильным или губительным, однако, сопровождая болезнь, он нередко влияет на состояние больного, даже когда сам больной и не знает о его существовании. Замкнутость, негативная оценка действий родственников или больничного персонала, пренебрежение другими в палате, требование особого внимания к своей персоне или особого лечения, капризы и постоянные жалобы, депрессия, отказ молиться — все это может быть завуалированным свидетельством гнева, направленного против Бога, самого себя и ближних. Если гнев подавляется или отрицается, устранить его невозможно. После молитвы к Богу с просьбой о Его содействии, можно побудить подопечного попытаться освободиться от своего гнева с честью, приняв как данность, что гнев существует; подопечному следует обсудить этот факт с душепопечителем, исповедать его перед Богом и просить о Его помощи, чтобы совладать с гневом и не позволять ему управлять больным.
4) Скорбь. В старом гимне говорилось, что христианам не пристало унывать, так как им есть на Кого надеяться:
Искушенье ль нас тревожит, пытки ль тяжки для кого,
Каждый пусть из нас возложит скорбь свою всю на Него.
Он один среди вселенной может свет средь тьмы пролить;
Лишь Христос один мгновенно может горе облегчить.
Ситуации, лишающие нас мужества, должны побуждать к молитве и показывать, «что за Друга мы имеем», однако, как мы отметили в главе 8, не стоит приходить к сомнительному заключению о том, что скорбь есть грех. Многие не хотят признавать своих скорбей и не желают говорить о том, что приводит их в уныние. И тогда душепопечитель может показать, что «нет никаких возражений против скорбей в течение определенного времени». Помогите подопечным понять это и сделать все посильное, чтобы реалистически решать проблему источника скорби.
5) Вина. Больных следует поощрять выражать свое ощущение вины, исповедовать грехи и бессилие перед Богом и ближними[1160] и переживать радость познания Божьего прощения. Душепопечителю придется показать некоторым больным, что чувство вины, каким бы реальным оно ни было, возникает на основе ложных умозаключений и предположений о прошлом поведении и о том, как относится к людям Бог.
6) Боль. Согласно статистике, только в Соединенных Штатах Америки около 80 миллионов человек страдают от постоянной боли[1161]. Как и следовало ожидать, основными причинами этой упорной, постоянной боли являются хронические заболевания, которые некоторые люди должны учиться принимать и существовать с ними до конца жизни[1162]. Накапливаются научные данные, которые показывают, что одним из существенных компонентов феномена боли является психологический. Например, известно, что тревога усиливает боль. Опыт многих специализированных клиник[1163] показывает, что люди, страдающие хронической болезнью, нередко могут научиться контролировать свою боль, а иногда и устранять ее, изменяя свои установки, восприятие и поведение[1164].
7) Трудные вопросы. Хотя больные люди не всегда говорят, что думают, многие из них отчаянно бьются над такими вопросами: «Почему я страдаю от такой боли?»; «Почему это случилось именно со мной?»; «Что будет со мной и моей семьей, если я не поправляюсь?»; «В самом ли деле доктора знают, что делают?»; «Действительно ли медперсонал этой больницы заботится о таких стариках, как я, или они пренебрегают нами и считают, что надежды на выздоровление пожилых больных нет никакой?»; «Пока я болен этой серьезной болезнью, как быть с моим половым влечением и неудовлетворенностью?»[1165]
Над такими и подобными вопросами часто размышляют душепопечитель и домочадцы больных, не желая обсуждать их. Эти вопросы не следует слишком часто поднимать, если больной сам не ставит их. Но, напротив, если подопечный никогда не упоминает вопросов, подобных этим, то поднимать их душепопечитель обязан — предпочтительно в то время, если есть возможность спокойно, без суеты обсудить их с больным. Конечно, на эти вопросы не всегда легко ответить. Как мы убедились, Библия дает определенные ответы, но она учит и тому, что пути Божьи неисповедимы и мы не в силах понять их[1166].
Также трудно постичь проблему смерти и обсуждать ее. Билли Грэм пишет о «заговоре молчания», который заставляет большинство людей (включая медперсонал) избегать и простого упоминания о возможной смерти, чтобы не подорвать морального духа больного, а также не поднимать слишком неудобных для обсуждения вопросов. Грэм цитирует одного автора, который пришел к выводу, что «большинство больниц в нашей стране отличают, по крайней мере, две особенности: они стараются скрывать от больного тот факт, что он может умереть, а когда роковое время наступает, его изолируют от семьи и друзей»[1167]. Иногда больной погружается в эйфорию, и это не дает честно обсудить приближение смерти; он уходит от размышлений о том, как его семья справится с этой утратой и где больной окажется в вечности.
Иногда кто–либо из родственников больного может спросить у вас, надо ли говорить больному правду о серьезном или смертельном диагнозе. Этот вопрос часто обсуждают, однако многие врачи согласятся с Э. Кублер–Росс, что большая часть больных ощущает истину еще прежде, чем им скажут. Откровенное, честное и заботливое изложение диагноза дает возможность сохранить доверие больного. Если это сопровождается неторопливым обсуждением ситуации, подопечный может выразить свои чувства, принять помощь, чтобы привести практические и финансовые дела в порядок, попрощаться с близкими, разрешить напряженные межличностные отношения и убедиться в примирении с Богом.
4. Поощрять принятие решения. У физически больного человека может сформироваться установка на бездеятельность и меланхолические размышления. Такая установка препятствует исцелению и делает жизнь несчастной. Душепопечитель может мягко противостать подобным установкам, помогая людям сформировать более сбалансированные взгляды на ситуацию в настоящем, и вести их к принятию реалистических решений в отношении будущего. Некоторым больным предстоит жить с постоянными ограничениями и затруднениями, но даже так они могут жить полноценной жизнью, используя все свои способности, компетентность и оставшиеся ресурсы физических сил.
5. Вселять надежду. Христианин признает, что серьезная болезнь и даже сама смерть еще не означают конца осмысленного бытия. В основании христианской веры лежит надежда. Надежда превышает простое ожидание чуда, сотворенного Богом. Надежда — это убежденность в том, что Бог, живой и всевластный, управляет всем мирозданием; и мы можем уповать на то, что Он исполнит то, что в конечном счете будет наилучшим для нас[1168]. Часто за этим наилучшим стоит исцеление; иногда за этим стоят долгие годы страданий или немощи; в конечном же счете за этим стоит смерть и (для верующего) переход в вечную жизнь с Христом. Гнев, фрустрация и досада почти всегда приходят вместе с серьезной болезнью, но им можно противопоставить надежду, которую мы имеем во Христе; не надежду, которую несут некоторые основанные на чувствах фантазии о том, что может случиться, а упование, основанное на библейском учении о Боге и Его творении.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пособие по христианскому душепопечению"
Книги похожие на "Пособие по христианскому душепопечению" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Гари Коллинз - Пособие по христианскому душепопечению"
Отзывы читателей о книге "Пособие по христианскому душепопечению", комментарии и мнения людей о произведении.




















